За отдельными мировыми событиями с трудом просматриваются контуры грядущего миропорядка. Концепты вроде бы знакомы — многополярность, трампизм, брекзит, гибридные войны, но как сложится этот пазл хотя бы в 2019 году, мало кто берется предсказать. Уже радует хотя бы непритязательная ясность: мир не ждет ничего хорошего, и нас, россиян, в этом мире тоже. С другой стороны, и ядерной дубинкой никто над головой не размахивает, и санкции не так чтоб уж больно кусаются. Терпимо.
Эта глобальная хаотичность хорошо заметна по подборке международных прогнозов, которые мы попросили составить два крупных института — Международный клуб «Валдай» и Российский совет по международным делам. Конфликты и противоречия между странами обостряются даже в рамках отдельных регионов, что уж говорить о мировых трендах. Даже второстепенных игроков, которые предпочли бы постоять в сторонке, обстоятельства буквально вынуждают принимать ту или иную сторону, выбирать союзников или врагов, жизнь или кошелек, революцию или смерть. Последний звездно-полосатый гегемон, уже утыканный кризисными пиками, все еще бьет копытом, сея вокруг себя хаос из непредсказуемых и непродуманных решений. Реакция американского истеблишмента на решение Дональда Трампа о выводе войск из Сирии хорошо показывает сумбур в коридорах Белого дома, который резонирует по всем континентам, привыкшим выстраивать свою политику с оглядкой на повестку из Вашингтона. Не до прогнозов.
При этом есть очень стойкое ощущение, что все эти геополитические баталии за нефть, газ, религию или территорию скрывают под собой серьезные процессы иного характера и температуры, которые, словно расплавленная минеральная масса, готовятся пробить путь на поверхность через жерло нового вулкана социального недовольства. Кризисная динамика неравенства, низкая производительность капитала, вялые темпы мирового экономического роста, исчезновение традиционных рабочих мест, деградация технологических циклов, которые сменяются чем-то неясным и пока неэффективным, — все эти тренды и показатели до недавних пор принято было относить к ведению людей образованных, состоятельных и предприимчивых. Однако внезапно оказалось, что представители наемного труда вполне осознают, что становятся жертвами смены очередного уклада, и готовы побороться за свои мозолистые руки с пренебрежительным отношением элит.
Ничего удивительного, что витринами этих процессов выступили страны Запада, прошедшие и волны всеобщего образования, и эпохи всеобщего благосостояния. Описания геополитических прогнозов в Азии или на Ближнем Востоке все еще похожи на игру «Монополия» — в них как будто не существует населения, а люди — будто случайные свидетели спектаклей с войнами, дележкой земли, храмов, месторождений. В то же время жители Старого Света надевают желтые жилеты и пытаются изменить свою судьбу, остановить свои элиты, которые мечтали бы уйти в счастливое ближневосточное неведение эмиров и пашей о жизни свои подданных.
Интересно, что Россия сегодня оказывается созвучна всем п