17 января нынешнего года решением российского правительства была создана некоммерческая организация «Организационный комитет «Россия-2018» для подготовки и проведения через семь лет в нашей стране Чемпионата мира по футболу. Спустя ровно два месяца определился и персональный состав наблюдательного совета этой организации, то есть список тех, кто в максимальной степени будет приближен к мундиалю в России. В этом списке, который возглавляет глава набсовета Владимир Путин, 38 человек — помощники президента, министры и замминистры, руководители госкорпораций и федеральных структур, футбольные чиновники.
Но самое интересное — это поименный список 13 российских губернаторов, вошедших в наблюдательный совет оргкомитета «Россия-2018». Это Владимир Артяков (Самарская область), Анатолий Бровко (Волгоградская область), Сергей Вахруков (Ярославская область), Василий Голубев (Ростовская область), Борис Громов (Московская область), Валентина Матвиенко (Санкт-Петербург), Николай Меркушкин (республика Мордовия), Рустам Минниханов (республика Татарстан), Александр Мишарин (Свердловская область), Сергей Собянин (Москва), Александр Ткачев (Краснодарский край), Николай Цуканов (Калининградская область), Валерий Шанцев (Нижегородская область). По законам номенклатуры, включение этих людей в состав набсовета означает, что правительство окончательно определилось со списком регионов, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу и которые, соответственно, будут получать деньги из федерального бюджета и внебюджетных фондов на подготовку и проведение мундиаля в России. Исключение, составляет, пожалуй, только Московская область — в футбол там играть не будут, но регион, по сути, вместе со столицей, будет обеспечивать инфраструктуру для приема футбольных гостей. Определенные сомнения у федерального центра были, видимо, в отношении западного российского анклава — Калининградской области. Однако в феврале Владимир Путин обнадежил калининградцев. «В Калининграде есть проблема с инфраструктурой, и, может быть, поэтому стоит уделить Калининграду особое внимание — здесь нужно будет построить стадион на 45 тысяч зрителей. Мы сделаем все, чтобы Калининград остался в списке претендентов на проведение соревнований в 2018 году», — сказал он калининградской футбольной общественности.
В то же время список членов набсовета свидетельствует о том, что федеральный центр так и не решился предлагать инспекторам ФИФА (именно за ними остается последнее слово в определении мест футбольных ристалищ) провести некоторые матчи мундиаля на Северном Кавказе. Такую идею выдвигали президент Чечни Рамзан Кадыров и президент Дагестана Магомедсалам Магомедов. Для этого в Грозном уже практически готов 30-тысячный стадион, а республиканский «Терек» в этом сезоне нацелился попасть в пятерку лучших футбольных клубов страны (прошлый сезон команда закончила на 12-м месте). Дагестанские же власти передали свой «Анжи» в руки Сулеймана Керимова, который, по их словам, изъявил желание построить на своей родине 40-тысячный стадион и тоже хотел бы видеть свой клуб гораздо выше 11-го места в турнирной таблице прошлого футбольного российского сезона. Поэтому, кстати, в феврале «Анжи» официально объявил о подписании контракта с легендой мирового футбола, 37-летним бразильцем Роберто Карлосом, затем подписал контракт с лучшим опорным полузащитником по итогам минувшего сезона чемпионата Бразилии Жусилеем да Силвой, и потом пополнил свой состав еще одним бразильцем — нападающим Диего Тарделли. Но эти приобретения делались не ради чемпионата мира — еще 21 января полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин заявил журналистам на пресс-конференции, что матчей мундиаля в этом макрорегионе не будет. «На данный момент мы не может сказать, что мы до конца закрыли тему обеспечения безопасности в (этих) территориях. Поэтому, чтобы не давать поводов международной общественности под любыми предлогами — а у нас много оппозиционеров и противников, которые бы не хотели проводить в России такой турнир — мы рисковать не будет в этой части», — сказал он.
Остальные же 13 регионов готовятся осваивать многомиллиардные инвестиции. Официально правительство называет сумму 10 млрд долларов, которая будет потрачена на подготовку к мундиалю, говоря, что большую часть затрат возьмет на себя бизнес (если брать сочинскую олимпиаду, то подготовка к ней оценивается в 30 млрд долларов, из которых более половины выделяет федеральный бюджет). Однако, по расчетам въедливых экспертов, только модернизация автомобильных и железных дорог, по которым правительство задумало сделать скоростное движение потребует около 35 млрд долларов в сегодняшних ценах. Но регионы, которым достанутся эти деньги, готовы осваивать и федеральные трансферы, и сами выделять на инфраструктуру, затаскивать частых инвесторов. Потому что они понимают, что такой шанс разом решить долго копившиеся проблемы выпадает крайне редко.