1 июня в Перми стартовал фестиваль «Белые ночи». Его идея уникальна не только для региона, но и для России в целом: в программе свыше 400 мероприятий, а продлится фестиваль 26 дней. Выбор широчайший: начиная с выставок современного искусства, танцевальных, музыкальных и кинопроектов, заканчивая интерактивными играми на территории всего города и авиафестивалем. Масштабное событие позволит значительно увеличить поток туристов: планируется, что в июне Пермь посетит 40 тыс. приезжих (в этом же месяце прошлого года их было вдвое меньше). По словам министра культуры края Николая Новичкова, в будущем ставку планируется сделать именно на развитие событийного туризма, формирование насыщенной программы на протяжении всего года (поэтому отрасль недавно была передана из ведения министерства развития предпринимательства и торговли в министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций). Но для достижения планки в 2,5 млн туристов этого мало.
Почти с чистого листа
По данным Росстата, количество ночевок в гостиницах и иных местах размещения Пермского края в 2009 году (за 2010-й информация пока не опубликована) составило 654 тысячи. Ночевка — один из основных параметров, который позволяет оценить состояние туристического рынка. За последние пять лет их количество выросло всего на 7% (612 тысяч в 2005-м). Пермский край значительно проигрывает лидеру на территории Урала и Западной Сибири — Свердловской области (в 2009 году здесь зафиксировано 1,86 млн ночевок: рост к 2005-му 55%). Прикамье находится примерно на одном уровне с Челябинской областью (680 тыс. ночевок), между тем о желании стать туристической Меккой там не говорят.
Как указано в проекте развития туристическо-рекреационных зон (ТРЗ) Пермского края, 3,9% туристического потока в 2009 году пришлось на иностранцев, причем 70% гостей приехало с деловыми целями (командировки, посещение конгрессно-выставочных мероприятий). «Приведенные цифры показывают, что ориентироваться на целевую группу иностранцев нельзя в силу ее крайней немногочисленности», — говорится в документе. Остальные 96,1% туристов — россияне. Среди них цели приезда распределены следующим образом: 42% — деловые, 28% — лечение в санаториях, 18% — отдых и досуг, 12% — прочее.
Аналитика Информационно-туристического центра (оказывает бесплатные консультационные услуги, создан летом 2009-го) позволяет примерно понять, кому интересен регион. В 2010 году центр посетило 755 иностранцев, из них 21,4% — немцев, 14,6% — французов, 11,3% — британцев, 6,5% — датчан и 4,8% — испанцев. На другие страны по отдельности приходится не более 3,5% (26 человек). Посетителей-россиян было гораздо больше — 5,53 тысячи. Пятерка лидеров выглядит так: 59,4% (3,3 тыс. человек) — жители самой Перми; 4,9% (269 человек) — Москвы; 1,8% (100) — Челябинска; 1,7% (92) — Санкт-Петербурга; 1,5% (84 туриста) — Самары. Несмотря на широкую географию, результаты не выдающиеся.
Бром-иодная вода и инопланетяне
«Пермский край долгое время не рассматривался как туристический регион, однако его территория обладает значительным потенциалом. Притягательность для въезжающих определяется близостью к столицам и крупнейшим городам (Нижнему Новгороду, Казани, Екатеринбургу, Уфе и другим), разветвленностью транспортной сети, положением Перми на Транссибе и Каме, сохранностью историко-культурного наследия», объясняет проект развития ТРЗ.
Работа, по мнению исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, предстоит серьезная:
— Чтобы приблизиться к уровню 2,5 млн туристов, Пермскому краю придется приложить колоссальные усилия. Пока бренд региона весьма призрачный. Самые распространенные ошибки в его формировании следующие: отсутствие правильного и интересного продукта, его продвижения, завышенные цены. Событийный туризм — это разовый продукт, тем более выстроить насыщенный график на десять лет вперед очень сложно. Для долгосрочного развития ориентироваться на этот сегмент не совсем верно. Должны быть и другие точки опоры. Вообще для продвижения туризма в регионах есть все условия. Нужно открыть глаза и посмотреть по сторонам: вокруг множество интересных объектов.
Действующих «точек опоры» для развития туризма в Пермском крае мы насчитали пять. Первая — оздоровительное направление. На территории работают около 15 курортов и санаториев. Самый известный — Усть-Качка. В 2007 году он вошел в сеть российского гостиничного оператора AMAKS Hotels&Resorts. Компания провела масштабную реконструкцию номерного фонда и лечебных корпусов, построила аквапарк. Большинство санаторно-курортных объектов, безусловно, относится к наследию Советского Союза, но есть и относительно новые. Например, Демидково в Полазне. Оздоровительный сегмент явно интересный объект для инвестиций.
Второе базовое направление региона — теплоходные круизы. Из Перми можно отправиться в Астрахань, Ярославль, Санкт-Петербург, Волгоград, Ростов-на-Дону, Москву. На территории Урала и Западной Сибири это единственный город с такими возможностями.
Третье — Кунгур. Примечателен он не только ледяной пещерой (ее посещаемость с 2005 по 2009 год выросла на 20% и достигла 103 тыс. человек), но и различными мероприятиями. Наиболее значимым считается международный фестиваль «Небесная ярмарка Урала». В 2008 году в его рамках прошел Чемпионат России по воздухоплаванию, в 2009-м — соревнования по сверхлегкой авиации. В том же году список мероприятий пополнился чемпионатом России по мотоциклетному кроссу, в 2010-м — джип-триалом. Параллельно развивается инфраструктура. За пять лет количество заведений общепита выросло с 18 до 39, открылось две мини-гостиницы на 20 и 26 мест.
Четвертая опорная точка — горнолыжные центры (ГЛЦ). По их количеству Пермский край занимает второе место среди регионов Большого Урала: десять ГЛЦ, 50 трасс. Крупнейшие — Губаха и Такман. Общая протяженность трасс первого — 10,2 км, перепад высот — 310 м; второго — 8,6 км и 200 м. Такие характеристики интересны горнолыжникам (подробнее о рынке ГЛЦ Большого Урала, см. «Умный не пойдет», «Э-У» № 49 от 13.12.10).
И последнее: хорошие продукты есть в сегменте культурно-познавательного туризма. На наш взгляд, это, во-первых, музей политических репрессий «Пермь-36» — лагерь, где в годы советской власти содержались диссиденты, противники коммунистического режима. Во-вторых, аномальная зона «Молебка» (поселок Кишерть). Считается, что это единственное место, где регулярно пролетают НЛО. Летом здесь даже пройдет общероссийская конференция исследователей непознанного.
Для активного привлечения туристов необходимо не только развивать имеющуюся базу, но и разрабатывать новые продукты.
Путешествие по кластерам
Пока в регионе реализуется целевая программа «Развитие туризма в Пермском крае (2008 — 2012)». По ее завершении подход к развитию отрасли, скорее всего, будет пересмотрен с учетом новых требований и разработок. За основу могут взять упомянутый проект развития ТРЗ. Он подразумевает разделение региона на семь зон с последующей специализацией: Северный Урал, Парма, Соль Камская, Горнозаводской Урал, Предуралье, Среднекамье и Нижнекамье (подробнее см. карту). «Формируя собственный профиль и категорию предложений в туризме, эти территории должны дополнять друг друга, создавая реально работающую региональную туристско-рекреационную систему», гласит проект.
Чтобы определить приоритеты развития, разработчики проанализировали популярность ТРЗ. Большая часть посещений приходится на Среднекамье (54,5% от общего количества): здесь располагается Пермь, она формирует 48% всего краевого турпотока. На втором месте — Предуралье (18%): наибольший вес посещений приходится на Кунгур. На третьем — Соль Камская (12%): сюда привлекают музеи Усолья и Соликамска. Посещаемость остальных территорий не превышает 5%.
Также произведена оценка состояния ключевых видов туризма. Их распределили по четырем группам бостонской матрицы. Первая — «знаки вопроса» (низкая доля рынка, высокие темпы роста): культурно-событийный, сельский, экологический, пляжный и приключенческие. Вторая — «звезды» (высокая доля рынка, высокие темпы роста): событийный, горнолыжный, автотуризм, деловой, водные сплавы. Третья — «дойные коровы» (высокая доля рынка, низкие/нулевые темпы роста): познавательный, лечебно-оздоровительный, речные круизы, рыболовный и охотничий. Четвертая — «собаки» (снижение доли и темпов роста): пешеходный и лыжный, спелеотуризм. «Наиболее привлекательными видами туризма для Пермского края, под которые необходимо развивать существующую инфраструктуру, являются группы “звезды” и “дойные коровы”. Для “знаков вопроса” нужно создавать целостные инфраструктурные комплексы, их развитие требует существенных инвестиций. К перспективным можно отнести виды, связанные с активным отдыхом: экстремальные, спортивные туры, водные сплавы, велосипедные и экологические туры и т.д. Они требуют своеобразной инфраструктуры (тропы, велодорожки, береговые стоянки и т.д.) и не нуждаются в серьезных вложениях», сообщает проект.
В перспективе исследование призвано помочь инвесторам и властям расставить приоритеты: какой вид туризма и на какой территории развивать в первую очередь, во вторую и т.д. Взяться за все сразу не получится в любом случае — это требует колоссальных ресурсов.
Есть, спать, знать
Пока новая концепция, по сути, существует в виде тезисов. Но принцип специализации территорий выглядит перспективно. Он позволит сконцентрировать усилия и вывести на хороший уровень отдельные направления. Однако параллельно с этим предстоит решить ряд проблем.
Первая — продвижение. Пока складывается ощущение, что информация передается в большей части посредством «сарафанного радио». Экскурсионные компании предлагают школьникам съездить в Кунгурскую ледяную пещеру, информация о санаторных ресурсах, вероятно, есть в лечебных учреждениях. Но неохваченной остается наиболее платежеспособная и активная аудитория.
Вторая — инфраструктура. В Пермском крае слабо развит гостиничный сервис. Работает всего один отель, входящий в международную сеть, — Hilton Garden Inn Perm (4 звезды). Номерной фонд составляет 3,5 тыс. (на конец 2009 года). Для сравнения, в Свердловской области 14,3 тыс. номеров и пять международных гостиниц (подробнее о гостиничном рынке Большого Урала см. «Пустой, но перспективный», «Э-У» № 2 — 3 от 24.01.11). «Обеспеченность территорий за исключением Перми гостиничными предприятиями также расценивается как крайне недостаточная, однако если проанализировать данные о их среднегодовой загрузке, то можно сделать вывод, что гостиницы нерентабельны», отмечает проект развития ТРЗ.
Аналогичная ситуация и в общественном питании, и на рынке сувенирной продукции, и непосредственно в туристическом бизнесе. Вкладывать деньги пока не торопятся, потому что нет достаточного потока туристов. Чтобы выйти из замкнутого круга, властям придется повсеместно внедрять разнообразные меры поддержки. В мировой практике есть и специальные тарифы на энергоресурсы, и бесплатное выделение земельных участков, и освобождение от части налогов, и кредитование на льготных условиях. Это не только стимулирует развитие рынка, но и обеспечивает доступность туристических услуг.
Отсюда вытекает третья проблема — цены. Для развития туризма нужно работать с широкой аудиторией, соответственно, разрабатывать продукты, которые она может себе позволить. Например, сегодня двухнедельный курс для взрослых по программе «Время худеть» в Усть-Качке стоит от 30 тыс. рублей (включено проживание, питание и процедуры), а переночевать в стандартном одноместном номере кунгурской гостиницы «Сталагмит» можно за 800 рублей. В принципе цены не выглядят неподъемными. Но чем они ниже, тем больше желающих приехать.
И последнее. Региону с глобальными планами развития туризма необходимо следить за общественным порядком. По количеству зарегистрированных преступлений на 100 тыс. жителей в 2010 году Пермский край занял второе место среди всех субъектов РФ (2784 преступлений).
Таким образом, если властям Пермского края удастся значительно продвинуться в решении всех проблем, привлечь бизнес и разработать грамотную концепцию развития, то планка в 2,5 млн туристов, может, и перестанет казаться фантастической.
Карта Территориальное распределение потоков по туристическо-рекреационным территориям Прикамья