Дума Волгоградской области вчера утвердила председателем регионального правительства Константина Храмова — мэра города Невинномысска, крупнейшего промышленного центра Северного Кавказа. Пост министра экономики в новом кабинете займет Максим Клетин, ранее занимавший ряд высоких постов в региональной и муниципальной власти Ставропольского края. Оба эти чиновника успешно отвечали на Ставрополье за реализацию принципов промышленной политики, и их переход в индустриальную Волгоградскую область — своего рода декларация о намерениях ее нового губернатора Сергея Боженова.
Сразу после того, как бывший мэр Астрахани Сергей Боженов был назначен исполняющим обязанности волгоградского губернатора (случилось это в январе), он заявил, что в своей кадровой политике будет отдавать предпочтение местным кандидатурам. Такое заявление имело смысл: предшественник Боженова Анатолий Бровко практически все главные посты в своей администрации раздал «варягам», а работу с местными элитами фактически провалил. Тем не менее, практически сразу после недавней реорганизации администрации Волгоградской области в региональное правительство стало известно, что возглавит эту структуру также внешняя для региона фигура — Константин Храмов, последние три года бывший мэром Невинномысска, а до этого работавший в министерстве экономики Ставропольского края.
Однако, в отличие от безликих выдвиженцев Бровко, Храмов — фигура с репутацией. Именно он занимался реализацией проекта индустриального парка в Невинномысске — одного из самых успешных начинаний в промышленности Северного Кавказа. На данный момент первая очередь парка площадью 200 га практически полностью передана инвесторам (порядка 10 резидентов); началось освоение второй очереди площадью 500 га. По словам Храмова, до 2020 года в рамках проекта планируется привлечь 15 млрд рублей и создать 2,5 тыс. новых рабочих мест.
Новый волгоградский министр экономики Максим Клетин также имел отношение к промышленной политики Ставрополья, ставшей одним из основных направлений деятельности губернатора края Валерия Гаевского. В должности заместителя краевого министра экономики Клетин участвовал в работе над региональным законом об индустриальных парках, а в качестве вице-мэра Невинномысска — в подготовке заявки в Инвестфонд РФ по софинансированию инфраструктуры для промпарка (на сумму порядка 500 млн рублей). Последнее место работы Клетина — первый заместитель главы администрации Ставрополя, где среди прочего он также работал с проектом индустриального парка «Фармацевтика». Совсем недавно была достигнута договоренность, что парки в Невинномысске и Ставрополе первыми на юге России будут интегрированы в систему Ассоциации индустриальных парков России.
Переход Храмова и Клетина в правительство Волгоградской области следует рассматривать в первую очередь как стремление Сергея Боженова сделать главный акцент в своей деятельности именно на промышленную политику, учитывая огромный индустриальный потенциал Волгоградской области, сформированный еще в советский период. Кроме того, следует учесть такие обстоятельства, как давнее знакомство Боженова с Храмовым, а также хорошие связи Храмова с холдингом «ЕвроХим». В Ставропольском крае эта структура владеет одним из крупнейших промпредприятий — заводом «Невинномысский Азот», где в период руководства городом Храмова был подготовлен и запущен масштабный проект по производству меламина. А в Котельниковском районе Волгоградской области «ЕвроХим» начал строительство крупного комбината по производству калийных удобрений на базе Гремячинского месторождения.
Ключевая проблема, которую предстоит решать делегированному в Волгоград из других регионов тандему Боженов-Храмов, состоит в том, что при своем серьезном инвестиционном потенциале (19-е место среди субъектов федерации, по прошлогодней оценке «Эксперта РА») Волгоградская область уже долгие годы фактически закрыта для внешнего мира. При ушедшем в отставку в начале 2010 года главе области Николае Максюте это объяснялось объективными обстоятельствами — Максюта имел репутацию «последнего красного губернатора». Но и его преемник Бровко, хотя и поставил задачу «разбудить регион», быстро погряз в выяснении отношений с местным политбомондом и два года спустя бесславно отправился восвояси. Поэтому в город-герой командировали двух чиновников, которые хорошо зарекомендовали себя на муниципальном уровне и при этом имеют хороший опыт участия в федеральных программах и взаимодействия с крупными корпорациями.
В своем выступлении перед депутатами волгоградской облдумы Константин Храмов уже обозначил приоритеты регионального правительства: повышение качества управления, совершенствование бюджетной политики, максимальное привлечение федеральных средств, создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства и промышленности. Сферами, в которых область начиная уже с этого года может принять участие в федеральных программах, Храмов назвал сельское хозяйство, ветхое жилье, ЖКХ, энергосбережение, поддержку малого и среднего бизнеса. В качестве одной из главных задач он также обозначил создание законодательной базы для создания индустриальных, аграрных и туристических парков. Среди первых значимых мероприятий глава правительства назвал встречу с руководством крупнейших предприятий области, которые формируют 80% ее бюджета. «Мы в первую очередь должны обеспечить им господдержку, вести протекционистскую политику. Если это наша продукция, то она должна присутствовать в регионе и продвигаться в другие субъекты, а также страны», — заявил Храмов.
Губернатор Боженов уже прокомментировал критические высказывания в свой адрес относительно главы правительства, прибывшего в Волгоград из другого региона: «Даже из простого математического анализа видно, что 98,5% сотрудников правительства — это жители Волгограда. Из полутора тысяч членов правительства иногородние занимают менее 1%. Если сегодня такая ненависть к иногородним — это не делает чести никому, потому что мы живем в одной стране». Вместе с тем на заседании областной думы он намекнул, что практика привлечения кадров из других регионов будет продолжена, назвав несколько субъектов, на которые стоит равняться, —Калужскую и Белгородскую области, а также Краснодарский край. Боженов пояснил необходимость охоты за головами чиновников тем, что у области очень малый срок на реализацию крупных проектов — от строительства набережной Волги (которая в Волгограде сегодня просто отсутствует) и стадиона к Чемпионату мира по футболу 2018 года до инфраструктурных проектов и рывка в сельском хозяйстве. При этом, по словам Боженова, грядет существенное сокращение аппарата областного правительства, за счет чего удастся снизить расходы на его содержание примерно на 500 млн рублей.