«Блин, вроде приехал, – переговаривались несущие службу инспекторы ДПС, узнав, что лайнер с главой государства приземлился в Ульяновске. – Надеюсь, что в центр не попрется, а то все, пробка до рассвета будет». Люди в зеленых жилетках явно не наслаждались этими минутами и не осознавали всей важности момента, что многочисленными восклицательными знаками в своих сообщениях пытался донести ульяновский губернатор.
«В ходе совещания в присутствии Президента подписан контракт на серийную закупку Министерством обороны транспортных самолетов Ил-76МД-90А! – извещал широкую общественность губернатор. И вскоре продолжал: – Соглашение предусматривает закупку 39 самолетов Министерством обороны на общую сумму... почти 140 млрд рублей. Как же долго мы к этому шли!!!»
Пользователи «твиттера» могли стать свидетелями, простите, публичного губернаторского экстаза: и слово «президент» было написано с заглавной «П», и количество восклицательных знаков с каждым сообщением становилось все больше. «Как отметил Президент, это первый практически новый самолет, который российский авиапром произвел за последние 20 лет!» – отмечал Морозов. А в конце резюмировал: «Извиняюсь за излишние эмоции, но они просто переполняют! Это прорыв! Еще раз – спасибо всем!» Даже сегодня, на следующий день после подписания контракта, эйфория главы региона не закончилась. Так, здороваясь в «твиттере» с главой Кировской области Никитой Белых, Сергей Морозов подтвердил, что сегодняшнее утро «действительно доброе».
Между тем радость Морозова была вполне объяснима. Владимир Путин задержался в Ульяновске ненадолго. Как сообщили «Эксперту Online» в пресс-службе регионального правительства, «руководителю страны продемонстрировали первый летный образец самолета Ил-76МД-90А, построенного на ОАО "Авиастар-СП"». В частности, там отметили, что «эта машина является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД». По мнению экспертов, новые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и «стеклянная» кабина отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полетов, точность самолетовождения и десантирования. Замена штатных двигателей на значительно более современные, установка модифицированного крыла и усиленного шасси значительно расширяют эксплуатационные возможности самолета. Известно также, что сейчас на ульяновском авиастроительном заводе ведется производство трех серийных самолетов Ил-76МД-90А. Кроме того, наряду с летным образцом завод уже изготовил и передал на испытания ресурсный образец.
Контракт Объединенной авиастроительной корпорации с Министерством обороны РФ на 39 самолетов Ил-76МД-90А, подписанный накануне, должен загрузить ульяновский авиазавод «Авиастар-СП» как минимум до 2018 года. Об этом заявил руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов. «Что важно для Ульяновска – даже один подписанный сегодня контракт на 39 бортов Ил-476 обеспечивает загрузку этого предприятия как минимум до 2018 года полностью. А если мы сюда добавим Ту-204 СМ, который здесь производится, то это будет практически 100-процентная загрузка. Это будет впервые с 1991 года. После развала Советского Союза судьба завода была под большим вопросом», – напомнил Иванов. Кроме того, по словам высокопоставленного чиновника, помимо военного контракта, предполагаются государственные закупки еще 100 машин данного типа воздушного судна до 2018-2020 года. Иванов также считает, что не следует забывать и об экспорте. «Китай, Индия смотрят очень пристально на этот самолет», – сказал Сергей Иванов. Он напомнил, что на сегодняшний день только две страны производят тяжелые транспортные самолеты: Россия и США. В России это Ил-76МД-90А и Ан-124-100 «Руслан».