Наиболее сложная дорожная обстановка отмечалась в Омской, Новосибирской и Челябинской областях — здесь из-за сильных снегопадов на многих автотрассах федерального и регионального значения было существенно ограничено либо вовсе остановлено движение транспортных средств, говорится в сообщении ГИБДД России. В ночь на пятницу, к примеру, в Челябинской области резко усилился ветер, начался обильный снегопад, после чего в дежурную часть поступило более 150 обращений от участников дорожного движения, которые не могли проехать по автомобильным дорогам. Видимость на дорогах, особенно на юге области, составляла не более одного метра, а на отдельных участках дорог образовались сугробы высотой до двух метров («В настоящее время ситуация стабилизирована, все дороги очищены, обеспечено бесперебойное движение транспорта», — сообщили сегодня в областном управлении ГИБДД).
На следующие сутки стихия настигла регионы Западной Сибири. «Для ликвидации последствий непогоды и обеспечения бесперебойного и безопасного движения транспорта в областном центре и районах Омской области было задействовано 295 единиц техники. За минувшие сутки экипажами дорожно-патрульной службы на областных автодорогах была оказана помощь девяти водителям, которые в условиях непогоды допустили съезды в кювет. Всего в минувшие сутки на автодорогах Омской области несли службу более 40 экипажей ДПС… Для осуществления надзора за дорожной обстановкой и незамедлительного оказания помощи нуждающимся участникам дорожного движения на загородных трассах привлечен авиапатруль, в состав которого вошли представители ГИБДД, МЧС, медицинских служб и других ведомств», — говорится в сообщении Госавтоинспекции.
По данным ГУ МЧС России по Новосибирской области, движение по всем федеральным трассам в регионе уже возобновлено — но этому способствует погода (после обеда в Новосибирске прояснилось, сейчас в городе тихо и солнечно). Но с субботы действовали ограничения движения для пассажирского транспорта по трассам М-51 (Новосибирск—Омск), М-52 (Новосибирск—Барнаул) и М-53 (Новосибирск—Кемерово). «Дорожная техника продолжает работу по расширению дорожного полотна», — говорится в сообщении спасательного ведомства. ГУ МЧС России по Алтайскому краю также сообщило, что трассы федерального и регионального значения уже открыты во всех направлениях для проезда всех видов транспорта, а снежные заносы, осложнявшие движение, полностью ликвидированы («проводится активная работа по очистке дорог местного значения», дополнили в управлении).
Тем не менее окончательно с последствиями обильного снегопада, особенно на трассах регионального значения, справиться еще не удалось. Автор этих строк лично попал под удар стихии 9 марта, возвращаясь из наукограда Кольцово в новосибирский Академгородок. Из-за сильного порывистого ветра и сплошных метелей на дороге установилась практически нулевая видимость, а боковые заносы, особенно на трассах, пролегающих через поля и степные пейзажи, не позволяли различать асфальтовое покрытие. Такая же картина наблюдалась и на других трассах, в частности на К19Р (Новосибирск—Ленинск-Кузнецкий), по которой многие новосибирцы ездят на горнолыжный комплекс «Танай». На ней в снежном плену застряли сотни автомобилей. Тем, кому удалось вернуться обратно, можно лишь позавидовать — к примеру, один из автомобилистов 100 км по трассе и столько же обратно, преодолевал более шести часов.
Неудивительно, что движение пассажирского транспорта по К19Р еще ограничено — «до завершения работ дорожной техники». По данным МЧС России, по этой трассе пока осуществляется реверсивное движение. На ряде других региональных дорог введены аналогичные ограничения. Так, неподалеку от поселка Новоабышево Тогучинского района Новосибирской области в месте сужения трассы образовался автомобильный затор в количестве 90 автомобилей (30 автомобилей со стороны Кемеровской области, 60 — со стороны Новосибирска). «В месте затора работает шесть единиц техники: два К-700, два грейдера, МТЗ-80, шнекороторная машина. Организовано реверсивное движение. Угрозы жизни и здоровью людей нет», — сообщали вчера в МЧС.
В подобных условиях неудивительны и новости о гибели людей. Ведь если движение пассажирского транспорта ограничить можно было запретами (что, собственно, и было сделано), то рядовым автовладельцам лишь рекомендовали никуда не ездить. Но, понимая тщетность рекомендаций, в регионах открывали пункты обогрева, особенно на федеральных и межмуниципальных автодорогах. Тем не менее избежать жертв не удалось: «Вести.ru» сообщают не менее чем о десятке погибших только в регионах Сибири. Большинство из них задохнулись от выхлопных газов, пытаясь согреться в заблокированных машинах; часть замерзла на проселочных дорогах.
Сообщения людей, переживших снежный плен, выглядят противоречиво. Понятно, что им трудно сдерживать эмоции, — основные претензии звучат в адрес спасательных служб. Некоторые автомобилисты на своих страницах в социальных сетях жалуются на то, что никто не подвозил им бензин (из-за чего машины приходилось периодически выключать, чтобы экономить топливо), что невозможно было дозвониться до служб спасения, что появлявшаяся техника не справлялась со снегом (очищенные участки быстро заносило вновь). Зато в адрес сотрудников ГИБДД в общем и целом высказываются лишь позитивные оценки. Действительно, многие гаишники несли службу более полутора суток, на ветру и в метели, пытаясь и словом, и делом помочь застрявшим водителям.