Фонд «Петербургская политика» подготовил доклад «Судьбы бывших глав российских регионов», где сделал вывод о том, что большая часть экс-губернаторов сохраняет свое политическое влияние в регионах в силу общего дефицита новых заметных лиц в региональной политике. «Возвращение губернаторских выборов заметно оживило политическую жизнь в регионах. При этом длительная "зачистка" поля во многих территориях привела к очевидной нехватке ярких и пассионарных фигур», – отметил в предваряющем исследование комментарии президент фонда Михаил Виноградов.
Благодаря этому бывшие губернаторы часто оказываются вторыми – а в некоторых случаях и первыми – по известности персонами в своих областях. Такая тенденция сохраняется даже в условиях отсутствия традиции активного участия экс-губернаторов в политике. Эксперты фонда отмечают, что на губернаторских выборах 2012 года «активно проявил себя» лишь бывший губернатор Брянской области Юрий Лодкин – он открыто поддержал кандидата от КПРФ Вадима Потомского. В остальных же случаях публичное политическое влияние выражается только в том, что вокруг ряда регионов (Хабаровский край, Ингушетия, Ямало-Ненецкий АО) периодически возникают слухи о возможности возвращения экс-главы на прежний пост.
Согласно полученным в исследовании данным, гипотетические возможности участия в региональной политике сохранились у 11 бывших губернаторов. Среди них экс-глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов, Дагестана – Магомед Магомедов, Ивановской области – Владимир Тихонов, Ханты-Мансийского АО – Александр Филипенко, Ингушетии – Мурат Зязиков, Башкирии – Муртаза Рахимов, Свердловской области – Эдуард Россель, Тверской области – Дмитрий Зеленин, Камчатской области – Михаил Машковцев.
Как подчеркнуто в докладе, для одних экс-губернаторов «драйвером возвращения к политической активности могут стать их аппаратные связи, для других – общественная поддержка». Однако помешать им вновь занять свои прежние посты может тот факт, что «практика активного участия бывших губернаторов в политической жизни региона не вызывает особой восторженности у федеральных властей». «В большинстве случаев экс-губернаторы фактически принимают на себя обязательство воздерживаться от активного вовлечения в региональную политику», – говорится в исследовании.
Шансы многих бывших глав регионов вернуться «в строй» действительно невелики – причем по разным причинам. Кто-то уже ушел в бизнес-структуры: как, например, экс-губернатор Саратовской области Павел Ипатов, который занял пост заместителя генерального директора ОАО «Концерн "Росэнергоатом"», или экс-губернатор Амурской области Николай Колесов – ныне гендиректор ОАО «Концерн "Радиоэлектронные технологии"» госкорпорации «Ростехнологии». Другие стали объектами преследований правоохранительных органов. Например, бывший глава Иркутской области Александр Тишанин, обвиненный в «злоупотреблении должностными полномочиями»: по данным следствия, в 2007 году он, разместив областной облигационный заем в Связь-банке (и получив там льготный кредит), нанес бюджету своей области ущерб в размере 70 млн рублей. В этом же ряду экс-руководитель Тульской области Вячеслав Дудка, задержанный в 2011 году, когда директор департамента земельных отношений Тульской области Виктор Волков попался при получении взятки 40 млн рублей за решение о выделении участка под строительство гипермаркета и сообщил следователю, что деньги предназначались губернатору; в итоге Дудка пошел по делу свидетелем, а не соучастником.
По мнению гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, одной из причин того, что бывшие губернаторы нередко отказываются от активного вовлечения в региональную политику, является то, что «губернатор – это коррупционноемкая должность». «Скажем так, трудно найти главу региона, который был бы в своем статусе небогатым человеком. Поэтому многие предпочитают быть как можно более тихими, чтобы не возникло случая обнародовать свою деятельность на прошлом посту», – считает Мухин. Тем не менее, убежден эксперт, немало экс-губернаторов действительно сохранили значительную популярность в регионах, что стало поводом для развития института преемничества. «Губернатор – это маленький президент. Такое восприятие связано с традиционным укладом жизни в регионах и сильно развитым чувством патернализма, когда в губернаторе народ видит "царя-батюшку", – рассказал "Эксперту Online" Алексей Мухин. – Отсюда институт преемничества, который губернаторы выстроили с оглядкой на пример Владимира Путина. Ведь известно, что часто рекомендации старого губернатора при назначении нового играют решающую роль». Политолог добавил, что с возвращением выборности данная тенденция наверняка прервется, однако для этого нужно время.
Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев уверен, что в дефиците новых ярких лиц в политике виновато отсутствие площадок для их появления – причем это относится как к региональному уровню, так и к федеральному. «Только люди с определенным статусом в регионе могут рассчитывать на нормальный доступ к информационным ресурсам, – заметил политолог. – Прийти из ниоткуда сейчас практически невозможно: этому мог бы способствовать лишь институт выборов, но с его максимальным упразднением исчез и этот выход». Комментируя потенциальное возвращение в политику членов «старой гвардии», Кынев подчеркнул, что для многих это весьма вероятный вариант, хотя для некоторых – уже невозможный в силу их значительного возраста. «Вообще, нечто похожее мы наблюдали в начале 1990-х годов, когда губернаторские выборы также были отменены, а потом – спустя несколько лет – возвращены, и в целом ряде регионов началось возвращение бывших советских, партийных руководителей – благодаря их известности в обществе. Однако к тому моменту из-за малого по времени перерыва – всего четыре-пять лет – они не успели так состариться», – сказал Александр Кынев.