Устойчивая экономика базируется в первую очередь на бережном отношении к имеющимся ресурсам и из возможности их воспроизводства без потерь для общества. Как раз в этом году наш университет имел уникальную возможность соединить в одном крупномасштабном проекте эти два направления – современные технологии и бережливость.
Как часто мы задумываемся о том, стоит ли прикрыть дверь подъезда, чтобы не отапливать улицу, изучая ежемесячные счета за отопление? Как можно нагреть тонну воды без использования электроэнергии? Каким образом донести до ребенка, что надо до конца закрывать кран, уходя из ванны?
Эти и многие другие насущные вопросы были в центре внимания специалистов СПбГЭУ в рамках реализации Национального проекта по повышению квалификации ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности лиц в организациях и учреждениях бюджетной сферы в 2014 году по заказу Минэнерго РФ. Цель данного образовательного проекта полностью коррелирует с государственной программой «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденной Правительством РФ еще в 2013 году для повышения устойчивости и конкурентоспособности российской экономики.
В ходе реализации проекта, на который было направлено 78 млн рублей, решались такие задачи, как информирование слушателей об актуальных инициативах государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также профессиональная подготовка руководителей и специалистов бюджетной сферы к решению стоящих перед ними конкретных задач в сфере энергоэффективности и энергосбережения.
Исполнение проекта было поручено Высшей экономической школе СПбГЭУ, которая организовала и провела обучение 6300 представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также представителей организаций и учреждений бюджетной сферы, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Северо-Западном, Дальневосточном и Южном федеральных округах.
Так как повышение энергоэффективности предполагает комплексное использование энергосбережения применительно к мобильному объекту, а именно в системах обеспечения теплом, электроэнергией, применения альтернативных источников энергии и т.п, то и процесс обучения представителей бюджетной сферы был выстроен системно, охватывая все аспекты энергетического менеджмента – от вопросов построения проектной работы до аспектов взаимодействия с органами власти и бизнеса при формировании энергосервисных контрактов. В основу образовательной программы лег методический материал, подготовленный специалистами кафедры экономики и менеджмента в городском хозяйстве СПбГЭУ.
Одной из первоочередных задач проекта являлась пропаганда вопросов энергосбережения и формирование бережливой модели поведения у различных слоев населения. Поэтому одним из ключевых этапов этого образовательного проекта стало участие организаторов и слушателей в III Международном форуме «Энергосбережение и энергоэффективность» в 2014 году в Москве, посвященного вопросам энергоэффективности и энергосбережения. Университет активно участвовал в основных мероприятиях форума. Также Высшая экономическая школа университета выступила организатором интерактивной секции «Нефтегазовая промышленность будущего: энергоэффективные технологии и молодые лидеры» при поддержке ОАО «Газпром», опорным вузом которого является СПбГЭУ, в рамках молодежного форума «Энергосбережение и энергоэффективность-2014».
Реализация этого крупнейшего образовательного проекта позволила не только вскрыть проблемы, имеющиеся в стране в реализации государственной программы по энергоэффективности, но и определить высокий потенциал российской экономики в вопросах модернизации устаревшего оборудования, разработки и внедрения новых технологий, развития кадрового потенциала и т.п.
Завершение проекта не означает, что СПбГЭУ перестал работать над вопросами построения комплексной системы бережливого отношения к ресурсам в России. Так как идеи энергосбережения закладываются в раннем детстве, то университет совместно с представителями власти, крупными сетевыми компаниями и волонтерами планирует серию социальных эвентов. Их цель – заинтересовать детей различного возраста вопросами энергосбережения и вовлечь их в происходящие события для получения эффекта в будущем, когда нынешние дети придут на свои рабочие места и воплотят современные энергосберегающие технологии в жизнь на благо экономики России.
Кроме того, опыт, полученный в этом проекте, безусловно, позволит университету стать площадкой осуществления масштабных перемен в области энергоэффективности и энергосбережения, эффективно сочетая как экономическую, так и инженерную деятельность. Полномасштабная модернизация оборудования и внедрение передовых энергосберегающих технологий в масштабе всей страны невозможны без участия государства и бизнеса. Поэтому разработка современных моделей взаимодействия предприятий различных форм собственности, власти и крупного сетевого бизнеса в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере энергосбережения, которые могут быть использованы по всей стране с учетом особенностей каждого региона, является важной стратегической задачей университета. Крайне важно вовлечение в такую работу представителей муниципальной и федеральной власти, зарубежных и отечественных экспертов-практиков, ученых, молодых специалистов, представителей крупного бизнеса. А задачей университета, как нам видится, будет являться выработка консолидированной политики взаимодействия различных экономических структур в рамках реализации государственной программы энергосбережения с учетом интересов всех стейкхолдеров.
Санкт-Петербург