В начале этого года на общественное обсуждение был представлен проект госпрограммы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы» (именно так!). Обсуждения прошли на разных площадках — от комитета по промышленности Госдумы до круглых столов, организованных отраслевыми и деловыми СМИ. Многие обсуждения, к сожалению, сводились к вопросам распределения средств. Мало внимания уделялось целям программы, анализу субъектов отрасли и структуры отрасли, выбору инструментов развития. Это неудивительно. За традиционными, переходящими из программы в программу формулировками задач: «создание научно-технического задела», «создание современной научно-технической и производственно-технологической базы» искушенные читатели сразу угадывают суть — распределение средств государственной финансовой поддержки. Нет смысла обсуждать развитие отрасли, когда суть программы в распределении денег. К сожалению, нужно признать, что долгосрочной программы развития в отрасли нет. Но именно сейчас, в сложной экономической ситуации, она особенно необходима.
Эта статья — попытка вернуться к обсуждению стратегии и инструментов развития отрасли.
Четыре задачи
Можно выделить четыре ключевые задачи, решению которых должна отвечать любая программа развития радиоэлектроники. Две критические для безопасности страны задачи, для которых необходимо развитие радиоэлектронной промышленности:
— обеспечение высокого уровня доверенности инфраструктурных сетей связи и управления. Это крайне необходимо как для традиционных задач, связанных с защитой информации, так и для новых, связанных с информационными и кибервойнами;
— обеспечение высоких функциональных характеристик российских вооружений, а также устойчивости поставок высокотехнологичных комплектующих для ВПК.
Другие две задачи связаны с необходимостью снижения сырьевой зависимости российской экономики:
— увеличение добавленной стоимости, создаваемой российскими компаниями на основе знаний и защищенной интеллектуальной собственности, что может быть обеспечено только на основе развития инновационной экономики;
— в свою очередь, третья задача, может быть решена только на основе развития промышленного производства в России.
Решение каждой из этих задач по отдельности стоит значительно дороже, чем согласованная программа решения всех четырех, именно поэтому необходима общая согласованная стратегия.
Например, решая задачу обеспечения информационной безопасности, компании создают технологии с большим потенциалом продаж на глобальном рынке. Значение доверенных систем связи и управления будет только возрастать. Можно уверенно предположить, что расходы на безопасность во всем мире будут перераспределяться от закупки вооружений к закупке средств защиты от киберугроз. Развитие робототехники, беспилотного транспорта, систем управления дорожным трафиком, телемедицины и многих других приложений также потребует существенно более высокого уровня доверенности систем связи и управления. Все это формирующиеся большие рынки для россий