И это уже, безусловно, позитив для Украины. Потому что, похоже, сегодня государство вновь стоит на пороге цивилизационного выбора
Следовательно, утверждение (или неутверждение) Фондом очередной программы для Украины – чуть ли не как открытие второго фронта для антигитлеровской коалиции. Или это поможет нам выстоять и присоединиться к странам, которые идут вперед, или... Об этом «или» лучше не думать...
В батальном фильме Рональда Эммериха Midway, который демонстрируется в украинских кинотеатрах на этой неделе, битва идет не только на тихоокеанском театре, но и в шифровальном центре ВМС США. Бывшие оркестранты, которым приказали сменить свои инструменты на дежурство возле телетайпа (поскольку после Перл Харбора было уже не до духовых и не до репетиций), вовсю пытаются сложить вместе пазл японских радиосообщений.
Похоже, до сих пор в отечественных редакциях и зарубежных инвестиционных банках пытаются дешифровать заявление миссии МВФ, которое появилось на следующий день после завершения работы миссии в Киеве.
Что в нем - зрада или победа?
Многие комментаторы склоняются к первому, но раздаются и успокаивающие нотки. Ожидаемо - от Министерства финансов, но так же и от серьезных медиа, которые входят в читательские закладки зарубежных финансистов, которые 'вложились' в Украину.
Итак, паники среди частных кредиторов Украины нет.
Почему же тогда бурю в стакане воды пытаются раздуть в самой Украине.
Укринформ не будет пытаться дешифровать стейтмент, однако сам пазл попытается сложить воедино на основе разговоров со стейкхолдерами, в той или иной степени причастными к переговорам с Фондом.
Что уже можно записать в актив будущей программы, а что все еще мешает?
Бюджеты 2019 и 2020
Выполнение первого в параметрах, совместимых с макроэкономической матрицей МВФ, вероятнее всего, гарантировано. Конечно, впереди декабрь, когда распорядители бюджетных средств наперегонки бегут за ассигнованиями. Однако Минфин достаточно строг и «держит удар» (по крайней мере, пока), чтобы стреножить лошадей и удержать дефицит в согласованных рамках. Здесь главное, чтобы не было сюрпризов вроде выбрыка Фонда социального страхования Украины.
Что касается бюджета-2020, то, хотя МВФ не сделал публичной его оценки, но по оценке одного из чиновников он выглядит крепким, и источники в Фонде подтверждают, что там в целом соглашаются. По-английски это определение звучит несколько иначе - Robust, но, похоже, примерно так в институте видится бюджетно-налоговая стабильность страны. Так же без громких заявлений, говорят источники, здесь поддерживают перенос налоговой реформы на весну 2020 года, соглашаясь с тем, что в некоторых случаях турборежим может больше навредить, чем помочь.
Цены на энергоносители
Едва ли не самая горячая тема в истории взаимоотношений Украины с МВФ, которая торпедировала не одну программу, похоже, на этот раз оказалась просчитано холодной. Решающая роль в этом Министерства энергетики и защиты окружающей среды Украины, хотя, будем откровенны - помогли также и низкие глобальные цены на энергоносители.
Если собрать воедино заявления чиновников, то вырисовывается следующая картина:
1. Украина соглашается, что с 1 января у нас рыночное ценообразование на газ.
2. При этом специальные обязанности Нафтогаза поставлять газ домохозяйствам и предприятиям ТКЭ будут действовать до 1 мая 2020 года.
3. Для беспрепятственного прохождения отопительного сезона и на фоне возможного невозобновления транзитного контракта с Россией Нафтогаз в ближайшие дни предложит населению и теплоэнерго страховую рыночную цену на газ, которая будет ниже цены первого квартала 2019 года и будет действовать в течение рискованного первого квартала 2020 года.
Следовательно, похоже, и у Правительства, и МВФ есть четкое общее понимание газовых вызовов начала 2020 года, и рецептура их дезактивации. Важно, чтобы окончательная либерализация цен, дальнейшее открытие внутреннего газового рынка и анбандлинг Нафтогаза помогли нейтрализировать угрозы Газпрома и позволили нам всем пережить зиму в тепле и пользоваться преимуществами конкурентного рынка (читай - более низкими ценами на газ и тепло), а Европе - не переживать за транзит.
Независимость НБУ
Хотя под стенами НБУ продолжается слаженный протест и после отъезда миссии, температура буллинга руководства Нацбанка падает.
Как рroof of the pudding is in the eating, говорят англичане, так и понимание сверхважности независимости главного банка страны приходит ко многим новым чиновникам во властных кабинетах постепенно, в процессе освоения институциональной конструкции государства. Нет, травля не прекратилась, однако, похоже, в Фонде видят позитив в том, что круг реваншистов сузился до лиц, репутация которых их же и опережает.
Земельная реформа
Тут уже сложнее, хотя мы быстро привыкаем к победам. Еще полгода назад представить принятие такого закона в первом чтении по восприятию было равнозначно победе над Португалией в футболе, а тут и на Евро вышли с первого места в группе, и сделали первый весомый шаг к открытию рынка земли.
Будет ли земля продаваться иностранцам?
Международные институты вроде МВФ в своих публичных оценках предпочитают объезжать десятой дорогой комментирование таких вопросов. Это право каждой суверенной страны решать - «да» или «нет», говорят здесь. Однако, насколько мы понимаем, с экономической точки зрения в Фонде видят все риски референдума и сказанного на нем «нет». Результатом станет ограничение спроса. Ограничение спроса – это искаженный ценовой сигнал, то есть цена земли будет ниже, чем при других обстоятельствах. Логично будет, что искусственно ограниченным спросом и низкой ценой с радостью воспользуются лица с украинскими паспортами, у которых уже сегодня достаточно средств, чтобы скупить землю наперед. Как уже опробовано в случае с радиочастотами.
С этим трудно не согласиться. Но здесь уже больше зависит он нас, а не от фонда: проведем ли мы референдум и каковы будут его результаты.
Приватбанк и компенсация убытков - кому?
Это тот слон в комнате, который на сегодня является крупнейшим.
МВФ все сложнее объяснять своим исполнительным директорам: зачем кредитовать страну, которая пальцем до последнего времени не пошевелила, чтобы компенсировать налогоплательщикам убытки, нанесенные бюджету владельцами ликвидируемых или национализированных банков. Вдвойне болезненным в этой ситуации будет репутационный удар по Фонду в случае, если компенсация будет не плательщикам, а владельцам.
Поэтому, как ни крути, вопрос Приватбанка становится главным камнем преткновения для утверждения или неутверждения программы. До решения суда в этом вопросе остается меньше месяца. В качестве предохранителя в случае неблагоприятного решения рассматривается принятие закона, который «железно» сделает невозможным такой возврат. Но этот закон еще надо успеть принять.
Поэтому напряжение растет с каждым днем, слишком много положено на чашу весов.
... Похоже, сегодня все выглядит так, что правящие круги западных стран уже готовы были бы махнуть рукой на Украину: слишком много собственных проблем там накопилось и, мягко говоря, слишком много «сюрпризов» Украина преподносит мировым лидерам. Но очевидно и то, что наиболее ответственные из них никак не могут согласиться с тем, что Украину отдадут тем или тому, кто ни по каким моральным критериям этого не заслуживает.
Александр Калиниченко