Уже четыре украинских фильма за год окупились в прокате. Масштабы хоть и далеко не голливудские, но для нас довольно обнадеживающие
Прошлый год выдался для украинского кинематографа незаурядно плодотворным. Практически ежемесячно в кинотеатрах можно было увидеть новый отечественный фильм, а всего за 2018 год наши киношники предложили зрителям 35 лент. Еще несколько лет назад, к примеру, в не таком далеком 2011-м, это было трудно представить — тогда в кинотеатрах широкой общественности не было показано ни одного украинского фильма. И только в рамках Киевского кинофестиваля “Молодость” презентовался всего один украинский фильм “Гамер” — кстати, дебютный фильм Олега Сенцова. В 2006-2010 годах ситуация на нашем кинорынке была не намного лучше — тогда выходило всего по два-три отечественных фильма. Поэтому сейчас можно сказать, ситуация в десять раз лучше, и украинское кино, которое годами было подавлено, в частности российским продуктом, уверенно поднимается. (Пусть сперва количественно, но за количеством приходит и качество). Чтобы это показать наглядно, Укринформ изучал достижения украинского кинематографа за прошлый год.
Два года подряд на поддержку кино правительство выделяет рекордные 1 млрд грн
По информации сайта “Бюро украинской киножурналистики, в 2018 году на украинские фильмы в отечественном кинопрокате было продано более 2 миллионов билетов. Для сравнения, это на полмиллиона билетов больше, чем за 2017-й, то есть на четверть. И это при том, что кинопрокат в целом переживает сложные времена, ведь все фильмы доступны в онлайне, а плазма на стене как миникинотеатр в квартире — уже давно не роскошь. Но все же особую атмосферу кинотеатра не заменишь, и хорошо, что за этой атмосферой теперь стали ходить и на украинские фильмы.
Такое развитие не было бы возможно без государственной финансовой поддержки отечественного кинематографа, которая стала более ощутимой в последние годы. В 2017 году на поддержку кино было выделено полмиллиарда гривень, а точнее 488,6 млн грн. А уже на 2018 год на развитие отечественного кинопроизводства было выделено вдвое больше — 1 миллиард гривень. Эти средства почти поровну поделили между собой Госкино (по программе господдержки) и Минкультуры (госзаказ на фильмы патриотической направленности). Столько же средств заложено в бюджете на 2019 год. Для сравнения, в 2014 году отечественные кинематографисты могли о таких суммах только мечтать — тогда речь шла всего о 25 млн гривен государственного финансирования отрасли.
Одновременно в конце 2017-го Президент подписал законопроекты, согласно которым украинский кинематограф на 5 лет освободили от уплаты НДС и позволили импортировать оборудование без уплаты пошлины. А с 2019 года в Украине должна заработать еще и норма, которая будет способствовать привлечению иностранных кинопроизводителей: они смогут вернуть до 17% расходов на кино, понесенных на территории Украины.
А теперь собственно, об успехах самих фильмов. Несмотря на неоднозначные отзывы кинокритиков (штампованные шутки, перегруженность рекламой и т.д.) самым популярным украинским фильмом по итогам проданных билетов в 2018 году стала комедия Влада Дикого «Безумная свадьба» (656 тыс.). Ее бюджет составил 11 миллионов, в то время как кассовые сборы — 55 миллионов гривень!
Второй по популярности среди зрителей стала анимационная лента «Похищенная принцесса: Руслан и Людмила» Олега Маламужа, на которую пришлась четверть билетов (493 тыс.). Правда, окупиться мультфильм при этом не смог, потому что, хоть и собрал довольно внушительную сумму в прокате - 36 миллионов гривень, но бюджет, составлявший 95 миллионов гривень, не покрыл.
Но окупиться удалось двум другим фильмам, которые продали по 14% билетов из общих 2-х миллионов (и, кстати, были сняты без государственной поддержки) комедии “Свингеры” Андрейса Экиса (277 тыс.) и “DZIDZIO Первый раз” Михаила Хомы и Тараса Дроня (271 тыс.). Оба фильма заработали по 22 миллиона в прокате, при этом бюджет “Свингеров” составил почти 3 миллиона гривен, а комедии “DZIDZIO Первый раз” – 19 миллионов гривен (такие данные по крайней мере приводят два источника – delo.ua и theБабель). То есть в итоге самоокупаемыми за прошлый год стали сразу три украинских фильма, и все три – комедийные. (В 2017-м окупились две комедии – “Инфоголик” и DZIDZIO. Контрабас”). В конце года вышла в прокат еще одна комедия, снятая “Студией квартал 95”, под названием “Я, ты, он, она”, которая демонстрировалась в кино до середины января 2019-го и побила рекорд кассовых сборов, собрав около 70 миллионов гривень. То есть еще одна комедия окупилась в прокате (ее смета составила 36,9 млн грн). Поэтому можно сделать вывод: пока что массовый зритель идет на украинские фильмы, чтобы развлечься, забыть о будничных заботах и получить порцию юмора.
А вот идти массово в кинотеатры на более серьезные фильмы, например, «Тайный дневник Симона Петлюры» Олеся Янчука, «Дикое поле» Ярослава Лодыгина и «Донбасс» Сергея Лозницы украинские зрители не спешили. На эти фильмы пришлось 1-2% проданных билетов из 2-х миллионов.
Впрочем, серьезные украинские фильмы были высоко оценены на международных кинофестивалях. К примеру фильм “Донбасс” получил приз жюри на Каннском кинофестивале в программе “Особый взгляд”, документальный фильм “Миф” Леонида Кантера и Ивана Ясния об оперном певце Василие Слипаке на фестивале Figueira Film Art Festivalу в Португалии получил первую премию среди документальных лент. А уже в этом году на Международном кинофестивале в Лондоне за победу сразу в трех номинациях будет соревноваться фильм режиссера Зазы Буадзе “Позывной «Бандерас” – как “Лучший фильм на иностранном языке”, “Лучшая операторская работа в фильме на иностранном языке” и “Лучший исполнитель главной роли в фильме на иностранном языке”. Пожелаем всей нашей кинокоманде успеха и будем ждать новые украинские фильмы, которых в 2019 году обещают не меньше, чем в минувшем.
Юлия Горбань, Киев