То, что ступень ракеты Falcon Heavy приземлился в океан, а не на плавучую платформу — никак не поражение SpaceX. По словам Маска, ее можно “высушить” и пустить заново
В последнее время весь мир, как 50 лет назад, стал с восхищением наблюдать за космическими полетами. Очевидное объяснение такой заинтересованности среди людей в том, что полет на Марс уже не фантастика, а вывод спутников на орбиту Земли — дело обыденное. По крайней мере, такой вывод можно сделать после слов владельцев компаний, занятых разработкой ракет, в частности Илона Маска или Ричарда Брэнсона. Теперь человечество беспокоит только один вопрос: КОГДА? Когда кто-то наконец похвастается успехом в духе классики научно-фантастического жанра: например, первым побывает на Красной планете? Судя по прогнозам, это произойдет точно не в ближайший год, но тоже точно – в ближайшем десятилетии.
Компании-производители космической техники тем временем продолжают ломать головы, как сделать полеты в космос дешевле? И у них это удается, подтверждением чего служат последние новости из лагеря SpaceX.
Запуск Falcon9: “носовая” часть вернулась, но ее придется сушить
На прошлой неделе компания SpaceX осуществила успешный запуск Falcon9 – ракеты, доставившей на орбиту Земли полезный груз. Всего ракета вместила 64 спутника, которые последовательно, в течение 6 часов, “рассеивала” по орбите. Первая (маршевая) ступень аппарата традиционно успешно приземлилась на плавучую платформу в Тихом океане. Это был ее третий успешный полет.
В то же время носовая часть ракеты после путешествия космосом вернулась на Землю, но “промазала” и приземлилась в океан, а не на специально подготовленную для нее «сетку». При спуске ракета вращалась вокруг своей оси, что нештатно. По словам Илона Маска, причина неудачного приземления в том, что в ракеты “заклинило насос гидропривода сетевых стабилизаторов”. Хотя ракета упала на мелководье, взрыва и серьезных повреждений она не получила.
Казалось бы, это принесло SpaceX немалые убытки, а дешевизна полетов, которую компания достигла благодаря возможности повторно использовать части ракет, остается под вопросом. Но не все так плохо. Во-первых, речь идет не о первой ступени, которая успешно вернулась. А во-вторых, сам Илон Маск заявил, что в том, что ракета упала в океан – ничего серьезного нет. “Обтекатели Falcon не попали в сетку, но мягко сели на воду. Корабль “Мистер Стивен” их подбирает. Планируем высушить их и запустить снова”, – написал в Twitter основатель SpaceX. Итак, носовую часть ракеты доработают и отправят в космос повторно.
Между тем, недавно Илон Маск заявил, что SpaceX отказалась от планов обеспечить сохранение второй ступени ракеты Falcon9, а решила сосредоточиться на разработке Big Falcon Rocket — большей по размеру и грузоподъемности ракеты — именно на ней в перспективе и планируют лететь на Марс. А Falcon9 будет доставлять полезные грузы на земную орбиту, например, спутники-роутеры в рамках программы SpaceX по созданию всемирной интернет-сети.
Туристы в космосе: кто, когда и сколько будет стоить “развлечение”?
А тем временем не спят и конкуренты Илона Маска. И если в борьбе за миллиардные контракты NASA (Национальное космическое агентство США) другие не могут выиграть конкуренцию у компаний Boeing и SpaceX, то бороться за космических туристов ничто и никто им не мешает.
В частности, миллиардер Ричард Брэнсон заявил, что его компания Virgin Galactic планирует еще до конца 2018 года (то есть, за эти три недели) испытать космоплан SpaceShipTwo, который за 8 секунд развивает скорость в 3700 км/ч, а затем — отправить в космос первых туристов. Предполагаемая цена билета в космос — 250 тысяч долларов. Сам Брэнсон планирует первым воспользоваться услугой своей компании.
Космические туристические маршруты планирует развивать и компания Blue Origin другого американского миллиардера Джеффа Безоса, основателя Amazon. Еще до 2017 года компания Безоса, а не Илона Маска имела больше шансов стать лидером в области частных космических полетов, ведь одноступенчатая ракета компании Blue Origin New Shepard стала первой, которая после полета в космос сумела аккуратно приземлиться и остаться невредимой. Произошло это в 2015 году. А SpaceX пытался приземлить первую ступень своей Falcon9 с 2006 года, но удалось это сделать только в 2016-м. Компания Blue Origin планировала начать коммерческую эксплуатацию ракеты с 2018 года, но, похоже, отложили реализацию этих планов на ближайшие годы.
Илон Маск также заявлял, что он станет первым человеком на Марсе. Предполагается, что полет может состояться через 7 лет (то есть, в 2025 году), стоимость билета – “пару сот тысяч долларов”, а вероятность выжить на Красной планете — 70%. Поэтому он сомневается, что это станет способом для миллиардеров “убежать от земных проблем”.
А в туристический полет вокруг Луны первым отправится японский миллиардер Юсаку Маэдзава. Об этом стало известно 17 сентября 2018 года. Сообщалось, что он сделал значительный денежный взнос, за что получил возможность, взяв еще 6-8 человек, облететь Луну на ракете Big Falcon Rocket.
Правда, сама туристическая миссия компании SpaceX планируется не ранее 2023 года. А значит и компания Virgin Galactic Ричарда Брэнсона, и компания Blue Origin Джеффа Безоса имеют шансы обойти Илона Маска в “космическо-туристической” области. Кто будет первым — надеемся, станет известно уже в следующем году.
Николай Романюк, Киев, по материалам СМИ