О том, что Hyperloop станет самым быстрым транспортом — знают все. Но он, кроме этого, может стать и самым дешевым
10 декабря мир станет свидетелем исторического события — впервые люди доберутся из одной точки в другую на принципиально новом виде транспорта — на Hyperloop, который станет конкурентом самолету и скоростному поезду, не говоря уже об автомобиле и морском транспорте. Событие, безусловно, историческое: в идеале (а точнее, судя по анонсированным Илоном Маском характеристикам проекта) Hyperloop станет самым быстрым способом перемещения людей и грузов — ведь скорость капсулы будет составлять от 1000 до 1200 км/ч, что на 50% быстрее самолета и в 3-4 раза - современного поезда.
Испытание новой транспортной системы состоится в декабре на тестовой площадке в Хортоне (пригород Лос-Анжелеса), где уже построена трасса длиной 1,5 км. Пока пассажиры Hyperloop не смогут добраться из центра города в аэропорт, или из одного города в другой, однако в планах у трех компаний, заявивших о намерениях реализовывать проекты Hyperloop — Hyperloop One, Hyperloop TT и SpaceX, - соединить Сан-Франциско с Лос Анджелесом, восточное и западное побережье в Америке. Существует еще с десяток проектов в Европе и Азии. Правда, пока большинство проектов — на бумаге, и, в лучшем случае, их начнут реализовывать через несколько лет.
В Украине тоже якобы задумываются над строительством Hyperloop. Министерство инфраструктуры в феврале 2018 года даже подписало меморандум о сотрудничестве с компанией Hyperloop TT. Конкретики, правда, в нем маловато: внимания заслуживает только пункт о поддержке реализации проекта построения тестовой линии, которая в дальнейшем может стать частью первой украинской коммерческой линии Hyperloop. Тестовая линия уже строится и в Днипре.
Действительно ли Hyperloop является серьезным конкурентом другим видам транспорта?
Что такое Hyperloop? Это — вакуумный поезд. Капсула с людьми или грузом движется по трубе, из которой почти полностью выкачивается воздух. Ключевая идея нового вида транспорта, по словам Илона Маска, - удешевить скоростное передвижение на дальние расстояния (речь о сотнях километров). Основная идея вакуумного поезда — нет необходимости преодолевать трение опоры (например, для машин — это дорожное полотно, асфальт, для поезда - рельсы) и встречное сопротивление воздуха. Проще говоря, капсуле необходим первый толчок для того, чтобы она набрала скорость, а дальше она будет лететь по трубе чуть ли не по инерции.
Впрочем, Hyperloop может стать и одним из самых опасных видов транспорта: если в вакуумную трубу попадет камешек или воздух — это будет угрожать жизни пассажирам, которые находятся в капсуле. Информации о том, как предотвратить такие непредсказуемые случаи — до сих пор нет.
Как сэкономить на энергии? Ответ Маска —солнечные батареи. В Хортоне они должны вырабатывать 57 мВт электроэнергии, хотя для запуска и торможения капсулы необходимо только 21 мВт. Остальное может пойти на продажу, что, по подсчетам Маска, позволит заработать до 25 миллионов долларов ежегодно.
Стоимость строительства системы Hyperloop не является очень дорогой — 16-18 млн. долларов за километр (без учета приобретения земельных участков). Для сравнения, по информации Украинского института будущего, стоимость строительства высокоскоростной железнодорожной колеи в Европе составляет 26,7 млн. долларов за километр, а в США, например, – 39-42 млн. долларов. Следовательно, если прогнозы сбудутся, то Hyperloop в будущем станет одним из самых дешевых способов передвижения.
По последним данным, максимальная скорость Hyperloop, которую обещали еще в 2013 году — около 1220 км/час. Впрочем, не весь маршрут капсула будет преодолевать именно с такой скоростью. В частности, на участке тоннеля, который находится в непосредственной близости к станциям, скорость до 480 км/ч, а в горной местности — до 890 км/час.
Стоимость билета на Hyperloop тоже пока не определена. Пробный пробег под Лос-Анджелесом, по информации Илона Маска, будет бесплатным. Вообще, цены прогнозируются разные — от десяти до сотен долларов. Все зависит от компаний-строителей: будут ли они иметь намерение быстро компенсировать затраты на проект, согласны ли будут ждать лет 30, а может и 60... Впрочем, зависит цена билета еще и от рынка: например, индийский проект Hyperloop между городами Мумбаи — Пуна предусматривает цену билета не больше 150 долларов, это как обходится пассажирам эконом-класс самолета.
А в Украине Hyperloop — это возможно?
Построить Hyperloop в Украине — дело не одного года. Владимир Омелян еще в июне 2018-го заявлял, ято якобы надеется, что первая линия будет построена через 5 лет. Но на днях, 13 октября, министр скорректировал прогнозы: “запустим максимум через 10 лет”. Впрочем, за 10 лет в Украине может измениться многое, поэтому о реализации проекта Hyperloop в Украине конкретно говорить, пожалуй, рановато.
А целесообразно ли строить новейшую транспортную систему в Украине? По оценке Украинского института будущего, стоимость строительства Hyperloop Киев-Одесса составит 3,6 млрд долларов. Для покрытия только эксплуатационных расходов стоимость билета будет 19,8 долларов (557 грн по курсу 28,16). Согласно другому подходу, чтобы проект окупился через 30 лет, цена билета должна должна быть не менее 169 долларов, или 4750 гривен.
А если строить тоннель Hyperloop не между городами-миллионниками, а, например, в Киеве вместо «многострадального» метро на Троещину? Вряд ли это реально. Лучше возьмем другой пример — между Киевом и Борисполем. В таком случае стоимость проекта, вроде, будет меньше, и, соответственно, меньшей будет и цена билета. Посчитаем: от центрального вокзала до аэропорта “Борисполь” - 34,5 километров. Стоимость одного километра тоннеля — 18 млн долларов. Итак, сама трасса обойдется в 621 млн долларов.
Заканчивается строительство железнодорожного пути в аэропорт “Борисполь”. “Цена вопроса” - 550 млн грн, или 19,5 млн долларов. Билет на рельсовый автобус будет стоить 80 грн, то есть 2,8 доллара. И это в десятки раз дешевле, чем стоил бы проезд на Hyperloop по тому же маршруту. Вопрос лишь в том, нашлись бы люди, согласные платить тысячу гривен вместо 80, чтобы добраться из аэропорта столицы не за 45-50 мин, а за 7-10, включая посадку и высадку? И целесообразно ли именно для них строить это чудо ХХІ века?
Александр Карпенко, по материалам СМИ