Роль соцсетей на этих выборах стала другой. Раньше страница политика в Facebook играла роль СМИ, а теперь она стала его интерактивной пресс-службой
В последние дни в Facebook стали появляться посты лидеров общественного мнения, возмущенные тем, что на их именах пиарятся политические деятели. Мол, в лентах новостей друзей появляется рекламная публикация с надписью “Понравилось тому-то и тому-то и еще нескольким вашим друзьям” - обычно тем, у кого наибольшее количество читателей. Однако эти друзья уверяют, что они не подписывались на страницу того или иного политического деятеля.
В частности, о такой ситуации написала известный литературный критик Инна Булкина, отметив, что нескольких ее друзей, в частности директора Одесского художественного музея Александра Ройтбурда и художника Матвея Вайсберга обозначают в рекламе Юлии Тимошенко.
Оба деятеля в комментариях возразили, что ставили “лайк” на страницах, с которых идет реклама. Про похожую ситуацию сообщал и директор Института города Александр Сергиенко, мол, хотя его фамилию указывают в рекламных постах, он не ставил “лайк” на страницах Тимошенко.
Как могло такое произойти? А очень просто. Например, можно создать фальшивый аккаунт того же Александра Ройтбурда, “добавить в друзья” реальных знакомых Александра Ройтбурда и уже с него похвалить страницы Тимошенко и других политиков. Зачем это делать? Например, если этот “липовый” аккаунт распространит видео или картинку, ее сразу увидит несколько тысяч человек.
Политическая реклама в социальных сетях за четыре года изменилась чуть ли не на 100%
Впрочем, все это неудивительно: выборы уже через 7 месяцев. И пусть даже лидеры общественного мнения и любят иногда страницы политиков невзначай, но за последний месяц количество «лайков» страниц кандидатов в президенты значительно выросло. А почему и как они появляются в вашей ленте, не задумывались? Это зависит от многих факторов, и поэтому может у кого-то в ленте активнее выглядят не Петр Порошенко и Юлия Тимошенко, а, например, Ляшко, Рабинович или Бойко. Тем временем регулярно появляются страницы с “черным пиаром”. «Лидеры» здесь — Анатолий Гриценко, которому посвящены страницы “Реальный Грищ” и “Полковнику никто не пишет”, и Юлия Тимошенко, репутацию которой пытаются очернить через страницы “Юлия Тимошенко — позор украинской нации” и “Украина без Юли Тимошенко”. И порой этого “добра” в Facebook становится многовато.
Примечательно, что по сравнению с 2014 годом политическая реклама в социальных сетях существенно изменилась. Тогда не настолько активно заказывали платную рекламу официальных страниц политиков, ведь эту функцию выполняли боты — распространяли само содержание страницы и ожесточенно дискутировали, доказывая реальным пользователям социальной сети (хотя иногда и таким же ботам) свою правоту.
То, что изменилась вся стратегия политической рекламы в социальных сетях, замечают и эксперты. Политтехнолог Дмитрий Бачевский в комментарии Укринформу объясняет, что изменилась не только стратегия политической рекламы, а само значение Facebook для аудитории.
“Если раньше в самые тревожные месяцы, когда ситуация менялась ежечасно, украинцы массово регистрировались в Facebook, чтобы получать оперативную информацию от добровольцев, волонтеров, экспертов и политиков, то со временем активность посетителей значительно упала. Уже нет необходимости, просыпаясь каждое утро, спешить заходить на Facebook, чтобы узнать последние новости, и следить потом весь день за ходом событий. Такие изменения отразились и на популярности “ЛОМов” (Лидеры общественного мнения. – Ред.) и политиков, у большинства которых число лайков, репостов и темпы прироста подписчиков значительно упали, – считает политтехнолог, – раньше страница в Facebook играла роль СМИ, а теперь она стала интерактивной пресс-службой политиков и направлена прежде всего на журналистов, которые подписаны на всех более-менее заметных деятелей”.
Изменилась и роль ботов. “Сейчас их используют для создания видимости массовой поддержки того или иного политика с помощью лайков и распространений. Ими ведется и работа в комментариях для подавления оппонентов и выражениа поддержки политика. В общем, с падением значения Facebook количество и качество ботов украинского происхождения уменьшается, а российского происхождения, которые создаются для проведения информационных операций против Украины, – растет”, – объясняет Дмитрий Бачевский.
Есть “лайфхак”: чтобы не видеть лишней рекламы, можно “подчистить” настройки
Вернемся к использованию имен ЛОМ в рекламе страниц политических деятелей. Почему же все эти политические материалы появляются у нас в лентах? Причина не только в том, что их облюбовали ваши друзья. Алгоритм Facebook — довольно сложный не только для рядовых пользователей, но и для специалистов, поэтому четкого объяснения, почему определенные посты появляются в лентах новостей, и нет. На формирование ленты новостей влияют очень много факторов: это и наши поисковые запросы в Google, это те новости, на которые мы переходим, и комментарии, которые мы оставляем под постами. Это, конечно, и “лайки”, и распространение постов. Вся эта информация фиксируется, и на ее основе Facebook определяет, какой именно пост “пускать” в нашу ленту новостей.
Но на самом деле пользователь Facebook вполне может собственноручно откорректировать, что именно ему нравится, а что нет. Для этого необходимо зайти в раздел “Настройки” и выбрать в меню слева пункт “Реклама” (как на фото).
А там — не удивляйтесь, если в разделе “interests You” найдете имена известных нам всем политиков и еще много необычного. Очевидно, отсюда Facebook и взял, что лидерам общественных мнений нравится тот или иной политик. Что с этим делать? Нажать на “крестик” над всеми страницами, которых вы не хотите видеть в ленте... И такую процедуру стоит повторять периодически, ведь наши якобы предпочтения попадают туда автоматически.
Facebook предлагает множество других инструментов рекламы и оставляет возможности для активной манипуляции мнением пользователей тем же ботам. Но ведь предвыборная кампания идет не только в социальных сетях, но и в СМИ, на уличных столбах и билбордах. Сейчас это действительно тема номер один в обществе, и Facebook к этому не имеет никакого отношения. А нам с вами остается фильтровать информацию и неважно, откуда мы ее получили — из бордов, или из газет, или из Facebook.
Александр Карпенко, Киев