Сотни учетных записей и групп, связанных с PR-агентством Pragmatico, вели скоординированные кампании по дезинформации в Украине
16 сентября компания Facebook сообщила, что обнаружила в Украине фабрику троллей и удалила связанные с ней аккаунты. Среди них оказались страницы сайтов Znaj.ua, Politeka и Hyser, позиционирующие себя как СМИ.Однако, по данным Института массовой информации, который исследует соблюдение журналистских стандартов, они часто распространяют манипуляции и недостоверную информацию.
Ответственный за политику кибербезопасности в Facebook Натаниэль Глейхер (Nathaniel Gleicher) пишет, что раскруткой этих страниц занималась киевская фирма Pragmatico. На рекламу в Facebook и Instagram она потратила около $1,6 млн (или 39,5 млн грн - немалая сумма по меркам Украины - Авт.), добившись привлечения более 4 млн фолловеров.
Кроме того, по словам Глейхера, и страницы, и группы управлялись с помощью фейковых аккаунтов, имена которых постоянно менялись: Их владельцы и администраторы публиковали информацию о знаменитостях, шоу-бизнесе, спорте, местных и международных новостях, политических и экономических проблемах, включая украинские выборы, политических кандидатах и критику различных общественных деятелей.
Facebook опубликовал несколько примеров контента, распространяемого этими аккаунтами.
Украинская “фабрика троллей”: что известно и как одна действовала?
Специалисты независимой исследовательской лаборатории цифровых криминалистических исследований DFRLab (проект аналитического центра Atlantic Council) провели собственное расследование: 16 сентября 2019 года, Facebook заблокировал 149 страниц за участие в скоординированном неаутентичном поведении. DFRLab исследовали 121 страницу, 64 из которых принадлежали пяти медиа, входящим в холдинг Знай Медиа: Znaj.ua, Politeka.net, Akcenty, Hyser, and Clutch.ua. Фейсбук обнаружил связь Знай с PR-компанией Pragmatiko. Об этом в эксклюзивном комментарии Укринформу рассказал научный сотрудник DFRLab Роман Осадчук.
Осадчук: Страница с этим названием была среди исследованных страниц. В одном из опубликованных видео на странице был найден телефонный номер, который был использован в презентации другого Цифрового Агентства Doping, которое в свою очередь заявляет о владении ресурсами Знай, Политека, и Клатч. DFRLab установили, что 37 страниц Znaj.ua и Politeka из всего массива были созданы 22 декабря 2018 года. Это составляет около трети всех проанализированных страниц. Большинство страниц, созданных в этот день, не содержали публикаций. Из 18 страниц Politeka, созданных в этот день, 12 не имели публикаций. Из 19 страниц Знай.ЮА - 16 не содержали ни одной публикации. Анализ в инструменте CrowdTangle показал всплески в количестве подписчиков вокруг похожих дат у страниц Politeka и Znaj.ua. Так, страницы Politeka и Znaj города Кропивницкий, которые были зарегистрированы 22 декабря 2018 года, в период с 30 декабря по 5 января получили более 600 подписчиков. Другие ключевые прыжки были зафиксированы в конце апреля - начале мая и конца августа - начале сентября, когда страницы получили от 30% до 80% роста числа подписчиков. Совпадение в датах для двух независимых страниц может свидетельствовать о возможной координации.
Кроме того, господин Осадчук добавил, что внешние домены сайтов Znaj.ua и Politeka.net размещаются на одном сервере и имеют одинаковые IP-адреса.
Что касается Pragmatico, то в сети практически еет информации об этой компании. Страница в Facebook и официальный сайт недоступны. Хотя такое агентство все же существует. Например, на сайте Work.ua указано, что компания занимается созданием и продвижением персональных корпоративных брендов, в ней работает от 10 до 50 сотрудников.
А на сайте Politeka размещена статья «PR во время войны», автором которой указан Валерий Савчук, директор агентства Pragmatico. Кроме того, в одном из резюме на сайте Jobs.ua соискатель указал, что до августа 2019 года работал политическим PR-менеджером в соцсетях в компании Pragmatico. В резюме говорится, что на этом посту он занимался формированием медийного образа, созданием положительного имиджа и поддержанием репутации заказчика в соцсетях, а также руководил коллективом от 10 человек. Но это еще не все. Журналистам LIGA.net удалось пообщался с девушкой, которая была на собеседовании в компании Pragmatico в 2018 году. По ее словам, компания занималась политическим пиаром и раскруткой в FB политиков, на тот момент у нее было несколько офисов недалеко от станции метро Дворец Спорта и большой SMM-отдел. Девушка предоставила контакты нескольких руководителей компании, но те заявили: О Pragmatico не слышали и никогда там не работали ...
В свою очередь Укринформ взял комментарий у одесского блогера Александра Коваленко, который еще в июле этого года (в разгар парламентской кампании) опубликовал на собственной Фейсбук-странице сообщение, в котором упоминается некая PR-компания (название блоггер не указал, но в разговоре с журналистом не стал отрицать, что речь идет именно о Pragmatico - см. ниже). Офис этой конторы, по его словам, якобы находится в районе столичного Подола.
В составе так называемых тролль-групп - молодые люди 20-30 лет. Работают в три смены. Каждая (смена) по 10 человек. Месячная зарплата одного тролля составляет около 9 тысяч гривень. Норма дневной смены - 300 комментариев, ночной - 200, - рассказывает Коваленко. - На входе в офис охрана изымает у посторонних телефоны и другие средства фото-, видео- и аудиофиксации.
На вопрос, почему в своем сообщении он упоминает Подол, блогер ответил: А почему нет? Там широкий выбор офисных помещений любой ценовой категории, а благодаря большому числу учебных заведений - легкий доступ к потенциальной рабочей силы. Вахтовый режим работы позволял даже студентам стационаров участвовать в работе. Источники информации я, разумеется, не назову. Но эти люди причастны к данной компании - работали там.
Немного похожи на “троллей из Ольгино”, но не больше
По словам Александра Коваленко, эта фабрика по сути не выполняла каких-то откровенно антиукраинских задач. Страна.UA и их YouTube с армадой троллей выполняют в разы больше работы по дискредитации Украины, чем те, о ком говорим мы. В основном эта фабрика работала, скажем так, сама на себя. Выполнялись политические заказы по дискредитации кандидатов. Причем от совершенно разных лиц, кардинально отличающихся друг от друга вектором своей политической деятельности. Конечно, как и любой тролле-генератор, она наносила ущерб информационной среде страны, особенно в разгар избирательной кампании. Но сравнивать их с троллями Ольгино... Это, скорее, были бы лесть в их адрес, чем правда, - убеждает блогер.
Не исключено, что так и есть. Но заметно прослеживается “малюсенькое” сходство (ниже - піодчеркнуто и выделено жирным шрифтом) с “троллями” Евгения Пригожина (“повар Путина”).
Еще в конце февраля прошлого года дипломат, эксперт Центра исследования России Сергей Борщевский в авторском материале для Укринформа под названием Русские ихтамнеты в интернете: масштабы поражают писал: “...с начала 2014 года сотрудники «фабрики», выдавая себя за американцев, через социальные сети распространяли ложную информацию, направленную против некоторых кандидатов (...) стратегической целью этой компании біло внести дестабилизирующие разногласия в политическую систему США.
Сходство прослеживается также в организационной структуре. В статье испаноязычного онлайн-издания АВС Internacional (АВС, от 20 ноября 2017 года) под названием Фейковые новости: российская фабрика троллей работает 24 часа в сутки (La «granja de trolls» rusos que trabaja las 24 horas del día), которую Сергей Борщевский перевел на украинский, упоминается некто Виталий Беспалов, который пришел трудоустраиваться на редакторскую должность в санкт-петербургскую медийную организацию Агентство интернет-исследований.
ABC Internacional: Место работы расположено в доме №55 на улице Савушкина в Санкт-Петербурге и известно в народе как фабрика троллей. Виталий Беспалов стал еще одним рядовым производства, функционирующего 24 часа в сутки (о вахтовом режиме вспоминал и одесский блогер), с обеденным перерывом в 30 минут... Количество троллей на фабрике, по информации различных бывших сотрудников, варьируется между 400 и 1000 человек, размещенных на различных непроникаемых (не соединенных между собой) этажах. Как утверждает Беспалов, сотрудники - молодые люди 25-30 лет (такой же возраст сотрудников Pragmatico - 20-30 лет), преимущественно женщины.
Znaj.ua и Politeka о блокировании в Facebook: Мы не роботы и не тролли. Мы - живые люди
Между тем, сайты Znaj.ua и Politeka.net отвергают обвинения в использовании фейковых страниц и говорят, что политики хотят ограничить свободу слова через известную соцсеть.
Znaj.ua: Вся команда Знай.ua может подтвердить свои личности, имеет паспорта и вполне физическую, а не мнимую форму (...) Мы настаиваем на возобновлении работы нашей страницы. Очень жаль предполагать, что всемирно известная компания могла стать жертвой манипуляций со стороны политических сил Украины, которые стремятся заткнуть рты известным медиа, которые подвергают критике их деятельность.
Politeka.net: Команда Politeka.net - это журналисты и программисты, SEO-эксперты и контент-менеджеры, это огромная команда людей, каждый из которых может подтвердить свою личность. Доказать, что он не тролль или бот. Мы, живые люди, которые 24 часа в сутки вот уже три года создают новостной контент для таких же людей - из плоти и крови. Мы добиваемся того, чтобы миллионам нашим читателям вернули доступ к подписке на публикации, а нашим сотрудникам восстановили аккаунты, которые в свое время создавались с большим доверием и уважением к команде Facebook. Мы верим в то, что всемирно известная компания не будет идти на поводу у политических сил Украины, которые мечтают заставить замолчать известные медиа, заткнуть глаза и уши читателям.
Журналисты “Украинской правды” проанализировали заявления обоих сайтов и обнаружили, что по содержанию и форме они похожи друг на друга, а отдельные фразы сформулированы почти одинаково. Так, оба ресурса написали, что их страницы могли удалить из-за того, что различные политические группы вели там информационные войны. Сайты также признали, что сотрудничали с PR-агентством Pragmatico, с которым в Facebook связали изъятые аккаунты. Впрочем говорят, что компания лишь предоставляла им консультационные услуги по продвижению в социальных сетях.
Особое мнение в комментарии Укринформу выразила директор Института массовой информации (ИМИ) Оксана Романюк.
Возможно, причина блокирования - это распространение упомянутыми сайтами фейковых новостей, чернухи... Ну, сначала так и подумалось, ведь качество контента на этих сайтах очень низкое. Даже язык не повернется назвать это журналистикой - стандарты постоянно нарушаются. Но нет. Новостной контент не имеет отношения к блокированию. Причина не в свободе слова, она в другом: нарушены правила Фейсбука по распространению материала коммерческого характера - рекламы. То есть, судя по всему, какие-то технические моменты. Ведь они использовали так называемые мертвые страницы - фейковые аккаунты - с огромным числом подписчиков, но с нулевым контентом, - рассказывает Романюк. - Такое впечатление, что украинские умельцы просто нашли в соцсети какие-то лазейки, чтобы заниматься агрессивным SMM и продвигать коммерческий контент. По крайней мере, такая у меня мысль. А о том, что политические силы Украины пытаются их, как они пишут, заставить замолчать, а читателям заткнуть глаза и уши читателям - тут без комментариев. Непонятно от чьего имени написаны эти официальные заявления. Вся редакция нашего портала? Ну-ну... А кто туда входит, в эту редакцию?..
Остается напомнить, что проблемы на украинском информационном рынке далеко не исчерпываются этой историей. В конце концов, блокирование Facebook 149 страниц - это не только капля в море, это еще и инициатива иностранного частного бизнеса, который сам ее и реализовал. Вопрос: когда Украина начнет принимать адекватные собственные меры для, хотя бы, ограничения информационных диверсий из-за «паребрика»? - остается открытым.
Мирослав Лискович. Киев