Россия не посредник, а участник войны на Донбассе. Непризнание этого - маркер неэффективности нормандского формата
Бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил организовать встречу президентов Владимира Зеленского и Владимира Путина в Нур-Султане (столица Казахстана). Считаю, что нужна отдельная личная встреча президентов России и Украины, потому что решается только между двумя государствами, а не между всеми, - сказал Назарбаев. По его словам, Зеленский уже согласился на личную встречу. Но для нас главное не это (тем более, что в ОП уже опровергли это утверждение), а то, что было сказано в конце: ...Теперь посмотрим, - добавил политик, при этом отметив, что России не нужны украинские территории (временно оккупированного Донбасса. - Ред.), - По другим причинам там оказались российские силовые структуры.
Как на предложение Назарбаева отреагировали в Москве? Традиционно - то есть подменив одно другим, а вы, мол, догадывайтесь, что мы на самом деле думаем. Представитель Путина Дмитрий Песков: Сейчас мы все концентрируемся на подготовке к встрече нормандского формата. Сказанное экс-президентом Казахстана о «российских силовых структурах» на Донбассе, то есть об «ихтамнетах» в Кремле «не заметили». Да и не удивительно. В Москве никогда не сомневались в том, что все всё знают, прямое участие российских военных (это не говоря об оружии и деньгах) никогда ни у кого не вызывало никаких сомнений. Ну и что? Там просто считают высшим шиком, правом и признаком «великой державы» врать в глаза всему миру, а прежде всего - партнерам по переговорам. Придет время - когда понадобится, то все расскажем, как это было со «сдержанным» признанием российской оккупации украинского Крыма и ее планирования.
Все чуть скрытые подводные камни и очевидные опасности от гипотетической встречи Зеленского и Путина тет-а-тет обсуждены уже настолько плотно, что повторять это нет смысла. Поэтому предложение господина Назарбаева, лидера страны - ближайшего союзника РФ, чья делегация ни разу не проголосовала в ООН «за» предложения Украины, направленные на наказание (хотя бы сдерживание) агрессора - нас интересует только косвенно. Где бы ни прошла такая встреча - в Нур-Султане или в Уагадугу (столица Буркина Фасо) - тоже не важно, потому что дело не в географии и не в конкретных участниках процесса. А вот фраза о непосредственном военном участии РФ в войне на Донбассе - это важно. Да, это давно всем известно, как и то, что никто об этом не хочет прямо говорить ни в Минске, ни в Берлине, ни в Париже, и поэтому сказанное Нурсултаном Назарбаевым, конечно, не повлечет каких-то далеко идущих выводов. Но его слова как прожектором, осветили суть проблемы: пока наши западные партнеры, в частности Германия и Франция, не выбросят Россию из списка посредников, назвав вещи своими именами - активная сторона конфликта, страна-оккупант - до тех пор ничего не изменится ни в нормандском формате, ни в Минском процессе. То есть горячую фазу войны они смогли остановить, а вот закончить ее на условиях, которые были бы приемлемы для Украины, - нереально. Иными словами, это не что иное, как маркер неэффективности нормандского формата, его, так сказать, больное место.
Похожее мнение высказали и опрошенные нами эксперты.
Например, политолог Игорь Рейтерович говорит, этот тезис действительно из разряда не требующих дополнительного обоснования. Пока Россия будет выступать одной из сторон в переговорном процессе, и эту страну не будут называть стороной, несущей прямую ответственность за конфликт в Украине, этот конфликт был инспирирован и так далее, то ситуация с мертвой точки не сдвинется. Здесь же стоит упомянуть очень важный момент - последнее решение Международного суда ООН, согласно которому РФ в перспективе должна понести ответственность за финансирование терроризма на востоке Украины. Поэтому не исключаю, что подобные «заявочки» Назарбаева как раз связаны с тем, что он начинает чувствует небольшие изменения, ну, и хочет играть на различных противоречиях, - считает политолог.
Собственно, что касается назвать / не назвать РФ стороной конфликта, то, по его словам, на сегодня Франция и Германия этого не сделают. Потому что им не нужны проблемы, им не выгодно замораживание этого формата. А если такое заявление от них прозвучит, то Россия из него выйдет, - говорит Рейтерович.
Поэтому в данном случае больше вопросов к Украине: как мы собираемся подавать свою позицию? По наблюдениям эксперта, как минимум последний месяц в Украине происходит некая деперсонализация войны с Россией. Если предыдущая власть не боялась говорить о личной ответственности Путина, то нынешняя, причем не только устами президента, но и министра иностранных дел, недавно экс-главы профильного комитета ВР и т.д., конечно, называет РФ врагом, страной, которая отвечает за то, что творится на Донбассе, которая аннексировала Крым, но фамилия Путина внезапно исчезла. Разумеется, это в определенной мере подыгрывание Германии и Франции, которые также стараются не завязываться на персоне Путина, а говорить «глобальнее». У нас также эта деперсонализация произошла, и это уже ответственность Украины, - отмечает Рейтерович. - Нужно было уже давно понять, что невозможно решить вопрос войны с Россией, если мы не будем называть фамилию человека, который эту войну начал и является главным, как это было модно писать в советских СМИ, “поджигателем войны”.
Похожего мнения политолог-международник Павел Бульдович. Что касается словесного подтверждения Назарбаевым факта участия российских вооруженных сил в военных действиях на территории Украины, то, говорит эксперт, необходимо учитывать нынешний статус экс-президента Казахстана. Он и его слова не имеют в этом контексте никакого значения и ни на что не влияют. Поэтому Нурсултан Абишевич может говорить все что угодно и без веских последствий. Речь отнюдь не идет о признании Казахстаном вооруженной агрессии РФ против Украины, - отмечает Бульдович. - Неудивительно, что лидеры нормандской четверки не могут позволить себе подобной смелости в высказываниях. Впрочем, это совсем не оправдывает несовершенство нормандского формата, ведь формально в пределах последнего только Украина выступает стороной конфликта, все остальные - посредники.
Одновременно политолог утверждает, что роли участников нормандского формата заведомо не соответствуют фактическому состоянию дел, и это несоответствие не позволит решить проблему войны в Донбассе в пользу Украины. В целом нормандский формат, так же как и Минские соглашения, изначально был предназначен для остановки горячей фазы боевых действий, а не для адекватного политического и юридического урегулирования ситуации, поэтому эти гибридные инструменты не могут быть эффективными средствами решения конфликта с учетом национальных интересов Украины, - резюмировал Бульдович.
Беседовал Мирослав Лискович. Киев