Вынося на рассмотрение нормандской четверки требования по транзиту газа, РФ навредит сам себе. Украина должна этим воспользоваться
Россия официально и полуофициально выдвигает все новые и новые условия проведения встречи глав государств в нормандском формате. Причем, большинство этих требований никак не касаются интересов ЛДНР, не говоря уже о мирных жителях временно оккупированных украинских территорий, которых Путин якобы хочет защитить от возможных притеснений и преследований в случае возвращения захваченных районов под контроль Киева. Речь идет и о призыве забыть обиды и требование простить $22 млрд, которые Украина хочет взыскать с Газпрома (почти $3 миллиарда в пользу Нафтогаза по решению Стокгольмского арбитража, исковые претензии на $12 миллиардов и $7 миллиардов штрафа, наложенного Антимонопольным комитетом), и о кремлевских поучениях по достижению нашей страной параметров Третьего энергопакета ЕС. Кремль уже вбрасывал в информационное пространство все эти идеи по одной. А недавно появилась информация о якобы пакетном предложении Москвы к повестке дня предстоящей встречи. Речь идет о следующем:
1. Полюбовное урегулирования судебных споров между Газпромом и Нафтогазом, взаимный отказ от претензий и прекращение судебных разбирательств по контрактам на поставку и транзит российского газа, а также восстановление баланса кoммерческих интересов сторон;
2. Отмена решения Антимонопольного кoмитета Украины о взыскании с Газпрома штрафа за злоупотребление монопольным положением на украинском рынке транзита газа и восстановление нарушенных имущественных прав кoмпании в Украине;
3. Готовность Украины к прямым закупкам рoссийского газа с 2020 года и утверждение объемов такого импорта;
4. Обеспечение Киевом в рамках имплементации положений Третьего энергопакета ЕС реальной независимости национального регулятора и создание сертифицированного независимого газотранспортного оператора. Если Украина не успеет закончить эту работу до 1 января, Газпром готов к продолжению на переходный период действующего транзитного контракта с учетом актуальных рыночных условий.
Должна ли наша страна соглашаться на такие предложения? На какие компромиссы можно пойти, чтобы не потерять поступления от газового транзита и - главное - отстоять при этом каждый важный для нас пункт будущего соглашения по деоккупации Донбасса?
Мухи и котлеты - отдельно: вопросы войны и газа надо разделить
Некоторые украинские политики и эксперты, комментируя сообщения о кремлевских пакетных газовых предложениях, - которое, кстати, активно тиражируют российские СМИ, - успокаивают, мол, без согласия украинской стороны эти вопросы в повестку дня нормандской встречи не попадут. И предостерегают от преждевременной паники. Другие же наоборот просят и украинских граждан, и власть как можно серьезнее отнестись к этим сигналам и подготовиться держать удар. Ведь попытки Кремля безосновательно расширить круг вопросов, которые вынесут на обсуждение глав государств, может свидетельствовать и о намерении максимально затянуть подготовку к встрече, или же полностью исключить ее (что уже понятно из последних заявлений официальных представителей Путина), и о надеждах на то, что, рассматривая десятки пунктов повестки дня, участники переговоров заговорят главные вопросы, связанные с возвращением Украины контроля над оккупированными РФ районами Донбасса. При этом, тормозя профильные переговоры по газовому транзиту (при участии Украины, Евросоюза и России), Кремль делает все для того, чтобы у Киева не было другого выхода, кроме согласия на внесение транзитного вопрос в повестку дня встречи на высшем уровне. Тем более, что Украина заявляла об этом и раньше (прогнозируя деструктивные действия Кремля по блокированию трехсторонних газовых переговоров). Ведь все прекрасно понимают: речь идет не только об экономическом вопросе. Энергетическое давление - одна из важных составляющих масштабной гибридной войны, развязанной Кремлем против нашей страны. Поэтому, как сообщил на днях министр иностранных дел Вадим Пристайко, участники нормандской встречи обязательно будут рассматривать газовый вопрос - но результаты этого обсуждения никак не отразятся на решении основной проблематики встречи: путей мирного урегулирования ситуации в Донбассе и реинтеграции оккупированных украинских территорий. То есть, ни о каких компромиссах вроде транзит газа в обмен на ослабление украинской позиции на переговорах, речь идти не может. Экономические же условиях транзита должны обсуждаться только на переговорах между субъектами хозяйствования при участии Еврокомиссии. Соответственно, в рамках трехсторонних переговоров будут подписываться и будущие контракты.
Вынося газовый ультиматум на встречу глав государств, Россия проигрывает
Пользователи соцсетей и эксперты обещают проконтролировать, чтобы власть соблюдала этих обещания. Тем более, что, по мнению аналитиков, вопрос газа - сфера, где у Украины сейчас гораздо лучшие позиции, чем у РФ. Москве же остается только надувать щеки и всячески затягивать решение этого вопроса. Один из инструментов в руках Кремля - психологическое давление на Украину и Европу, в том числе - и путем вброса в прессу своих идей, которые подаются словно свершившийся факт.
Газовая игла, с одной стороны - важное оружие в руках Москвы, с другой - это Ахиллесова пята путинского режима, - говорит в комментарии Укринформу политолог, председатель Единого координационного центра Донбасс Олег Саакян. И поясняет: В целом я скептически отношусь к тому, что российская сторона публично предложит такую повестку дня для переговоров в нормандском формате. Эти темы фактически не касаются вопроса Востока Украины, горячей стадии конфликта, но, безусловно, они являются элементом российско-украинской войны. И для России невыгодно публично исходить из позиции скрытой войны (нас там нет), выставляя себя активной стороной конфликта. Пусть даже и в узком энергетическом вопросе, привязывая его напрямую к агрессии на украинском Востоке и поиску путей ее прекращения. Тем более, что речь идет о сугубо деловом вопросе (что постоянно подчеркивает Москва). А в этой области все достаточно прозрачно. Поэтому любая попытка российской стороны нагнать дыма сразу же становится заметна и всем ясна. Поэтому поле для гибридности существенно сужено. А там, где для Москвы нет возможности действовать гибридно, то есть исподтишка, нарушая правила и заявляя одновременно, что ни о каких нарушениях речи нет, у Украины есть все возможности привлекать Россию к ответственности, - считает Олег Саакян.
Но если в Кремле все же решат играть ва-банк, Украина, по мнению экспертов, должна действовать следующим образом:
1. Не вестись на провокации с объединением темы горячего конфликта и вопросов подписания газового контракта. Поскольку в таком случае Киев может потерять свои козыри.
2. Ни при каких обстоятельствах - ни на нормандских переговорах, ни на газовых переговорах в Брюсселе - не соглашаться на отказ от взаимных претензий. Ведь речь идет о разных вещах. С одной стороны - высосанных из пальца инсинуациях Газпрома, с другой - полностью обоснованных претензиях украинской стороны, по части из которых уже есть решения уважаемых международных судебных инстанций при хороших шансах добиться таких же решений и по другим искам. Единственная возможная уступка - рассрочка выплат.
3. Украине важно продержаться ближайшие месяцы. РФ крайне заинтересована, чтобы ее газ поставлялся в Европу. При этом ситуация с газопроводом Северный поток-2 все еще непонятна. Хотя Дания и согласовала прокладку трубы через свои территориальные воды, это решение вступит в силу только в конце ноября. Если же будет подготовлена обоснованная апелляция, процесс может затянуться на годы.
4. Даже в случае запуска СП2 нужно время для налаживания транзита (не менее нескольких месяцев). Тем более, что возможности прокачки газа по этому маршруту ограничены - в частности, решением суда ЕС по иску Польши об ограничении допуска Газпрома к мощностям газопровода Opal. И это фактически делает невозможным полный отказ РФ от прокачки топлива через украинскую ГТС, тем более в зимний период.
5. Если Москва, чтобы проучить Украину, откажется от заключения транзитного контракта, речь пойдет о срыве части договоренностей Газпрома с европейскими потребителями. Невыполнение соглашений - это, с одной стороны, огромные штрафные санкции для российского газового монополиста, с другой - катализатор ускорения переориентации Европы на другие источники поставок голубого топлива.
Владислав Обух, Киев