Дерзкое унижение участников переговоров продолжается: из РФ выдвигаются новые условия, а о нормандской встрече говорят, как о преждевременной
Украина последовательно и, в основном, в одностороннем порядке выполняет все выдвинутые Россией условия для предстоящей встречи в нормандском формате. То есть подписание формулы Штайнмайера, разведение сил в Станице Луганской, Золотом-4 и подготовка соответствующего процесса в Петровском (запланирован на ноябрь, при 7-дневного режиме тишины). В то время как РФ штампует заявления с каждый раз новыми и новыми условиями.
Так, в начале недели пресс-секретарь президента страны-агрессора Дмитрий Песков в эфире Россия-1 делает довольно туманное заявление, мол, Путин, готов встретиться, но только при срочной необходимости. Потом тот же Песков говорит, что Путин за продолжение работы в нормандском формате: Хотим как можно скорее провести саммит. Впрочем отмечает, что говорить об этом до конца 2019 года преждевременно: Потому что по-прежнему очень много вопросов остается на повестке дня. Под фразой много вопросов очевидно имеется в виду подготовка совместного документа до нормандской встречи - очередная хотелка Кремля, в котором, можно не сомневаться, они будут добиваться документального оформления нашей капитуляции. Между тем, глава украинской дипломатии Вадим Пристайко накануне заявил, что такого требования раньше не было, но заметил: Если это документ, который будет по результатам встречи, то его можно подготовить, чтобы лидеры не сидели и на чистом листе не писали результаты.
При таких непростых раскладах для Украины возможных вариантов остается немного. Или идти путем «утряски» этого документа, включив к этот процесс сильных и профессиональных людей (а такие у нас точно есть), разработав дорожную карту, возможно, иногда идя на какие-то компромиссы, но, когда это касается принципиальных вещей - твердо стоять на обеспечении интересов Украины. Или запускать план Б, о котором еще в октябре упоминал господин Пристайко: развертывание миротворцев ООН, стена между свободной и оккупированной частью Украины (кипрский сценарий), возвращение региона с помощью краткосрочных боевых действий (хорватский сценарий»), замораживание конфликта по типу Приднестровья и так далее, и так далее. Поэтому первый и самый важный на сегодня вопрос: что выбрать, каким путем двигаться дальше?
Второй - вероятная реакция наших западных партнеров на российские извороты. Стоит ли надеяться хотя бы на какую-то общую их позицию или, возможно, все уже договорено заранее, и теперь они - Германия и Франция - вместе с РФ будут склонять Украину к неприемлемым шагам? То есть к чему-то такому, о чем недавно писал украинский публицист Виталий Портников: «Путин просто хочет принять нашу капитуляцию в обществе Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона. Знаете, как брак подписывают свидетели? Так вот, они должны подтвердить, что капитуляция состоялась.
Поэтому мы поинтересовались у экспертов-политологов, а что они думают по этому поводу?
Богдан Петренко, политический эксперт, заместитель директора Украинского института исследования экстремизма:
Власть должна перестать воспринимать встречу в нормандском формате как самоцель и готовиться к долговременной стратегии
- Россияне навязали нам свою повестку дня. Поэтому какие бы действия ни предприняла Украина для того, чтобы побудить РФ к нормандской встречи, все они будут в интересах Кремля.
Поэтому мы должны менять повестку дня. Перестать воспринимать встречу в нормандском формате как самоцель. И если Кремль затягивает встречу, то у нас есть возможность разработать долгосрочную и многовариантную стратегию. Стратегию, которая бы предусматривала: а) поощрение западных партнеров в том, что решение проблемы Донбасса будет не только в украинских интересах, но и в интересах Запада, причем не только безопасности, но и экономических (иначе никто не будет нам помогать); б) влияние на общественное мнение на оккупированных территориях с целью усиления проукраинских и снижение пророссийских (разочарование в РФ) взглядов; в) влияние на общественное мнение РФ с целью ее переориентации с внешних проблем на российские (а общественное мнение само найдет себе внутреннюю цель); г) усиление военного и экономического потенциала Украины; д) унификация механизмов возвращения Крыма и Донбасса (потому что второе зависит от первого, а не является разными вариантами, как это воспринимает общественное мнение сегодня).
На первый взгляд, может показаться, что такие действия не совсем соответствуют сегодняшний цели - провести встречу в нормандском формате. Но - даже если эта встреча состоится, Украина будет вынуждена соглашаться на такие уступки, на фоне которых формула Штайнмайера покажется детской забавой. Потому что единственное, что сейчас устроит Россию - это подписание гибридной формы капитуляции Украины. Поэтому даже если какую-то дорожную карту этой «гибридной капитуляции» подпишут - это может спровоцировать революцию при ее осуществлении. Поэтому власть должна быть готова к долговременной стратегии. Но пока озвученный ею «план Б» (стена между свободной и оккупированной частью Украины) - это лишь прикрытие бездействия.
Что касается тактики - то официального выдвижения своих требований, которые должен выполнить Кремль до нормандской встречи, было бы достаточно, чтобы проверить готовность России идти на какие-то уступки.
Что касается Запада, то его действия будут полностью зависеть от общественного мнения внутри их стран. На Европу активно влияет российская пропаганда. И заявления об «украинских бандах» от президента Франции - это только вершина айсберга. И учитывая, что вопрос украинского-российской войны переместился в разряд неважных, от Европы в лучшем случае можно ожидать лишь невмешательства в процесс. Да и пока война локализована на линии соприкосновения - Европа не будет педалировать «украинский вопрос». Особенно, когда станет ясно, что решение затягивается на неопределенный срок. Никто из европолитиков не будет связывать свой имидж с затяжным конфликтом, о котором начали забывать в Европе.
Павел Бульдович, политолог-международник:
Пока Украина делает смелые дипломатические шаги, которые вписываются в безальтернативный Минск - давление и ультиматумы со стороны Запада маловероятны
– Устами главы МИД новая властная команда озвучила три альтернативных сценария для Украины: переговоры с Россией и европейскими партнерами в ходе подготовки к нормандской встрече; практическая реализация инициативы о миротворческом контингенте ООН и, наконец, использование права «защищать себя до конца». Первая альтернатива предполагает движение в пределах минского формата, вторая - кардинальную перестройку мирного плана, третья - продолжение боевых действий низкой интенсивности с параллельным замораживанием политического блока. Сейчас украинская власть движется по первому пути, идя на отчасти неоднозначны и болезненные компромиссы. Несмотря на вызванный такими компромиссами общественный резонанс, выбранная тактика во многом себя оправдывает, ведь Украина укрепляет имидж стороны конфликта, которая стремится к установлению мира. И, судя по отзывам ключевых международных игроков, усилия Киева не лишены внимания и одобрения. А это - как минимум удерживает санкционный режим против России и не дает оснований зарубежными симпатикам РФ для продвижения инициатив о прощении Москвы без прогресса в минском комплексе мер. Другой вопрос - это пределы украинской уступчивости, или же не раз упомянутые руководством нашего государства «красные линии», которые, несмотря на обещания, до сих пор не стали предметом трехсторонней дискуссии с участием власти, экспертов и общества. Такие линии, как известно, должны быть закреплены в законе об особом статусе Донбасса. И вполне вероятно, что российский шантаж, в виде постоянной отсрочке нормандской встречи под все новыми приводами, направлен именно на то, чтобы подвести к разработке законопроекта с нужными России пунктами. Ведь Кремлю более чем выгодно загнать Украину в рамки строгих юридических обязательств, что будет означать неотвратимость движения к частичной потере суверенитета.
Говоря о миротворческой миссии, следует понимать, что этот план Б не наступает автоматически после провала первого варианта. Для его воплощения необходимо провести масштабную и интенсивную коммуникацию на дипломатическом фронте, чтобы убедить мировое сообщество в том, что минский формат полностью исчерпал свой потенциал и нежизнеспособен, а потому единственная надежная альтернатива - миротворцы на Востоке Украины. Но самая большой и, пожалуй, непреодолимый недостаток подобного сценария - очевидна позиция Москвы, которая ни за что не согласится на такой вариант и легко заблокирует его на любом этапе. К тому же ЕС и США пока не проявляют никакого интереса к изменению механизма урегулирования конфликта, осознавая, что возможностей и желания повлиять на РФ с позиции силы они не имеют, для них нет никакого преимущества в изменении статус-кво.
О существовании консенсуса на Западе, в частности между Францией и Германией, в вопросе согласованного давления на Украину с целью добиться уступок России. Вряд ли стоит предполагать какой-то заговор в Париже и Берлине, сформированный под диктовку Путина. Речь идет скорее об общем настроение европейских лидеров, обусловленном усталостью от украинской проблемы, синониме утомляющих санкций и перманентной конфронтации с РФ. И как бы европейцы ни хотели поставить точку в этой истории, пусть даже ценой нашей капитуляции, пока Украина делает смелые дипломатические шаги, которые четко вписываются в «безальтернативный» минский формат, категоричное давление и ультиматумы со стороны западных партнеров крайне маловероятны.
Дмитрмй Синченко, политолог:
“Россия каждый раз повышает ставки. Стоило бы и нам давно уже выдвигать собственные требования нашего участия
– Первое – Украина должна двигаться в направлении победы в войне с Россией. А для этого нам не нужно участвовать в нормандском саммите вообще. Он для нас не только не может быть полезен - он может быть только вредным. Россия каждый раз повышает ставки. Стоило бы и нам давно уже включиться в эту игру и выдвигать собственные требования нашего участия. Например, для того, чтобы Украина приняла участие во встрече, Россия должна прекратить обстрелы по всей линии фронта, освободить всех наших заложников и вывести свои войска из Дебальцево, то есть выполнить базовые требования Минска.
Конечно, на практике этого в ближайшее время не произойдет, поэтому Украине следует объявить четкую дату, до которой наши требования будут в силе, а после нее начать говорить о собственном формате решения конфликта. Например, созвать в Украине саммит порабощенных народов России (представителей Татарстана, Башкортостана, Карелии, Ичкерии и т.д.), инициировать процесс лишения России права постоянного члена Совбеза ООН, инициировать начало международного трибунала над советским коммунизмом, по образцу Нюрнбергского трибунала, усилить информационные кампании в поддержку наших действий в ключевых для нас странах, прежде всего Большой семерки, а на всех международных площадках необходимо продвигать формулу Александровича (посол Украины в Сербии Александр Александрович. - Ред.). Второе - реакция наших союзников в значительной мере зависит от поведения официального Киева. Если оно и дальше будет беззубым и неопределенным, то нас ждут новые поражения на международном фронте. Если же Украина начнет реализовывать шаги, о которых я говорю - действия наших союзников будут способствовать нашей победе.
Игорь Рейтерович, политолог:
“То, что сейчас делает власть - по большому счету работает. Можем получить дополнительный козырь в контексте предстоящей встречи: Украина надежный партнер, выполняющий все условия”
– Нам следует ясно понимать, что встреча и дальше будет максимально откладываться Россией, и будут появляться новые условия. В Кремле действительно хотят увидеть тот документ, который будет предложен Украине на предстоящей встрече, ведь для них есть несколько принципиальных моментов, например, чтобы там совершенно не упоминался Крым, чтобы учитывались, по их мнению, интересы временно оккупированных территорий. Кроме того, недавно появилась еще одна информация, что для них принципиально важно всунуть туда же и газовый вопрос. Чтобы все связать в один узел, а затем пытаться его как-то размотать - решить.
Позиция Украины. То, что сейчас делает власть - это по большому счету работает, по крайней мере, пока. В каком плане? Ну, смотрите, мы выполняем взятые на себя обязательства, несмотря на провокации, несмотря на ежедневные обстрелы, не соблюдение режима тишины со стороны оккупанта, даже, несмотря на акции протеста, выступления добробатов и т.д. Однако президент взял на себя политическую ответственность, он хочет довести до конца именно эти моменты. С какой целью это делается? Насколько я понимаю, чтобы Украина имела дополнительный козырь в контексте предстоящей встречи, чтобы могла заявить о том, что выполнила все, что обещала, зато страна, которая не выполняет ничего - это Российская Федерация. Поэтому в этом плане Украина может получить крайне неплохие стартовые возможности. И, соответственно, исходя из этого - предлагать уже свой план действий. По слухам, речь идет о фактически тех же минских договоренностях, но пункты там выписаны в несколько иной очередности - так, как это нам удобнее. Если россияне будут продолжать выкручиваться, то загонят себя в ловушку. И тогда вопросы от той же Германии и Франции, которые в последнее время довольно толерантно относятся к РФ, начнут возникать, потому что не к чему апеллировать.
Другой вопрос - что может произойти во время самой встречи? Здесь, честно говоря, настроения у меня несколько пессимистичны. Думаю, ни к какому единому решению там не придут. Максимум, что вероятно получит Украина - это интенсификация процесса обмена пленными. По всем другим вопросам... Не вижу никакого компромисса, который мог бы устроить сегодня как Украину, так и одновременно РФ. Ведь позицию, например, по выборам, амнистии и так далее - Украина устами официальных лиц уже не раз озвучивала. Мол, есть границы, через которые никак не можем переступить. Соответственно, у РФ тоже критические пределы. Поэтому встреча, скорее всего, состоится, но вряд ли в ноябре и вряд ли она закончится подписанием какого-то важного документа. Впрочем, есть еще третий момент. Действительно, позиция Германии и Франции в данном случае будет показательной. Если они будут играть роль посредников, то это одна история, если на стороне Украины - другая, ну и совершенно противоположная, если они станут подпевать в унисон России. Поэтому, чтобы исключить третий вариант - нужно ехать на встречу подготовленными, то есть с пакетом документов (где будут зафиксированы все нарушения со стороны РФ) конкретным планом дальнейших шагов и действий (без этого нам будут впихивать сомнительный конкретный план). Еще раз подчеркну, если приедем на встречу подготовленными, то нашим европейским партнерам сложно будет оставить Украину наедине с РФ.
И последнее о плане Б. До сих пор мы не услышали никакой конкретики, кроме только общих мест, как то - замораживание конфликта, строительство стены, введение миротворцев и т.д. Все это, думаю, специально вбрасывается в массы, чтобы тестировать реакцию общества. И, судя по соцопросам, 40% граждан уже реально говорят о том, что замораживание конфликта - это оптимальный выход из ситуации, сложившейся на сегодня. А это, на секундочку, немало. И это, по-моему, страшно. А поскольку офис президента крайне зависим от результатов социологии, то есть, когда власть увидит, что общественное мнение склоняется к какому варианту - тестирование еще больше усилится... План Б, конечно, будет формироваться, но уже после встречи в нормандском формате. Сейчас все надежды и усилия брошены на то, чтобы в конце концов встретиться, чтобы Зеленский лично познакомился с Путиным и... Чтобы выйти в результате на некую формулу, которая устроит и нас, и РФ. Лично я такой формулы на сегодняшний день не вижу, но это не значит, что люди, которым делегировали власть не должны ее искать.
Беседовал Мирослав Лискович. Киев