Мальчуковые и девчачьи праздники - устарелая и вредная традиция. Что с этим, наконец, делать рассказывает Укринформ вместе с экспертами
Приближается 6 декабря, День Вооруженных сил Украины и вновь актуализируется вопрос: кому праздновать и при чем тут дети? Женские коллективы многих офисов уже мысленно вручают коллегам-мужчинам подарки и накрывают стол. А мамы-папы практически всех украинских школьников получают в родительских вайбер-группах сообщение примерно такого содержания: «Есть предложение поздравить наших мальчиков на 6.12. Будут ли предложения от мам девочек?». И если есть инициатива, то надо решать, как порадовать учеников на День ВСУ. А потом - учениц с Международным днем борьбы за права женщин и международный мир (праздник - символ антисексизма, кстати). В лучшем случае сообщество согласно. В худшем - начинаются дебаты и обиды. Потому что с уходом в небытие мужского праздника 23 февраля и появлением принципиальных противников празднования международного женского по советскому образцу, необходимость прививать детям понятия о них тоже под вопросом. Традиции - это хорошо. Но некоторые вредны настолько, что тормозят развитие целой нации, тянут за собой осточертевший совок.
Праздник защитников... А про защитниц - забыли?
По данным Главного управления персонала Генштаба ВСУ, сейчас в нашей армии 27074 женщин-военнослужащих. В прошлом году впервые в Украине женщина стала генералом. Тогдашний президент Петр Порошенко присвоил воинское звание генерал-майора начальнику Военно-медицинского управления Службы безопасности Украины Людмиле Шугалей. А в 2008-м военную службу проходило всего 1800 женщин! То есть прогресс есть, но ментальности украинцев он касается очень медленно. Пока побеждают совковая инерционность и гендерные стереотипы. Сладкие столы в классах образца 80-90-х, мимозы на 8 марта, и «что-нибудь мужское» на 6 декабря... В то время, когда пора рассказывать детям о семи женщин-военнослужащих, погибших, защищая их в зоне проведение АТО (ООС). Что в украинской армии 10,6% личного состава - женщины, и это - почти как в НАТО, где показатель в среднем равен 10,9%. Что 8 марта появилось на волне феминизма, когда женщины выходили на демонстрации за равную с мужчинами оплату труда, доступ к специальному образованию и избирательные права. А не за право получить тюльпанчик в честь праздника весны и красоты, посвященного мифически-особому статусу женщины в обществе.
Любые традиции имеют начало и конец. Мировоззрение закладывается со школьных лет и давно пора его формировать по-современному, в независимом государстве Украина XXI века. Казалось бы, самое время лепить новое поколение украинцев, свободное от стереотипов и собственных советских воспоминаний. Мы и рады бы в новый мир, да атавизмы не пускают. Если не педагоги, то родители упорно насаждают детям избитые стереотипы.
Праздник для желудка или квест? Решить может и должен директор
Не надо переносить культурные нормы взрослых на детей, уверена Оксана Макаренко, советник министра образования и науки и соучредитель ОО Смарт образование. Понимаю, хочется все лучшее отдать детям. Но школа - это прежде всего учебный процесс и воспитание, - напоминает представитель МОН. По словам госпожи Макаренко, с этими культурными нормами бороться труднее всего. Много лет школы убеждают, что не стоит на школьные линейки приглашать депутатов, чтобы произносили ненужные детям речи, но на местах воспроизводят то, к чему привыкли. Сколько ни повторяем, что нет обязанности собирать средства на подарки, всегда найдутся родители, которые начинают сбор денег, чтобы устроить праздник для желудка, - говорит эксперт по цифровизации образовательного процесса.
Доходит до маразма: однажды в садике родительский комитет собирал деньги на айпады для выпускников, приводит пример Оксана Макаренко. Родительский коллектив - это случайно собранные люди с совершенно разными представлениями о том, как что праздновать и вообще жить, - говорит она. - Нельзя заставлять скидываться на айпад тех, кто должен отдать для этого последнюю копейку. В случаях, когда не понятно, как поступить - поступай по закону, советует соучредитель родительского объединения Родители SOS Алена Парфенова. А по закону собирать средства с родителей и заставлять их не разрешено. Лучше направить празднование в другое русло”, – говорит она.
Другое русло - это провести ритуал знакомства или экскурсию по школе вместо трехчасового стояния на линейке. Устроить квест, какие-нибудь игры, найти способ, чтобы родители провели время с детьми, говорит Оксана Макаренко. Бывает, даже если учитель готов отказаться от традиционных праздников, но большинство родителей на них настаивают и вопросы гендерного равенства их совершенно не беспокоят, - рассказывает Парфенова. Все зависит от администрации учебного заведения и даже ценностей конкретного директора, считает она. Если родители обращаются к руководителю, и тот занимает позицию в соответствии с действующим законодательством и этическими нормами и ценностями, конфликт быстро исчерпывается. Именно директор может авторитетно объяснить, почему мы не будем праздновать ту или иную дату или отметим ее альтернативно, - говорит Парфенова. - А руководители-агенты перемен даже способны изменить осознание родителями ценностей праздников.
Причина обид? Это разделение и деньги на подарки...
Это же для наших детей, всегда праздновали и сейчас будем, аргументируют обычно инициативные родители, желающие праздника. Но такие вещи часто сопровождаются конфликтами и иногда перерастают в буллинг, - объясняет, в чем опасность Алена Парфенова. - Ведь инициативные родители хотят не просто праздновать, но и с подарками, на которые надо собирать деньги. И тогда начинается: кто их сдает, кто-то не считает нужным или не имеет такой возможности. В результате конфликты отражаются на отношении к детям, чьи родители не такие, как все. Детская жестокость в основном порождается взрослыми. Дома говорилось о том, что мама Ивановой деньги до сих пор не сдала», а дальше негатив нарастает, как снежный ком, - говорит Парфенова. Я только предложила оставить День ВСУ военным, а для детей придумать другие праздники, как начался шквал гневных реплик, - рассказывает мама первоклассницы киевлянка Светлана Тимошенко. - Мол, я критикую хорошую инициативу и жалею денег на детей.
Школа не может отойти от воспитательных мероприятий, объясняет Ирина Ракитская, учительница и гендерный эксперт в сфере образования. Есть дата - должно быть мероприятие. Проблема в том, что его организацией в школе обычно занимаются учителя возраста 50+, у которых своеобразное видение праздников. День защитника - то же, что день мужчины, - считает она. - Никак не складывается картинка, что военные обоего пола бывают. Ракитская рассказывает, что в ее школе несколько лет подряд проводят вечера, посвященные Дню ВСУ, и сначала это был праздник, где старшие ребята учили младших маршировать с песнями. А когда начали предлагать девочкам участвовать, желающих оказалось больше, чем среди ребят, - говорит она. - То есть не надо акцентировать внимание на поле, привлекаем всех. Не разделяем детей, а проводим праздники вместе. Даже говоря детям о праздниках мужчин / женщин, уже совершаем моральное насилие, считает Ирина Ракитская, навязывая им определенные приоритеты. К счастью, дети сегодня очень открытые, мыслящие и откликаются на идею, что праздники не гендерные, а общие, - говорит Ракитская.
Отказ от формата обязательных подарков девушкам или парням помог бы избегать конфликтов, уверена Парфенова. Есть много вариантов праздновать, не тратя родительские деньги, - отмечает она.
Заставить взрослого человека изменить мировоззрение невозможно, но существуют различные тренинги, курсы для педагогов (ОО EdCamp Ukraine т.п.), где предлагают посмотреть, как бывает иначе, говорит Ракитская. Некоторые воспринимают, кто-то не очень, а некоторые агрессивно не воспринимают. С последними очень сложно, и нет правовых рычагов для влияния, - говорит она. - Только постепенной сменой мировоззрения общества. Хотя некоторые родители и смотрят на Светлану Тимошенко волком, в этом году в их 1-Б классе застолья для мальчиков все-таки не будет. Договорились, что дети пообщаются с волонтерами, осмотрят маленькую выставку, посвященную АТО и получат патриотические значки, - рассказывает она.
Нужны календарь праздников и школьный Меморандум сотрудничества
В идеале, должен быть календарь школьных праздников и «активностей» на год, говорит госпожа Парфенова, и родители могли бы морально к ним готовиться.
Это совсем нетрудно реализовать, считает Оксана Макаренко. Готовится новый закон о среднем образовании, в котором предлагается измененная система школьного самоуправления. Родителям дается много прав и полномочий, но совсем других, новых, - говорит она. - В положение о родительских комитетах было заложено много хороших идей, но они дискредитировали себя тем, что работа шла в основном вокруг постоянного сбора средств на праздники и ремонт. По ее словам, РК превратились в эдаких «коллекторов», выбивающих деньги из неудобных родителей и для давления использовали средства вплоть до травли детей. Положение об РК отменено, как форма организации комитеты уже не являются законными, и на смену позорным явлениям должна прийти педагогика партнерства, - говорит госпожа Макаренко. - Вместе с ОО Смарт Образование предлагаем формат Меморандума сотрудничества. Это когда родители и администрация объединяются вокруг интересов детей, обсуждая совместно правила школьной жизни. Очень советую в начале учебного года родителям, учителям и директору обсуждать пункты меморандума. Основу этому договору предлагаем, - говорит советник МОН. Других методов договариваться о явлениях, существующих на уровне культурных норм, нет: МОН не имеет полномочий вводить или отменять какие-то торжества.
Имея план на год вперед, родители имели бы возможность сообщить заранее, что считают неуместным празднование, скажем, 8 марта детьми, приводит пример Алена Парфенова. Может, тогда детям просто рассказали бы историю праздника, его смысл 100 лет назад и чем он стал во времена СССР, - рассуждает она. Тем более, что устраивая праздник за счет занятий, теряем качество образования: приходится потом уплотнять программы, догонять.
Бороться за изменения в образовании стоит, чтобы оставить детям другую страну. Для популяризации изменений было бы хорошо привлекать деятелей культуры и искусства. Общением в соцсетях, участием в просветительских проектах они могли бы значительно повлиять на сознание своих аудиторий, - считает Алена Парфенова.
...Мы тоже согласны с тем, что же пришло время что-то делать с этими «половыми» праздниками в школе. А вы?
Татьяна Негода, Киев