Москва не оставляет попыток поссорить Киев и Варшаву и в газовой сфере
Польша уже сегодня готова транспортировать в Украину до 2 млрд кубометров газа, а в перспективе – в несколько раз больше, чтобы помогать Украине поддерживать энергетическую независимость.
Об этом заявил во время пресс-конференции в Варшаве уполномоченный польского правительства по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский.
Следовательно, каковы перспективы сотрудничества Украины с Польшей в газовой сфере в условиях влияния России и роста энергетических интересов США в Европе?
С этими вопросами Укринформу помогал разобраться президент Центра глобалистики Стратегия XXI Михаил Гончар.
КИЕВ-ВАРШАВА: ОБЩИЕ ГАЗОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ
В словах польского чиновника, в общем-то, нет ничего нового. Он уже несколько лет подряд говорит о том, что Варшава ждет достройки Украиной отрезка газопровода протяженностью почти 100 км от ближайшего газохранилища в Украине до польской границы. Это позволило бы транспортировать большие объемы газа из Польши в Украину. Новый интерконнектор рассчитан на транспортировку 8 млрд кубометров из Польши в Украину и 7 млрд кубометров газа в обратном направлении.
Для запуска нового интерконнектора Польша со своей стороны границы должна достроить 1,5 км. При этом готова это сделать в любой момент. В любом случае, отметил Наимский, это будет обязательно сделано в рамках создания газового коридора “Север-Юг”. Украинский рынок газа привлекателен для Польши, на него польская нефтегазовая компания PGNiG хочет поставлять большие объемы газа. Не случайным является продолжение осенью прошлого года контракта между польским PGNiG и украинским “Укртрансгазом” на использование польской стороной украинских газохранилищ.
Действующее газовое сообщение между Украиной и Польшей существует с 1963 года. При этом в прямом режиме поставки газа из России в Европу через него можно транспортировать 5 млрд кубометров газа, а в режиме реверса – из Польши в Украину – до 2 млрд кубометров. С августа 2016 года по июнь 2018 года Польша экспортировала в Украину 1,3 млрд кубометров газа. Это не какие-то значительные объемы газа, но в случае кризисных ситуаций эти поставки могут иметь неоценимое значение для энергетической безопасности Украины и для украинско-польских отношений в целом. Например, во время однодневного газового кризиса 1 марта 2018 года, когда российский “Газпром” отказался выполнять поставки в Украину в соответствии со Стокгольмским арбитражем, польская компания PGNiG пришла на помощь и поставила в Украину незначительный объем газа – 1 млн кубометров. Однако в этой ситуации, как отмечает президент Центра глобалистики Стратегия XXI Михаил Гончар, “важен не сам объем, а что успешно сработал механизм экстренной помощи”.
В прошлом году во время Украинско-польской межпарламентской ассамблеи в Варшаве Наимский отмечал, что несмотря на длительные переговоры между польским и украинским операторами газопроводов – компаниями Gaz-System и “Укртрансгазом” относительно строительства нового интерконнектора, с украинской стороны дело так и не сдвинулось с места. Тогда он просил народных депутатов Украины, чтобы они попытались убедить людей и институты в Киеве, чтобы наконец в этом вопросе произошли позитивные изменения. Свои надежды на изменения он высказал и несколько дней назад, имея в виду новую президентскую команду в Украине.
Следовательно, возникает вопрос: действительно, почему это дело пока не решается в Киеве?
ДОСТРОЙКА ИНТЕРКОННЕКТОРА С ПОЛЬШЕЙ: ЧТО МЕШАЕТ И НУЖЕН ЛИ ОН УКРАИНЕ?
Президент Центра глобалистики Стратегия XXI отмечает, что достройка этого газопровода до границы с украинской стороны “не является ни технической, ни финансовой проблемой”, просто НАК Нафтогаз Украины стал заложником анбандлинга (unbundling – англ.) – проекта отделения Оператора ГТС Украины от структуры Нафтогаза.
“Нафтогаз смотрит на процесс строительства интерконнектора не со своей общекорпоративной точки зрения, а с точки зрения, что Оператор будет выделен из системы Нафтогаза. Следовательно, строительство этого интерконнектора уже будет задачей этой компании”, – подчеркнул Гончар.
Он отметил, что на достройку интерконнектора Оператор ГТС – а это может быть “Укртрансгаз” или ПАО “Магистральные трубопроводы Украины” – надо будет потратить около 200 млн долларов.
По планам, новый независимый Оператор ГТС должен заработать с 1 января 2020 года. Следовательно, вероятно именно тогда будет приниматься какое-то коммерческое решение относительно этого интерконнектора, а политическое решение будет уже за новым правительством Украины.
Еще один ключевой вопрос: насколько важен и необходим Украине новый газовый интерконнектор с Польшей? Этот вопрос стоит разделить на коммерческую и политическую составляющие.
Как отмечает Гончар, Украина уже сегодня по реверсу может получать через газовые сообщения со Словакией, Венгрией и Польшей в целом примерно 26 млрд кубометров газа. Эти мощности в 2,5 раза превышают нынешние потребности Украины в импорте газа. В то же время, вместе с планами увеличения собственной добычи газа и отказа от импорта вообще, того голубого топлива, которое Украина сейчас получает по экспорту, хватит для нужд государства.
С другой стороны, говорит Гончар, есть хорошая украинская пословица – запас беды не чинит. Следовательно, лучше было бы, если бы эта инфраструктура существовала, чем если бы ее не было, особенно в случае появления непредвиденных обстоятельств.
“Если экономика будет бурно развиваться, а собственной добычи будет недостаточно, то такая инфраструктура должна была бы быть”, – отмечает эксперт. В то же время он добавляет, что это все надо моделировать, поскольку потраченные средства на создание интерконнектора нужно будет как-то вернуть. Один из вариантов, например, использование мощностей интерконнектора польскими компаниями, которые потенциально могут быть заинтересованы в создании своих запасов в украинских газохранилищах с перспективой дальнейшей реализации газа на рынке стран Центрально-Восточной Европы. Этот компонент, по мнению украинского эксперта, может также повысить значимость энергетического коридора “Север-Юг”.
Однако есть и политическая составляющая. В последнее время энергетическим рынком в Европе активно интересуются американцы, которые хотят продавать все больше голубого топлива на Старом континенте. Не является исключением и Украина. Польша в прошлом году подписала с американскими компаниями несколько долгосрочных контрактов на поставки сжиженного газа, который будет транспортироваться до LNG-терминала в Свиноуйсце на побережье Балтийского моря. Американцы хотят также продавать газ и в Украине, а поляки готовы поставлять газ из-за океана через свою ГТС в Украину. Неслучайно президент Владимир Зеленский во время недавней встречи с делегацией из США обсудил проект транспортировки сжиженного природного газа из Польши. Американский газ может быть не самым дешевым, но в пакете с другими элементами политики сотрудничества Киева с Вашингтоном, возможно, вполне приемлемым.
РОССИЙСКИЙ ГАЗОВЫЙ “КОЛ” В УКРАИНСКО-ПОЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Украина и Польша тесно сотрудничают в политической сфере, в частности и по противодействию строительства “Северного потока-2”. Как отмечает Гончар, параллельные усилия Киева и Варшавы, в том числе и на американском направлении, принесли свой эффект. Кроме того, Польша внесла большой вклад, чтобы “Северный поток-2” подлежал новой газовой директиве ЕС.
Следовательно, как отметил эксперт, Россия пытается применить относительно украинско-польских отношений свой давний подход – разделяй и властвуй – чтобы поссорить Киев и Варшаву. В украинском интернет-пространстве недавно появилась информация о том, что Польша якобы является конкурентом Украины в транзите российского газа в Европу. Вброс базируется на том, что в условиях, когда Киев ведет сложные переговоры в треугольнике Украина-Россия-ЕС за продолжение транзита через украинскую ГТС российского газа в ЕС с 2020 года, Польша модернизирует свою систему с целью увеличения транспортировки газа из России в Европу.
Гончар убежден: кто-то пытается вбить дополнительный колышек в проблемные польско-украинские отношения, “рисуя какую-то конкуренцию”.
“Но ее реально не может быть чисто по техническим причинам”, – подчеркнул президент Центра глобалистики Стратегия XXI. Польский газопровод Ямал-Европа работает почти на полную мощность, а конкуренция с Украиной могла бы быть в случае строительства Россией через территорию Польши второй нитки этого газопровода. В свое время Польша отказалась от таких предложений России именно с мыслью о хороших отношениях с Украиной. Но сейчас у России даже не было бы на это денег.
“Эти вбросы с российского направления, что якобы Польша что-то перехватит из украинского транзита, обречены на провал, потому что на самом деле – ничем не подкреплены”, – констатировал Гончар.
Украинско-польские отношения в газовой сфере имеют свою неплохую перспективу. Несмотря на то, что строительство газового интерконнектора между Украиной и Польшей может вызывать много вопросов с точки зрения коммерции, фактор политической целесообразности тоже должен оставаться на повестке дня. Усматривая в союзе Польши, Украины и еще нескольких стран региона серьезный “газовый” фронт противодействия российской монополии в Европе, можно ожидать появления “информационных вбросов” с российской стороны и в дальнейшем, чтобы поссорить Киев и Варшаву.
Юрий Банахевич, Варшава