Решение суда ЕС по газопроводу OPAL усилило переговорную позицию Киева
Во вторник, 10 сентября, стало известно о важном решении суда ЕС, который признал обоснованными претензии Польши, Литвы и Латвии и отменил решение Еврокомиссии о предоставлении российскому “Газпрому” монопольного права на использование немецкого газопровода OPAL, который является наземным продолжением “Северного потока”. В НАК “Нафтогаз Украины” это решение назвали “приятной неожиданностью”, что понятно, ведь уже 19 сентября в Брюсселе будет решаться дальнейшая судьба российского газового транзита через территорию Украины.
ВЕРДИКТ СУДА И ИНТЕРЕСЫ ИГРОКОВ
В Польше в минувший вторник все важные игроки даже не скрывали своих положительных эмоций по поводу этого решения суда ЕС, наперегонки пытаясь озвучить свои комментарии. С самого утра пресс-служба польской государственной нефтегазовой компании PGNiG наспех созвала журналистов на пресс-конференцию, чтобы сообщить “очень важное решение для Польши и Украины”. Впрочем, еще до пресс-конференции свой официальный комментарий уже обнародовал министр энергии Польши Кшиштоф Тхужевский.
“Благодаря этому решению сохранена энергетическая безопасность не только Польши, но и Украины, газопровод которой мог бы быть исключен из эксплуатации в ситуации, если бы Газпром полностью контролировал OPAL”, – заявил Тхужевский.
Он подчеркнул, что это решение уменьшает монопольные позиции Газпрома в Европе и назвал его лекцией для тех, кто хочет действовать на европейском энергетическом рынке вне правил.
Решение суда вызвало эйфорию в руководстве PGNiG, а также очень благоприятно повлияло на финансовое положение компании. В этот день индекс акций PGNiG на Варшавской фондовой бирже вырос больше всего среди всех крупных компаний – на 4,1%.
Глава PGNiG Петр Возняк во время пресс-конференции справедливо подчеркнул, что после решения суда ЕС по OPAL энергетическая солидарность в ЕС обрела материальное обличие и больше не является “пустой болтовней”. Он также поделился практическими оценкам значения этого решения. По его словам, объемы поставок российского газа за год по газопроводу OPAL в масштабах года должны уменьшиться на 12,5 млрд кубометров. Следовательно, на столько же – на 12,5 млрд кубометров – должны вырасти объемы транзита российского газа по территории Украины. Он подчеркнул, что это “очень хороший аргумент” перед переговорами с россиянами для украинской стороны, которая может на этом выстроить очень хорошую переговорную позицию.
Впрочем, понятно, что Польше прежде всего важны собственные интересы. Ее выгоду от решения ЕС очень предметно объяснил польский премьер-министр Матеуш Моравецкий. Он подчеркнул, что Варшава строит свою энергонезависимость, опираясь на увеличение собственной добычи в стране, на строительство газопровода Baltic Pipe, по которому газ с шельфа Норвежского моря будет поставляться в Польшу, а также благодаря поставкам сжиженного газа до терминала LNG в городе Свиноуйсце и нового терминала в Гданьске. Однако, кроме обеспечения собственных нужд, Польша имеет также амбиции поставлять газ третьим странам. Следовательно, монополистская позиция “Газпрома” в этом контексте составила бы угрозу для Польши.
ОПАЛЬНЫЙ OPAL ДЛЯ “ГАЗПРОМА”
Как известно, в октябре 2016 года Еврокомиссия по запросу Германии и России разрешила “Газпрому” до 2033 года фактически монопольно использовать 470 км газопровода OPAL мощностью 36,5 млрд куб. м газа в год. Через OPAL голубое топливо транспортируется по “Северному потоку-1”, который запущен в эксплуатацию в 2011 году, по территории Германии вдоль немецко-польской границы до границы с Чехией. Это решение не устраивало многих игроков на энергетическом рынке в Европе. Не откладывая в долгий ящик свой протест на решение Брюсселя, Польша подала в суд ЕС, к ней впоследствии присоединились Литва и Латвия. К иску правительств этих стран также присоединились польская компания PGNiG и украинский “Нафтогаз Украины”. В свою очередь, позицию Еврокомиссии, что и не удивительно, поддержала тогда Германия.
В декабре 2016 года суд ЕС приостановил выполнение решения Еврокомиссии, но уже через полгода – с середины 2017 года – “Газпром” снова восстановил монополию на использование OPAL. И только 10 сентября 2019 года суд в Люксембурге признал правоту Варшавы, Вильнюса и Риги, которые подчеркивали, что монопольное использование россиянами OPAL – это прежде всего история о нарушении принципов энергетической безопасности и солидарности стран Европы. Суд признал, что Еврокомиссия, принимая свое решение в 2016 году, не учла аспектов энергетической безопасности отдельных стран, прежде всего Польши. Теоретически Еврокомиссия еще может подать апелляцию на решение суда. Это можно сделать в течение двух месяцев и 10-ти дней после его официального обнародования.
В Еврокомиссии и Германии пока будут думать над тем, как им поступать дальше. В Брюсселе уже сообщили, что после этого вердикта суда в Люксембурге будет действовать старое решение Еврокомиссии от 2009 года, согласно которому “Газпром” сможет использовать не более 50% мощностей газопровода OPAL. Подобным образом отреагировали и в Германии. С немецкой педантичностью в министерстве экономики ФРГ проинформировали, что будут думать над техническими возможностями реализации этого решения суда.
В России пока активно это не комментируют. В “Газпроме” ограничились сообщением, что будут анализировать решение суда. Впрочем, несмотря на то, что оно вступило в силу сразу после обнародования, в России, в отличие от Германии, не особо спешат его выполнять. В частности, 11 сентября “Газпром” не снизил объемы своих поставок по этому газопроводу, несмотря на то, что должен был это сделать. Некоторые приближенные к власти российские эксперты убеждают, что российские поставки газа по OPAL “обеспечивали потребности европейских потребителей”, а уменьшение объемов поставок приведет “к росту цен на голубое топливо в Европе. Впрочем, не полностью зависимые от Кремля российские СМИ, например “Коммерсант”, все же констатировали, что как ни крути, а это решение не очень выгодно российской стороне: она будет вынуждена договариваться с Украиной о транзите газа после 2020 года.
Как отметил в комментарии польскому агентству РАР эксперт по вопросам энергетики Свободного университета Берлина Томас о'Донелл, решение суда по OPAL серьезно препятствует реализации плана россиян в Европе. Это, в частности, ставит под сомнение весь смысл реализации проекта газопровода “Северный поток”, который строится с целью избежания транзита через территории Украины и Польши. Эксперт отметил, что в последнее время Россия потерпела несколько серьезных поражений в реализации своей газовой стратегии в ЕС. В частности, речь идет о признании фактом несостоятельности Москвы построить “Северный поток-2” до конца 2019 года, как планировалось ранее, что давало бы России серьезный инструмент шантажа в переговорах с Киевом относительно транзита газа. Еще одним поражением он назвал решение Стокгольмского арбитражного суда, который в конце февраля 2018 года принял решение о том, что “Газпром” должен возместить “Нафтогазу” 4,63 млрд долларов за непоставку согласованных объемов газа по транзиту.
Переговоры Киева с Москвой и Еврокомиссией относительно судьбы дальнейшего транзита газа через территорию Украины запланированы на 19 сентября в Брюсселе. Решение суда ЕС по OPAL неожиданно усилило переговорную позицию Украины на предстоящих переговорах. Но не захочет ли Россия в связи с появлением новых, неблагоприятных для себя факторов, в своем стиле потянуть время, выдвинуть какие-то дополнительные требования? Пока трудно сказать однозначно, хотя еще в день оглашения решения судом в Люксембурге министр энергетики России Александр Новак уверял, что Россия готова к переговорам 19 сентября.
Как бы там ни было, но у России нет выбора: переговоры относительно транзита газа в Европу через территорию Украины, особенно в свете решения по OPAL, - для РФ не прихоть, которой можно пренебречь, а жизненная необходимость.
Юрий Банахевич, Варшава