Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Канал «Стамбул»: невозможно возможный проект


Украина
176
Канал «Стамбул»: невозможно возможный проект

Успеет ли Турция соединить Мраморное и Черное моря за 3 года

Грандиозный замысел, проект тысячелетия, сумасшедшее намерение – все это об одном и том же плане – строительстве канала «Стамбул». Проект, анонсированный Реджепом Тайипом Эрдоганом еще в 2011 году, во времена его премьерства, приобретает конкретные очертания и должен триумфально завершиться в 2023 году в ходе празднования 100-летия со дня провозглашения Турецкой Республики.

На сегодня проект – на стадии окончательного утверждения, но уже может похвастаться рекордными по продолжительности и градусу накала обсуждениями и спорами в кругах – от экологов и урбанистов до политиков самого высокого уровня.

“НОВЫЙ” ПРОЕКТ СТОЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ

В целом реализация таких проектов по строительству искусственных каналов в мировом масштабе – не новое дело. С развитием человечества и техническим прогрессом, ростом необходимости преодоления значительных расстояний за короткое время, быстрой переправки огромных грузов было реализовано несколько масштабных проектов. Как известно, в ноябре 1869 года, после 11 лет строительства, открыли Суэцкий канал, со временем и он перестал «справляться» – и в 2015 году был открыт «новый» Суэцкий канал, который проходит параллельно старому, объединяя еще одной «нитью» Индийский океан и Средиземное море. Реализация второго этапа – расширение канала обошлась Египту в 8,5 млрд долларов США и заняла всего один год.

Еще один пример – самый сложный строительный проект, осуществленный человечеством, – Панамский канал, который соединил Тихий и Атлантический океаны. С начала успешной (второй) попытки строительства в 1904 году до первого использования в 1914 году прошло десятилетие, а официально канал был открыт в июне 1920 года. В 2016 году канал тоже пережил расширение – его открыли повторно – после почти десятилетней реконструкции.

По сравнению с Суэцким каналом, длина которого 160 км, и Панамским – 82 км, «новый» Босфор не такой уж и грандиозный проект – всего до полусотни километров. Да и идея его строительства – не из новых. Еще во времена Османской империи существовали намерения прорыть канал параллельно Босфорскому, но для их реализации тогда требовались колоссальные ресурсы. Что и стало помехой. Да и простота реализации тоже весьма обманчива. Сложность нынешнего проекта заключается в том, что канал будет пролегать в сейсмопасной зоне, может полностью изменить экосистему региона, а часть европейской стороны Стамбула фактически станет островом. Еще и сроки установлены сжатые – канал планируют построить до 2023 года – к 100-летию со Дня республики.

Канал «Стамбул»: невозможно возможный проект

ЭКОЛОГИ: И “ЗА”, И “ПРОТИВ”

Турецкие экологи уже давно бьют тревогу из-за того, что корабли, которые проходят по Босфору, загрязняют окружающую среду, «отравляют» жизнь жителей 16-миллионного (по официальным данным) и 20-миллионного (по неофициальным данным) мегаполиса. Да и сам природный канал мелеет, в том числе не выдерживая нагрузки. Кроме того, в случае аварии и разлива нефти во время перехода нефтетанкеров по Босфору, это может иметь катастрофические последствия для и так нарушенной экосистемы. И если добавить к этому еще и недовольство самих владельцев кораблей необходимостью ждать, иногда неделями, в очереди на проход по Босфору, то строительство искусственного канала могло бы стать очень выгодной альтернативой для всех. Но тут опять же первыми сказали свое слово экологи («Uluslararası politika açısından Kanal İstanbul: 310 milyon insan için bir risk»). По их убеждению, вмешательство такого масштаба, а именно слияние вод Мраморного и Черного морей, может иметь еще более масштабные негативные последствия, чем чрезмерное использование Босфора. Речь идет о повышении уровня сероводорода в Мраморном море после его слияния с Черным, что может привести к гибели некоторых представителей флоры и фауны, а также грозит неприятным запахом из канала.

Еще одно – превращение исторического центра и деловых кварталов европейской части Стамбула в остров, по убеждению экспертов, тоже несет угрозу не только природе, но и историческим и археологическим достопримечательностям, которыми богат этот регион.

Канал «Стамбул»: невозможно возможный проект

Кроме того, вызывает беспокойство сейсмическая ситуация. Стамбул расположен в сейсмоопасной зоне. Сейсмологи убеждены – вред неизбежен, но масштаб его влияния на сейсмическую ситуацию в регионе пока прогнозировать не берется. Лишь предупреждают, что «цена» человеческого вмешательства в природный замысел может быть непомерно высокой. Тем более сейсмологи, без привязки к строительству канала, обещают, что в ближайшие два-три десятилетия город ждет мощное разрушительное землетрясение, жертвами которого могут стать до полумиллиона человек, а несколько миллионов останутся без жилья. И чем больше будет застройка и плотность населения, тем больших разрушений и потерь стоит ожидать. Под давлением всего количества аргументов и по результатам проведенных исследовательских бурений, маршрут пролегания канала был изменен, но о полном отказе от его строительства речь не шла.

Канал «Стамбул»: невозможно возможный проект

ПРОЕКТ ИМПЕРСКОГО МАСШТАБА

Стоит согласиться, замысел впечатляющий и грандиозный. Протяженность водной артерии составит 45-50 км, ширина нового канала – около 400 м, а глубина – около 25 метров. «Стамбул» будет проложен параллельно Босфору и станет его альтернативой, пройдя по территории районов Кючюкчекмедже, Сазлидере и Дурусу. За сутки по каналу смогут проходить до 160 грузовых кораблей. Для сравнения – в первые 6 месяцев этого года через Босфор проходило от 100 до 120 кораблей ежедневно (меньше всего в феврале, больше всего – в марте).

Стоимость проекта, по предварительным подсчетам, составит 50 млрд долларов США. Эта цифра может измениться в процессе строительства.

Через Босфор-«близнец» планируют построить 10 мостов. На его берегах раскинутся парки, культурные, художественные и выставочные центры, конференц-залы и музеи, современная жилая застройка, современные офисные небоскребы. В центре композиционного обустройства канала будет размещаться грандиозная по размерам мечеть с 6-ю минаретами.

Канал «Стамбул»: невозможно возможный проект

Одним из масштабных объектов, который также будет объединен с новым каналом в общую систему, станет аэропорт «Стамбул», введенный в эксплуатацию в октябре прошлого года. Озеро Кючюкчекмедже, которое находится недалеко от нового аэропорта, тоже станет частью канала. С этой стороны канала также планируют обустроить яхтенную марину. Вдоль канала планируют строить здания в разных архитектурных стилях, в частности по традициям таких стран как США, ФРГ, Япония, Китай, Иран, Бразилия, Испания, Италия, Индия, Франция и других. Фактически на берегах канала раскинется абсолютно новый, построенный с нуля город с населением 7,5 млн человек, а площадь мегаполиса вместе с каналом составит 453 млн кв. м. По замыслу проектантов, это будет один из самых озелененных городов такого размера в мире, который, благодаря продуманной транспортной инфраструктуре, не будет отягощен избыточным трафиком. Особенно зрелищным обещает быть и ансамбль небоскребов разной формы и дизайна, который будет состоять из зданий высотой около 100 метров на одном из берегов канала. К строительству планируется привлечь около 5 тысяч человек.

ПОЛИТИКА ВПЕРЕДИ ЭКОЛОГИИ

Строительство канала «Стамбул» внесет изменения не только в экосистему и движение кораблей между Черным и Мраморным морями, но и кардинально повлияет на политическую составляющую. Дело в том, что проход в Черное море по Босфору регулируется Конвенцией Монтре 1936 года. В частности, документом закрепляется свобода прохода через проливы как в мирное, так и в военное время, для торговых судов всех стран, в то время как режим прохода военных кораблей для черноморских и нечерноморских государств – разный. Так, для военных кораблей нечерноморских государств срок пребывания в Черном море, после прохождения Босфора, ограничен 21 сутками. Фактически, канал может создать противоречивый прецедент для «обхода» международной конвенции, если вход в Черное море будет осуществляться не через Босфор. Раньше, когда отношения Турции с НАТО, в частности с США, были более дружескими, и в Анкаре заявляли о необходимости более мощного присутствия Альянса в Черноморском регионе в противовес «превращению Черного моря в российское», строительство канала определяло такую перспективу как достаточно позитивную. Сегодня же, когда реалии отношений Турции с Западом существенно изменились в сторону ухудшения, возможность прохода в Черное море натовских кораблей и длительное их там пребывание – уже не выглядят столь радужно для самой Турции. В экспертных кругах даже заговорили об опасном для Турции наращивании сил в нескольких соседних со страной регионах, в частности в Сирии, в Средиземноморье, а со строительством канала – еще и на Черном море.

Канал «Стамбул»: невозможно возможный проект

Реальна ли эта угроза в случае полного владения Турцией новым каналом и регулирования проходов по нему - вопрос риторический и весьма преждевременный, ведь сейчас работы по строительству еще не начаты, а лишь объявлено об окончательном утверждении маршрута и скором проведении тендера. Так же неизвестно, кто будет финансировать такой дорогостоящий проект. Некоторые турецкие СМИ отреагировали на объявленную стоимость строительства с иронией – комиксами вроде «есть перестанем – зато канал построим», другие – сообщили о заинтересованности иностранных инвесторов, в частности катарских.

Турция будет праздновать свое 100-летие 29 октября 2023 года и в программу развития страны «Стратегия - 2023» включено 30 крупных инфраструктурных проектов. Планируется, что весь 2023 год будет наполнен знаковыми для всей нации событиями. В планах – полет турецкого космонавта в космос, запуск первой в стране АЭС, побитие мирового рекорда по количеству пляжей с голубым флагом. Даже вступление страны в Евросоюз ранее планировали осуществить именно до 2023 года.

Канал «Стамбул» – в приоритетном списке крупных 100-летних достижений и побед, поэтому сейчас можем быть уверенными, что для его реализации будет приложено максимум возможных и невозможных усилий.

Ольга Будник, Анкара