Верховная Рада продлила тот самый закон, побив рекорд четырех предыдущих голосований. Почему? Это, похоже, единственная выигрышная тактика в сложившейся ситуации
Верховная Рада продлила до конца 2020 года действие закона Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Кроме изменения даты - с 31.12. 2019 на 31.12.2020 - больше ни одной запятой не изменили. И 320 голосов за принятие законопроекта №256 - конституционное большинство, еще и «с запасом». Это рекорд всех пяти голосований, когда принимался этот закон или продлевалось его действие. Смотрите:
- 16 сентября 2014 года. За проект об особом статусе Луганской и Донецкой области проголосовали 277 народных депутатов.
- 17 марта 2015 года. За проект об определении отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей, в которых вводится особый порядок местного самоуправления (№2374) проголосовали 296 нардепов.
- 6 октября 2017 года. За проект Закона о создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей проголосовали 229 нардепов.
- 4 октября 2018 года. За проект закона о внесении изменения в статью 1 Закона Украины Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей проголосовали 245 нардепов.
- 12 декабря 2019 года. Собственно, сегодняшнее голосование проекта Закона о внесении изменения в статью 1 Закона Украины Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей - 320 нардепов за. Из них: 220 - Слуга народа, 34 - ОПЗЖ, 23 - Евросолидарнисть 0 - Батькивщина, 16 - За будущее 0 - Голос, 14 - Доверие, 13 - внефракционных.
Почему закон об ОРДЛО получил зеро от Батькивщины и Голоса?
По словам заместителя председателя фракции Сергея Соболева, начиная с 2014 года, их позиция остается неизменной относительно особого статуса для отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
Соболев: Мы не считаем, что это нужно регулировать именно законом, мы категорически против, и это ключевое, против тех норм, которые заложены в документе по непосредственному проведению выборов до взятия под контроль границы, мы выступаем против того, чтобы местные боевики, которые сядут в горсоветы, согласовывали кандидатуры судей, прокуроров, чтобы они получили право на создание своей отдельной местной, так называемой народной милиции. Де-факто это все означает, что эта территории будет неподконтрольна Украине, а для международных организаций, Украина с этим смирилась. (...) Наша позиция на сегодня: считаем, что когда мы говорим об особом статусе, то этот статус должен быть обеспечен путем максимального расширения местного самоуправления и закрепления налогов за местными территориями, независимо от того Запорожье ли это, Винница, Львов или Донецк с Луганском. Думаю, это единственный выход из ситуации.
В свою очередь депутат от фракции “Голос” Юлия Клименко говорит, что не могла нажать с коллегами за продление особого статуса оккупированного Донбасса по нескольким причинам:
Клименко: “Первое – это антиконституционная растяжка, которая может взорваться в любой момент и разорвать Украину, которая включает особый статус отдельного региона, амнистию боевиков и террористов, отряды местной милиции (читай боевиков) и официальный русский язык. То есть федерализация страны, как первый шаг к ее уничтожению Путиным.
Так называемые ограничения в заключительных положениях закона, на которые все ссылаются, можно изменить одним голосованием в 226 голосов. Внести изменения в проголосованный закон значительно проще, чем принять новый, и сделать его постоянным, а не временным.
Второе - наличие или отсутствие этого закона не приведет к отмене санкций, поскольку привязка санкций к Минским соглашениям неформальна, это не юридическое обязательство. (...) Более того, до встречи в Минске санкции уже существовали.
Третье - к сожалению, минские соглашения и закон об особом статусе не дают нам возможности остановить горячую фазу войны. Только в этом году погибло более 130 украинских военных. Нам нужно прекращение боевых действий, а не прекращение огня, а об этом в соглашениях ничего не говорится. То есть сначала постоянное длительное прекращение огня и боевых действий в течение 12 месяцев, а затем политические шаги и изменение украинского законодательства. Если Россия не может не стрелять неделю, то как она будет выполнять другие договоренности?!
И, самое главное, когда Медведчук и ОПЗЖ выступают за такой закон - это уже опасно и надо голосовать против.
Наш вывод: Украина победы дождется
Ну, с последним, сказанным Юлией Клименко трудно не согласиться. Но, кроме правильных пожеланий, существует реальность, которую тоже нужно учитывать. А она такова, что у каждого из тех, кто проголосовал за, есть своя логика и причины. В частности, как могла быть против Европейская солидарность, если это текст до последней запятой был написан и продвинут при президентстве Петра Порошенко? Видимо, есть своя логика и в присоединении ОПЗЖ к этому голосованию, о которой мы узнаем позже.
А пока получается, что закон, из которого никогда не было (и даст Бог, не будет) применено ни параграфа, вызревает, как, хорошее вино - со временем. И, знаете, почему сложилась настолько уникальная ситуация? А потому что за эти шесть лет, кажется, все в Украине убедились, что это был и остается единственный эффективный тактический ход в противостоянии с имперским монстром, обложенным санкциями: говорить недопустимое да, обставляя его десятком вполне логичных и спасительных нет. А время, которое при этом у Украины появляется, использовать для укрепления обороны, экономики и своих позиций в мире. Правда, с «укреплением» у нас известно как, но и не безрезультатно! Чего мы ждем? Чтобы Россия пала. Отчего же, спросите вы, она не пала до сих пор за все эти годы под санкциями? Кто знает... Может, дело в том, что Россия выжидает пока падет Украина, и это придает ей силы? Так и стоим один напротив другого. Ну, ничего - Украина, все мы ждем своего. И дождемся!
Сергей Тихий, Мирослав Лискович. Киев