Вслед за снижением оптовых цен на нефтепродукты стоимость топлива начали снижать и розничные сети. А автогаз, наоборот, дорожает
Снижение мировых цен на нефть и укрепление национальной валюты наконец сказались и на специфическом украинском рынке нефтепродуктов, который обычно весьма живо реагирует на негативные конъюнктурные изменения и не замечает положительных... Цифры на информационных стелах отечественных автозаправок начали снижаться. С одной стороны, приятно, что хотя бы фактически через полгода после начала стремительной ревальвации гривни это положительно сказалось на наших автомобилистах и, надеемся, в конце концов повлияет и на себестоимость промышленной и продовольственной продукции - как импортной, так и отечественной (ведь ее перевозка станет дешевле ). В то же время эксперты считают, что снижение должно быть гораздо смелее и начаться еще несколько месяцев назад. Так как сейчас сложилась ситуация, когда украинцы вынуждены платить за топливо намного больше, чем ближайшие - в частности, и некоторые европейские - соседи. Почти столько же, как потребители в Германии. Это при их-то и наших доходах! Не добавляет оптимизма и ситуация на внутреннем рынке автомобильного газа. Иногда его стоимость уже приближается к 14 гривням за литр. Не рекордные 16, как в октябре 2018-го, и все же - и не 10-11, как прошлой зимой...
Поздравляем! Лед бензиновых цен тронулся. Надолго ли?
Приятные изменения на стелах украинских АЗС водители начали замечать с прошлого четверга, 5 декабря. Правда, большинство сетей снижают стоимость горючего очень осторожно - на несколько копеек в сутки. Таким образом, за неделю стоимость литра топлива в дорогих премиальных сетях - OKKO, WOG и SOCAR снизилась в среднем на 80 копеек за литр. В то же время бензин и дизтопливо на этих заправках все еще стоят гораздо выше, чем в среднем по стране. К концу недели средние показатели: бензин А-92 - 27 гривен 44 копейки, А-95 - 28,47, А-95 + - 29,73, ДТ - 27,90.
1. Что имеем?
По данным Консалтинговой группы А-95, накануне цены в упомянутых уже сетях ОККО и WOG снизились на 20-30 копеек. Поэтому сейчас бензин А-92 стоит там 28,99, А-95 - 29,99, А-95 + - 30,99, ДТ - 28,99. А топливо на заправочных станциях в сетях Shell и UPG подешевело на 40-50 копеек за литр. Меньше же бензин А-92 стоит в сетях Marshal (ровно 24 гривни), Mango (24,89) и БРСМ-Нафта (25,03).
То же касается и А-95: Marshal - 25,00, Mango - 25,89, БРСМ-Нафта - 26,03.
Самая низкая стоимость бензина А-95 + в сетях Motto (26,58) и БРСМ-Нафта (27,92).
Дизтоплива - Marshal (23,90), Mango (24,39), БРСМ-Нафта (24,74) и Motto (24,75).
Наибольшие же ценники в сети SOCAR: 29,49 за литр бензина А-92, 30,99 - А95, 31,99 - А95 +, 29,49 - дизтоплива.
2. Что случилось?
Очевидно, не в последнюю очередь к снижению розничной стоимости нефтепродуктов владельцев АЗС побудили недавно утвержденные Антимонопольным комитетом Украины рекомендации для ряда брендов по продаже высокооктанового бензина и дизтоплива. Речь, в частности, о ценовой политике компаний: ВЕСТ ПЕТРОЛ МАРКЕТ (бренд WOG), ОККО-РИТЕЙЛ (бренд ОККО), Укрнафты (бренд UKRNAFTA), АМИК Украины (бренд AMIC Energy), Альянс Холдинг (бренд SHELL), Сокар ПЕТРОЛЕУМ (бренд SOCAR), Укрпалетсистем(бренд UPG) и Глуск Ритейл (бренд GLUSCO).
Проанализировав рынок за июнь - ноябрь, в комитете выяснили, что средние цены крупного опта на бензины А-95 и дизтопливо за это время снизились почти на 20%, а розничные цены - на 5-5,6%. Гривня же за этот период укрепилась на 12%. Однако цены на АЗС WOG, ОККО и UKRNAFTA и других сетей оставались практически неизменными. Поэтому АМКУ отвел их владельцам 10 дней, чтобы отреагировать на рекомендации.
Публично просил владельцев автозаправочных сетей снизить цены и глава парламентского комитета по вопросам энергетики Андрей Герус. В частности, в Фейсбук он написал:
Анализ наценки (маржи), которая сильно выросла за последние несколько недель, показывает, что в настоящее время есть все основания для снижения цен. Надеюсь, такие очевидные и бесспорные аргументы будут восприняты, и сети АЗС группы Приват, ОККО, WOG, Shell, Socar, БРСМ, KLO и другие снизят розничные цены.
Большинство пользователей соцсети, комментируя эту публикацию, поддержали Геруса, выражая удивление, почему продавцы топлива так вяло реагируют на укрепление гривни и снижение оптовых цен. Хотя некоторые и не удивлены: несмотря на видимость конкуренции на отечественном рынке нефтепродуктов (несколько десятков общенациональных сетей и немало региональных и местных станций), он все еще зависим от монополистов-оптовиков и от крупных розничных игроков - большинство АЗС сконцентрированы в руках 3-4 групп. Поэтому, как отмечают комментаторы, в пересчете на евро цены на топливо в Украине уже приблизились к немецким. Там на заправках стоимость бензина колеблется от 1,2 евро до 1,50. У нас же 95-й в среднем стоит 1,1 евро. А самый дорогой премиальный А-95+ - 1,22 евро. При этом качество топлива в Германии намного выше. Поэтому в пересчете на километраж украинцы уже, очевидно, платят больше (это даже если не учитывать ускоренный износ двигателя и топливной системы)!
Кстати, среднемировая цена бензина сейчас едва превышает 1 доллар (менее 24 гривень в пересчете). В Беларуси - 81 цент (примерно 19 гривень), в России - 73 (17), Молдове - 94 (22). В США пользователи в среднем платят за литр бензина 79 центов (18 гривен 60 копеек). Конечно же, мы не можем похвастаться такими собственными запасами нефти, как РФ или США, или льготами, которые Кремль дает Беларуси. Но не назовешь нефтедобывающими гигантами и Молдову, Грузию (бензин А-95 стоит примерно 19 гривень), Польшу и Литву, которых мы также уже догнали. Конечно же, не по качеству топлива, а по цене...
Одна из причин такой ситуации – то, что владельцы наших АЗС решили воспользоваться моментом и закрыть глаза на ревальвацию гривни и, соответственно, уменьшение своих расходов на приобретение и поставку горючего. Благодаря этому маржинальность (уровень прибыли) розничных продаж, по данным директора группы А-95 Сергея Куюна, впервые вернулась к уровню докризисного 2013 года.
А министр экономики Тимофей Милованов даже подсчитал, что за год маржа продавцов бензина выросла с 8 до 21%. Об этом он сообщил в Фейсбук.
Статистика дня и проблема недели, а возможно и месяца. Маржа продавцов бензина А-95 выросла за год с 8% до почти 21%. На мой взгляд, это многовато. Курс укрепляется, инфляция снижается, а цены на топливо не падают, - написал он. Добавив, что министерство изучает ситуацию и в дальнейшем будет принимать все разрешенные законодательством меры для того, чтобы урегулировать ситуацию и сделать горючее доступным для украинцев.
3. Что будет?
Эксперты прогнозировать не берутся. С одной стороны, тенденция к некоторому снижению стоимости горючего на наших АЗС в ближайшие недели сохранится. С другой - сложно сказать, как в более отдаленной перспективе поведет себя национальная валюта. А также, какой будет ситуация на мировом нефтяном рынке. Ведь он в последнее время пережил несколько событий, которые могут привести к ценовым возмущениям. К примеру, на днях нефть (с поставкой в феврале) дорожает на фоне позитивных прогнозов Федерального резерва США. Еще несколько долларов за баррель добавила информация о частичном завершении торговой войны между США и КНР и отказе Соединенных Штатов от введения с 15 декабря новых пошлин на китайскую продукцию. В пятницу февральские фьючерсы торговались на уровне $65 за баррель. Тогда как нефть, которая будет поставляться в январе, стоила $59.
А автогазовые перспективы вообще не радуют
Тем временем в Украине пошли вверх цены на автогаз. Несмотря на то, что этот ресурс в основном (77%) мы тоже импортируем. Соответственно, стоимость его закупок в гривне должна снижаться. Но автогаз в последние недели подорожал аж на гривню (а в некоторых сетях и больше) за литр. Поэтому сейчас средняя розничная стоимость сжиженного газа на украинских АЗС составляет 12 гривень 53 копейки. В премиальных же сетях превышает 13 и постепенно приближается к 14 гривням.
Одна из причин, по мнению экспертов, - существенное сокращение объемов собственного производства автогаза (Кременчугский НПЗ, структурами Укрнафты и Укргаздобычи). А влияние на рынок небольших частных добывающих компаний, которые наращивают производство, все еще ничтожно. Пока не удалось реализовать и амбициозные планы некоторых игроков по строительству новых мощностей по производству автогаза.
Еще одна проблема - дефицит резервуаров для хранения этого вида топлива. Тогда его можно было бы закупать крупными партиями (в частности, с поставками морскими путями), что положительно сказалось бы на транспортных расходах и окончательной цене. И, среди прочего, минимизировало бы так называемый спекулятивный фактор. Ведь этот рынок довольно чувствителен даже к минимальным сбоям поставок, а значит - подвержен непредсказуемым ценовым скачкам. Чем иногда и пользуются любители половить рыбку в мутной воде.
Масла в огонь подлила и новость об активном лоббировании группой Игоря Коломойского Приват изменения ставок акциза на моторное топливо - чтобы остановить рост спроса на автогаз и сохранить интерес потребителей к бензину. Депутат от Слуги народа Ольга Василевская-Смаглюк при подготовке ко второму чтению законопроекта об изменении акцизного налога (№2317) предложила уравнять размер акциза на сжиженный газ и на бензин. Установив его на уровне €139,5 (по нынешнему курсу - 3660 гривень) за 1000 литров. Парламентарий при этом предлагала существенно снизить акциз на бензин (с нынешних €213,5), а на автогаз - наоборот в разы увеличить (с €52 до €139,5 за тысячу литров).
Поэтому считаем: (139,5-52) × 26,24 (курс евро на пятницу) = 2296.
Такой «довесок» «автоматически» увеличивает стоимость газа на 2 гривни 30 копеек за литр! То есть, уже при нынешнем курсе цена литра сжиженного газа могла бы достичь 16 гривень (это - рекордный для Украины показатель, который был зафиксирован в октябре прошлого года). А если курс евро повысится - запросто могли бы получить новый ценовой рекорд. Как говорится, на ровном месте. При этом, как показывает практика, владельцы крупнейших АЗС могли сговориться и не среагировать на снижение акциза на бензин. Таким образом, потребители и здесь ничего бы не выиграли. А маржа розничных торговцев могла вырасти с 21 до всех 40%!
К счастью, на заседании 12 декабря народные избранники не поддержали упомянутую правку. За - всего 145 голосов. Но где гарантия, что подобные изменения не попытаются протолкнуть через какой-нибудь другой закон - может даже совсем далекий от финансов и энергетики? Будем бдительны.
Владислав Обух, Киев