Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Малые реакторы, чистые источники и новая энергетическая стратегия


Украина
417
Малые реакторы, чистые источники и новая энергетическая стратегия

Украина – под угрозой энергетической бедности. Энергосистему спасут “зеленые” или атомные инновации

Национальный институт стратегических исследований на днях провел круглый стол «Энергетический переход: вызовы для Украины». Эксперты-энергетики обсуждали планы развития топливно-энергетического комплекса Украины, современные тенденции в производстве и потреблении энергоресурсов, повышение эффективности энергоиспользования. В энергетическом секторе Украины назревают перемены. Собственно, энергетический переход так или иначе происходит во всем мире, вопрос лишь в том, как быстро и какой ценой он реализуется у нас.

ВПЕРЕД К ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

Энергетический переход — это движение энергетики в сторону чистых и безопасных возобновляемых источников. В рамках Парижского соглашения 2015 года мировое сообщество договорилось ограничить глобальное потепление на уровне значительно ниже 2°С и приложить все усилия, чтобы не превысить 1,5°С. А следовательно, переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) должен произойти организованно и за короткий временной промежуток – в течение нескольких следующих десятилетий. В частности, до 2050 года транспорт, энергетика, промышленность и население должны полностью перейти на возобновляемые источники энергии, оставив большую часть разведанных залежей угля, а также значительную долю запасов нефти и газа в земле. “Энергетический переход неизбежен, – сказал по этому поводу на круглом столе Владимир Омельченко, директор энергетических программ Центра Разумкова. – Вопрос только, какой ценой он будет осуществлен”. Именно цена сейчас и волнует отечественных энергетиков, и даже очень.

Малые реакторы, чистые источники и новая энергетическая стратегия

В сентябре министр энергетики Алексей Оржель уже объявил, что энергетическая стратегия Украины будет пересмотрена новым правительством — мол, старая не работает. “Лично я, услышав это, напрягся, – признается заведующий отделом энергетической и техногенной безопасности Национального института стратегических исследований Александр Суходоля. – С политической точки зрения это, возможно, важно и целесообразно — новая власть, новая стратегия. Но недавно ведь приняли энергетическую стратегию, чтобы обеспечить в энергетике стабильность”. Правительства будут меняться, но важно, чтобы каждое следующее принимало детальный план реализации стратегии, а ее цели оставались неизменными. “В современной энергетике возможно все, даже то, что во времена моей юности считали фантастикой, – говорит Суходоля. – Но переход на новый тип генерации электроэнергии будет означать жизнь или исчезновение целых отраслей украинской экономики”.

Новые решения необходимы, чтобы человечество могло удовлетворить растущие потребности в электроэнергии, убежден профессор, ведущий эксперт в энергетике Геннадий Рябцев. “Нехватка энергии необходимого качества в необходимом количестве нарастает. Эти явления ускоряются и они требуют очень быстрых изменений, – объясняет он. – А традиционные технологии не способны удовлетворить спрос, который создавается “умными производствами” 4-й индустриальной революции”. Энергосистемы, созданные в 60-70 годах прошлого века, требует все больше вложений. Если раньше государство (СССР) выделяло достаточно средств на поддержку этих объектов, то Украина этого пока не делает, а банки, другие финансовые структуры инвестируют во что угодно, только не в крупные энергетические системы, напоминает Рябцев. Оборудование их устаревает, себестоимость электроэнергии растет, эффективность работы снижается. “Чтобы удовлетворить спрос по мировым стандартам, нужно производить больше энергии. Но традиционные системы ухудшают состояние окружающей среды, это требует увеличения затрат на ее охрану и получается замкнутый круг проблем”, – описывает положение дел профессор.

На ВИЭ пока нет платежеспособного спроса — ждем удешевления технологий, чтобы они распространились массово. А пока новые технологии дорогие, а традиционная энергетика не справляется, возникает так называемая энергетическая бедность и распространяется энергетическая демократия. “Это когда все больше потребителей не хотят зависеть от монополизированных рынков и устаревших сетей и сами становятся поставщиками энергии”, – говорит Рябцев. Акцент на ВИЭ совпадает с седьмой целью Национального доклада “Цели устойчивого развития: Украина” (Доступная и чистая энергия).

Но на сегодня грозит углублением энергетической бедности, считает эксперт. “Зависимость от традиционных энергоресурсов заменяется зависимостью от поставок дорогих технологий, запатентованных всего в нескольких странах мира”, – подчеркивает он. А это — неспособность реагировать на чрезвычайные ситуации.

Малые реакторы, чистые источники и новая энергетическая стратегия

АТОМНАЯ ПОДСТРАХОВКА ДЛЯ ВЕТРЯКОВ

Не нужны и чрезвычайные ситуации — каждый день может возникнуть потребность компенсировать нехватку электроэнергии из ВИЭ электричеством из других источников. В частности, в часы пиковых нагрузок, когда интенсивность солнечного света низкая, стоит безветренная погода и тому подобное. Пока в Украине альтернативную энергетику подстраховывают старые добрые ТЭС, говорит Ольга Кошарная, медиа-директор ассоциации Украинский ядерный форум и один из самых известных публичных экспертов в атомной энергетике. “На сегодня имеем атомно-угольный парадокс. Установленная мощность ВИЭ растет, но они вытесняют атомную электроэнергию, а маневрируем той, что производят на угле”, – объясняет она. Сложилась довольно странная ситуация, но Украина столкнулась с ней не первая: аналогичная в Германии после отказа страны от АЭС. “Когда начали закрывать атомные электростанции и активно развивать ВИЭ, выбросы углекислых газов там увеличились”, – говорит эксперт. Дело в том, что большие атомные энергоблоки очень инерционны — дергать рычаги, условно говоря, чтобы увеличивать-уменьшать мощность ежедневно, по необходимости нельзя. Поэтому атомщики предлагают компромисс — малые модульные реакторы. Это инновация, которая позволит маневрировать мощностями и уменьшить роль ТЭС.

“Польша, в которой вообще нет АЭС, недавно провела международный форум, на котором шла речь о строительстве 6-9 гигаватт атомных мощностей, – говорит Ольга. – Сегодня там 80% электроэнергии производится на угле, станции старые и уже подсчитали, что к 2025 году возникнет дефицит электроэнергии”. Придется ее покупать или производить самим. По словам Кошарной, этим летом таки приобрели 2,7 гигаватт в соседних стран — климат изменился, поэтому, когда в жару массово начинают пользоваться кондиционерами, собственных мощностей не хватает.

В Украине же атомная энергетика сегодня основная и производит около 50% электроэнергии, напоминает Ольга. Причем дешевой, поэтому и используется для закрытия различных экономических дыр на энергорынке. Но есть Национальная стратегия низкоуглеродного развития Украины, и в ней говорится о том, что такое развитие будет обеспечено, в том числе, инновационными технологиями в энергетике. “Такими технологиями являются малые модульные реакторы (ММР) — мировая тенденция последнего десятилетия в отрасли, – говорит Кошарная. – Разработано уже около 50 проектов ММР”. Их преимущества – экономичность, модульность, распределенная генерация, небольшая площадь и повышенная безопасность (размещаются под землей). В отличие от больших мощностей, ММР не нуждаются в больших капиталовложениях. “Можно увеличивать мощность модуль за модулем, – говорит Кошарная. – Мне кажется, будущее атомной энергетики Украины — ММР”. Они, по мнению эксперта, полностью вписываются в теорию энергетического перехода (в направлении децентрализации), поскольку могут обслуживать отдельные предприятия или небольшие громады. К тому же промышленность Украины вполне может стать хабом по производству ММР с последующей продажей модулей в другие страны. “А спрос, думаю, будет”, – говорит Кошарная.

Малые реакторы, чистые источники и новая энергетическая стратегия

Разговор о модуле актуализируется, когда жизненный цикл нынешних АЭС будет подходить к концу. Их следует рассматривать как замену энергоблокам, которые будут выводиться из эксплуатации. “Модули можно планировать на уже существующих площадках, – говорит Кошарная. – Это и компактно, и безопасно, и с возможностями для маневрирования”. Поставим гигаватт из десяти ММР по 100 мегаватт и сможем регулировать мощность включением-выключением некоторых из них. “И этим подстраховывать перепады мощностей ВИЭ, подключаться на пиках потребления вместо ТЭС”, – отмечает Ольга. Уже после 2025 года атомный вопрос в стране станет ребром, говорит она.

Через 10-15 лет это будет настоящим вызовом для страны, когда придется вывести из эксплуатации атомные энергоблоки, считает Александр Домбровский, бывший заместитель председателя Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности ВР. Пока, по его мнению, энергетический переход Украина не реализует, а только наблюдает, как он происходит в странах Европы. Наводнения, пожары, цунами в 60% случаев вызваны последствиями грязной энергетики, отмечает Домбровский. Мол, если хотим дать нашим детям шанс жить на планете, нужно использовать чистые технологии уже сегодня, нравится нам или нет. “Поддерживаю тех, кто напоминает о проблемах отечественной энергетики, но напоминаю, что каждая техническая система имеет свой жизненный цикл и цикл технических объектов, построенных 40-60 лет назад, подходит к концу”, – говорит он.

Татьяна Негода. Киев