Почему Украине нужна реформа сектора возобновляемых источников энергии
За последние несколько лет так называемая “зеленая энергетика” в Украине пережила настоящий бум. Его причинами стали как технологический прогресс, так и дотирование со стороны украинского государства. Впрочем, вместе со всеми положительными последствиями, внедрение возобновляемых источников имеет свои негативы. Так какие вызовы несет Украине “зеленая энергетика”?
Зеленый тариф: от компенсации - к сверхприбылям
Так называемая “зеленая энергетика” еще относительно недавно считалась дорогостоящей и невыгодной, и оставалась делом экологических энтузиастов. Сегодня же технологическое развитие сделал возобновляемые источники одной из самых привлекательных целей для инвестиций. Украина и мир переживают настоящий бум проектов “чистых” электростанций. И, очевидно, в 2019-м этот бум не собирается угасать. Свидетельство тому — проект строительства ветровой электростанции стоимостью свыше 400 миллионов долларов на Сиваше, который согласовал Президент Украины Петр Порошенко на Всемирном экономическом форуме в Давосе, планы построения огромной солнечной электростанции в чернобыльской Зоне отчуждения и десятки и сотни других проектов.
Значительный рост сектора “зеленой” энергетики обусловлен так называемым “зеленым тарифом”, который согласно украинским законам и международным обязательствам исчисляется в евро, а не в национальной валюте, и составляет 0,18 евро за один киловатт. “Зеленый тариф” значительно превышает тарифы закупки энергии с атомных и тепловых электростанций, и призван компенсировать высокую себестоимость солнечных панелей и ветровых электростанций.
В принципе, практика “зеленого тарифа” общепринята во всем мире, и за годы своего применения она стимулировала феноменальный рост использования возобновляемых источников энергии. Вместе с тем, прогресс в области породил серьезную проблему, представляющую угрозу и для Украины. Дело в том, что развитие новых технологий производства солнечных панелей и выход на этот рынок Китая с его феноменальными производственными возможностями в разы удешевили себестоимость солнечной энергии. Если в 2009-м стоимость 1 ватта мощности солнечной батареи составляла 3 доллара, то сегодня — 30 центов. То есть в 10 раз менее чем за декаду, и удешевление продолжится и в дальнейшем. При этом стоимость “зеленого тарифа” практически не уменьшалась, ведь сама его суть заключалась в том, что государство давало долгосрочные гарантии закупки энергии по повышенной цене. Как следствие, из стимулирующего фактора “зеленый тариф” стал источником сверхдоходов.
Хорошим примером ложного понимания реалий “зеленого тарифа” стала Испания, которая в середине нулевых заложила высокий “зеленый тариф”, а через несколько лет удешевление солнечных панелей позволило частным инвесторам построить большое количество станций, и в 2014 правительству Испании пришлось выплатить из бюджета почти 11 миллиардов долларов дотаций на солнечную энергетику. Отсутствие своевременного вмешательства привело к тому, что треть общих затрат на оплату энергии в стране ушла в карманы владельцев “зеленых” электростанций, которые производили лишь около 5% общего объема электроэнергии.
Хотя Украина взялась за активное развитие энергетики возобновляемых источников сравнительно недавно, разрыв в ставке зеленого тарифа и реальной стоимости производства энергии уже довольно сильно проявляется. По факту, себестоимость 1 киловатт-часа электричества с солнечной станции составляет около 3 евроцента, в то время как наше государство покупает его за 18. Шестикратное превышение тарифом себестоимости сейчас не столько компенсация затрат на производство солнечной электростанции, сколько источник многократной прибыли. Что, наряду с долговременными государственными гарантиями в валюте и привлекает инвесторов как мух.
Конкуренция и децентрализация – вот наш путь
Конечно, наше государство не может просто так, “от щедрой души”, выплачивать огромные суммы. Именно поэтому на 2019 год запланирована реформа рынка возобновляемой энергетики. Соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в парламенте. Как утверждает Елена Колтик, эксперт Украинской ассоциации возобновляемой энергетики:
“Мы не можем не идти в ногу с развитием технологий. Именно поэтому этим важным законопроектом предусмотрено снижение тарифа для солнечной энергетики на 25%, а ветровой на 10%. Также предполагается создание необходимого механизма аукционов возобновляемой энергетики. Этот законопроект, второе чтение которого мы ждем, очень важен для создания конкурентного рынка электроэнергетики в Украине”.
На первый взгляд, снижение тарифа на четверть, когда себестоимость солнечных панелей снизилась на порядок, кажется абсолютно неэффективным. Но, стоит понимать, что “зеленый тариф” – это долгосрочная гарантия государства на возмещение стоимости установки станции. Обычно солнечные станции в Украине окупаются от 7 до 15 лет и больше. Поэтому пока не будут выполнены государственные обязательства перед инвесторами, установившими свои станции в период с середины нулевых, полная отмена “зеленого тарифа” будет “кидаловом” со стороны нашего государства. Именно поэтому предлагаемое законопроектом снижение тарифа сравнительно невелико, но в дальнейшем предполагается изменение механизма ценообразования на энергию из возобновляемых источников. А это в перспективе позволит полностью отказаться от дотирования “зеленой энергетики”. Также резкие изменения тарифной политики угрожают инвестиционному климату Украины, а потому недопустимы.
Кроме пересмотра “зеленого тарифа” и создания конкурентного рынка энергетики, также необходимы реформы и в области возобновляемой энергетики. В целом же, курс законопроекта вполне правильный, ведь позволяет Украине избежать “испанского сценария”. Ведь, кроме завязки на дотациях, у зеленой энергетики Украины есть и другие проблемы.
Сейчас в Украине нет четко определенного лимита на максимальную мощность солнечных и ветровых электростанций, что тоже проблема. Как отмечает Святослав Павлюк, исполнительный директор ассоциации “Энергоэффективные города Украины”:
“Все крупные проекты на сотни мегаватт, куда заходят иностранные инвестиции, обусловлены ситуацией чрезмерной окупаемости. Фактически, мы, вместо того, чтобы поддерживать мелкую распределенную генерацию на уровне домохозяйств, поддерживаем сотни мегаваттного класса, которые потом будет сложно компенсировать”. Кроме проблемы компенсации, также не стоит забывать, что распределенные малые ветровые и солнечные электростанции более эффективны, чем большие, ведь погодные факторы, перед которыми особенно уязвимы “зеленые” электростанции, не одинаковы в разных местностях.
Зеленая энергетика не спасет Украину
Несмотря на довольно значительные успехи за последние годы, в украинской энергетике есть проблемы, которые сейчас “зеленая энергетика” решить не в силах. Фактически половину всей энергии в нашей государстве генерируют атомные электростанции. И ресурс реакторов, построенных еще в СССР, сейчас близок к концу. Фактически, до середины 2020-х будет необходимо или построить новые / восстановить ресурс старых реакторов, или чем-то заместить эти 47% всей украинской энергии. А такие проекты стоят миллиарды долларов.
“Наша атомная отрасль поставляет энергию по очень низкому тарифу. Фактически, за счет «атомки» мы дотируем остальные энергетики (в том числе и зеленую. - Ред.), и не откладываем средства на обновление реакторов, а на строительство новых тем больше не откладываем. Сейчас стоимость строительства одного атомного энергоблока оценивается в 4-5 миллиардов долларов, а у нас их сейчас 15. Поэтому к 2030 году мы можем иметь ситуацию, когда 50% украинской энергетики просто просядет”, – рассказывает Святослав Павлюк.
С одной стороны, сокращение “зеленого тарифа”, а по факту отмены дотационной политики по отношению к вполне конкурентоспособной по состоянию на сегодня возобновляемой энергетики, позволит нашему государству направить дополнительные ресурсы на решение проблем других отраслей. С другой, масштаб финансовых и ресурсных потребностей “зеленой” и атомной энергетики очень разный, и поэтому вряд ли эти отрасли стали бы конкурентами в сфере инвестиций. Ведь вкладывать миллионы и даже десятки миллионов в сравнительно небольшую солнечную электростанцию – это одно, а миллиарды в строительство гигантского ядерного реактора – совсем другое.
Именно поэтому отказываться от развития возобновляемых источников сегодня не рационально и не выгодно. Ведь, как утверждает Елена Колтик “Позже развивать ее будет сложнее, а традиционные виды энергии будут становиться все дороже и дороже... Когда весь мир отказывается от угольной энергетики, а мы ищем, как дальше развивать традиционные источники, это неправильно. Мы должны максимально способствовать развитию возобновляемых источников”.
Сегодня экологически чистая “зеленая” энергетика возобновляемых источников выглядит как наиболее перспективный путь развития. Но, к сожалению, она не панацея для украинской энергетической отрасли, которая уже прошла потрясения в связи с началом украинско-российской войны и оккупации Донбасса – главного источника энергоресурса для традиционной тепловой энергетики, и стоит перед еще большим кризисом в атомной энергетике. Остается надеяться, что будет выработана четкая стратегия государства по преодолению будущих и нынешних кризисов, а “зеленая энергетика” займет ведущее место в обновленном конкурентном и справедливом энергетическом рынке нашего государства.
Вячеслав Масный. Киев