Заметки на полях трехсторонней встречи Еврокомиссия–Украина–Россия
В Брюсселе состоялись трехсторонние переговоры с участием Еврокомиссии, министров энергетики Украины и России, а также руководителей Газпрома и Нафтогаза. Говорили, конечно, о транзите российского газа.
Тема наболевшая, потому что еще в мае текущего года на первой подобной встрече как у участников переговоров, так и у широкой обществености сложилось странное чувство дежавю, учитывая события 2006 и 2009 годов, когда вся Европа «не по-детски» содрогнулась от газовых операций России по укрощению несговорчивых украинцев, иллюстрацией для которой стала покрытая инием Европа без российских средств для отопления домов – просто в разгар суровой зимы.
Вот и сейчас, после наблюдения за демаршами и вычурными позами, в которые раз за разом ставила себя российская делегация во время, по крайней мере, двух таких предыдущих «подходов» к газовой проблеме уже в этом году, у очевидцев складывалось устойчивое впечатление эдакого паровоза, управляемого сумасшедшим машинистом, который летит в глухую стену, которая приближается с каждым днем промедления в заключении нового транзитного договора с Украиной.
Не заметила ли уважаемая публика, что эта «вопиющая несправедливость» была замечена даже в небесной канцелярии? Что-то перестало везти с тех пор коварным руководителям глобальной газобензоколонки – одна за другой в Европу приходили теплые зимы, что сбивало цены и объемы поставок. Да еще и в Европе придумали какой-то Третий энергетический пакет, который не только предусматривал строительство взаимообъединяющих европейскую газовую систему трубопроводов (на всякий случай), но и разрушил, если покамест не де-факто, то по крайней мере де-юре, право для любой компании, даже такой напыщенной, как Газпром, на монопольное владение газовыми активами – невозможно теперь добычу газа и его транспортировку с распределением до конечного потребителя держать в одних руках. То есть, оказалось, что в российской тундре Газпром может быть «сам себе голова», а при приближении к европейским границам – уже нет.
Эти европейские умники сделали выводы из газовой ситуации во время предыдущих «газовых» походов России, и почти обезопасили себя от потенциальных потрясений – вспомнить хотя бы проекты гармонической взаимосвязи энергетических сетей с востока на запад и с севера на юг. «Волшебный пендель» от россиян, который европейцы рикошетом получили после попытки газового подавления Украины, как это часто бывает в истории, сработал с эффектом, прямо противоположным ожиданиям россиян. Европейцы не испугались, они восприняли ситуацию 2006-2009 годов как показательный «стресс-тест» для энергетического рынка, выявили и устранили слабые места и разработали гибкие и эффективные инструменты для гарантирования энергетической безопасности. Это и инфраструктурное объединение континентальной Европы с норвежскими месторождениями, терминалы сжиженного газа в Польше, и поставки американского LNG на европейский рынок, которые в течение уже по крайней мере двух подряд прошедших лет растут на сотни процентов. В результате этих действий Европа почти избавилась от монопольной зависимости от российского газа.
Почти. Это важное предостережение. Согласно прогнозу, несмотря на все усилия по развитию возобновляемых источников энергии и амбициозной цели по построению «климатически дружественной Европы» до 2050 года, Европа, как и ранее, будет использовать традиционное топливо, в том числе – природный газ. По прогнозам авторитетных европейских исследователей, активное использование газа будет необходимым для развития европейской экономики еще по крайней мере десятки лет. То есть, спрос на газ есть, в том числе и на российский. Однако рыночные условия, на которые сейчас опирается европейская энергетика, почти исключают монопольное давление. Газ сейчас можно покупать где угодно. В том числе и у России. Но только «в том числе».
В этом и заключается главный вывод, который можно сделать после переговоров, состоявшихся 19 сентября 2019 года: сегодня на улице не 2009, и даже не «более умеренный» 2006 год. Европа готова к новым капризам кремлевских стратегов, как, собственно, и Украина.
Как отметил уже после брюссельского раунда министр энергетики и охраны окружающей среды Украины Алексей Оржель, Украина в преддверии отопительного сезона уже накопила в подземных газохранилищах на четыре миллиарда кубометров газа больше, чем в прошлом году – 19,6 миллиарда «кубов». По словам чиновника, по плану, на начало отопительного сезона в подземных хранилищах будет уже порядка 21 миллиарда кубометров газа, что позволит обеспечить украинских потребителей газом, какие бы ни устраивала выбрыки погода и Кремль. Это обстоятельство, собственно, определило логику сентябрьской встречи, как и определенное «смягчение» российской позиции.
Впрочем, эти переговоры стороны завершили с намерениями, но без согласованного контракта.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ЗАЯВЛЕНИЯ
Журналисты – легки на подъем. Когда ждали брифинг вице-президента Еврокомиссии Мароша Шефчовича, запланированный на 17 часов, относительный покой нарушил звонок сотрудницы «Нафтогаза». «Подтягивайтесь, мы здесь, на входе. Есть информация, что переговоры завершились раньше». Смотрим на часы. Еще только 16.15. Это при том, что боялись затягивания переговоров до глубокой ночи.
Подходим на место встречи. На лицах «официальных лиц» – определенная растерянность. «Досрочно – это потому что успешно или провал?» – вопрос повис в воздухе.
Но вот на входе – суета. Толпа (буквально) российских журналистов, роняя штативы, метнулась к российскому министру энергетики Александру Новаку, который выходил из здания Еврокомиссии с невозмутимым лицом в сопровождении такого же невозмутимо-каменного председателя правления Газпрома Алексея Миллера.
Пробиваемся. Из-за спин и плеч российских журналистов доносятся только обрывки слов министра.
«Встреча была конструктивной...»; «Газпром уже давно работает по европейским правилам...»; «Посмотрим, удастся ли Украине сертифицировать газотранспортный оператор...»; «Изучим, насколько это соответствует российскому законодательству...», «Объемы и тарифы будут зависеть... если Украина возобновит прямые закупки газа...», «Если без контракта – будем резервировать мощности под конкретные объемы....»; «Европейские потребители будут обеспечены...».
Даже такие отрывочные тезисы породили еще большую волну вопросов, ответы на которые мы ждали уже от украинской стороны.
По всему видно, что украинский министр Алексей Оржель – опытный человек. Но не настолько – по крайней мере, в отношениях с прессой. Когда он в сопровождении «нафтогазовцев» выходил из Еврокомиссии, российская журналистская волна со всей «дури» метнулась в его направлении. Он, было, начал оборачиваться на их громкие выкрики, и тогда уже кто-то из нашей группы, которая упорядочено ждала министра в метрах десяти от выхода, громко произнес на украинском «Сюди! Ближче підходьте, ближче….». Он пошел, и почти успел. Но российские журналисты бегают быстрее, чем министр ходит. Наш небольшой редут украинских журналистов оказался устойчивым, хотя бы частично ограждая министра от моря микрофонов и камер, которые настойчиво пихались ему прямо в лицо. Ну, хотя бы так...
«Мы обсудили вопросы транспортировки газа с 1.01.2020-го. Консультации прошли конструктивно, стороны слышат друг друга. Украина занимает активную позицию в отношении безопасности поставок газа, поскольку такая безопасность означает общую геополитическую безопасность в регионе», – подчеркивает украинский чиновник.
«Российская сторона подтвердила, что они готовы работать по европейским правилам. В свою очередь европейская сторона будет поддерживать действия Украины относительно сертификации газотранспортной системы. Украинская сторона передала сторонам дорожную карту имплементации (этого процесса), как мы до 21.01.2020 года получаем независимого сертифицированного газотранспортного оператора и проекты договоров. Также мы передали проект договора об «интерконекшне» (гармонической взаимосвязи), а также проект договора о транспортировке», – еще один важный тезис.
На прямой вопрос о сроках контракта и об объемах газа украинский министр прямого ответа не дал, отметив только, что от объемов газа напрямую будет зависеть тариф на его транспортировку, в обратной пропорции – чем больше объем, тем ниже будет тариф, который, разумеется, будет формироваться по европейским правилам, как и цена на газ.
И вот главное – министр отметил, что российская сторона впервые за историю трехсторонних встреч согласилась «играть» по европейским правилам. И это хороший знак, который позволил сторонам договориться об активизации диалога для заключения нового транзитного соглашения до 1 января 2020 года, когда действующий контракт на транзит газа завершится. По крайней мере, по словам министра, украинская сторона будет «максимально конструктивной» для достижения этой цели. В следующий раз стороны договорились «сверить часы» в трехстороннем формате в 20-х числах октября.
Кстати, украинский министр демонстративно «вывел за кулисы» вопросы «мирового соглашения» между Нафтогазом и Газпромом вокруг решений Стокгольмского арбитража, который принял решение в пользу Украины и обязал российскую сторону выплатить миллиардные штрафы. По словам Алексея Оржеля, эта тема, которую поднимала российская делегация, не была темой переговоров, которые были созваны для акцентированного обсуждения стабильности и безопасности поставок газа в Европу.
МНОГО ГАЗА – НИЗКИЕ ТАРИФЫ В ПОДАРОК?
Вы, наверное, помните тезис министра Новака об условии относительно возвращения Украины к прямым закупкам российского газа? Министр Оржель не ответил прямо на вопрос – выдвигала ли российская сторона такое требование как условие для заключения нового транзитного контракта.
Подумалось: это, наверное, и есть тот «троянский конь», который может сделать уязвимой украинскую крепость. Что мешает России снова обвинять Украину в воровстве газа из транзитной трубы? На газе же не написано, предназначен он для Украины или для Нидерландов? Еще одно подозрение скребло душу кошкой – а смогут ли устоять украинские чиновники от соблазна, когда через их руки снова потекут миллиардные суммы денег?
И еще один очевидный вопрос – какая торговля может быть, когда пушки не прекратили свой смертоносный грохот, и каждый день мы продолжаем хоронить украинских защитников?
Вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович не был таким категоричным.
«Это должно быть решением украинской власти и коммерческих операторов. Как мы уже говорили, от этого зависит и вопрос объемов, которые будут проходить через украинскую ГТС. Это будет тот газ, который предназначен для европейских потребителей, а также газ, который может закупаться Украиной для внутреннего использования. Чем больше вы покупаете – тем меньше будут тарифы. Поэтому здесь должна быть произведена коммерческая оценка – что именно будет более выгодным для украинской стороны», – сказал он, отвечая на вопросы прессы.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
История – великий учитель. Неприступная Троя пала вследствие доверчивости собственных граждан. С тех пор мировая сокровищница пополнилась двумя фразами. «Не верьте данайцам, дары приносящих» и «подарить троянского коня». Обе словно написаны специально для украинцев, которые почему-то имеют дурную привычку учиться исключительно на собственных ошибках.
Дмитрий Шкурко, Брюссель