Массовая мобилизация, конфискация машин и жилья, обесценивание гривни, “крест” на отношениях с МВФ, перенос выборов... Хоть одна “страшилка” о ВС сбылась?
Мы и не заметили, как пролетел месяц после бурных событий вблизи Керченского пролива, экстренных заседаний Военного Кабинета СНБО, внеочередного собрания Верховной Рады и президентского Указа о военном положении. Нас пугали, что жизнь страны в этот период кардинально изменится. Не изменилась за неделю?.. За десять дней? За пятнадцать? “Сейчас-сейчас, все будет...” Все эти пророчества недоброжелателей не сбылись. Но изменения все-таки произошли. Не тектонические. Для неспециалистов даже малозаметные. Впрочем, важные, учитывая повышение возможностей страны противостоять открытой агрессии. Задачи ясны, цели – очевидны, прогресс – необратим...
1. Военная компонента: усиление, слаживание резерва, бригады теробороны
За несколько дней до окончания действия военного положения командование Сухопутных войск сообщило о завершении формирования в каждой области бригад территориальной обороны. Такие подразделения создают как структурные части Вооруженных сил. В их состав при необходимости будут призывать военнообязанных оперативного резерва второй очереди. Конечно же, создание системы террезерва рассчитано не только на период действия военного положения. Речь идет о параллельном процессе, который длился гораздо дольше, чем один месяц. Но внедрение ВС позволило органам местной власти и военкоматам более акцентировано подойти к выполнению поставленных задач. Это особенно важно для приграничных областей. В подтверждение – информация военных о проведении учений личного состава бригад территориальной обороны на Черниговщине, Сумщине, Харьковщине, а также в Херсонской области.
“Акцент не только на организационной, но и на практической составляющей очень важен. Ведь именно подразделения, формирующие систему территориальной обороны, одними из первых примут удар в случае масштабного наступления врага, – объясняет заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружений Михаил Самусь. – Поэтому проводить боевое слаживание таких подразделений в особый период очень важно”.
Собственно, как и проведение маневров резервистов. Ведь раньше наши политики, эксперты, а с ними и мы, журналисты, лишь теоретизировали: как это все четко и организованно происходит в Израиле или Швейцарии. Попробовали и сами... У нас может и не так четко и организованно. Но это лишь один из первых шагов... “важнейшим результатом особого периода можно считать именно отработку алгоритма действий резерва первой очереди, призванного при необходимости усилить регулярные военные части, – отмечает Михаил Самусь. – И ситуация, когда в военкоматы “без напоминания” обратились десятки тысяч наших соотечественников, показала: украинцы не оставят Родину в беде...
За считанные часы Украина может мобилизовать до 250 тысяч военнослужащих, имеющих опыт войны с Россией и готовых сразу же поставить заслон врагу”. То есть, по выводам военного эксперта, организационные меры, принятые в период действия военного положения, еще раз подтвердили, что наземный компонент обороны Украины готов эффективно противодействовать Российской Федерации. В Кремле это понимают и, очевидно, именно поэтому так активно усиливают мощности военно-морских и воздушных сил. Потому что для попытки реализации своих захватнических замыслов Путин будет вынужден упирать именно на возможности ВВС, ракетных войск и средств радиоэлектронной борьбы. Ведь 150 тысяч военнослужащих, которых РФ собрала у границ с Украиной, для полномасштабной наступательной операции недостаточно. Отсюда – и основная задача для Украины: усиление флота, развитие ВВС и ракетных войск, создание эффективных систем противодействия вражеским РЛС. Понятно, что за месяц сделать это невозможно. Но период действия военного положения, по мнению Михаила Самуся, позволил расставить правильные акценты и определить задачи не только на краткосрочную, но и на средне- и долгосрочную перспективу: “Этот месяц не прошел для страны бесследно. Период действия военного положения оказался довольно эффективным. Ведь ВС вводили не для того, чтобы напугать население, как это некоторыми воспринималось, не создать какие-то репрессивные механизмы, а усилить оборону государства. Считаю, что такое усиление произошло. Мероприятия по проверке и подготовке всех элементов оборонительной системы к противодействию агрессии были успешными. Конкретику надеюсь услышать через несколько дней – от Министерства обороны и СНБО (в той части, которая не является государственной тайной)”, – отмечает эксперт.
Достаточно эффективной, по его мнению, была и работа в особый период большинства военкоматов, которые, помимо выполнения плановых задач, связанных со срочным призывом, отрабатывали систему территориальной обороны, а также согласовывали вопросы мобилизации ресурсов (автотранспорта, горючего, помещений, организации питания, бомбоубежищ) в случае прямой агрессии противника. При этом не оправдались провокационные прогнозы, согласно которым внедрение военного положения должно было обернуться тотальной мобилизацией, когда мужчин будут «ловить» на улицах и «тащить» на войну. Конечно же, ничего подобного не произошло, как и успокаивал в свое время Укринформ.
Чтобы сделать окончательные выводы о военной составной действия ВП, будем ждать отчет оборонного ведомства. По промежуточной информации армейского командования, в течение месяца сделан ряд важных шагов – прежде всего, военно-тактических, управленческих и организационных, которые позволят усилить оборону непосредственно государственных рубежей. В частности, на наиболее опасных направлениях украинско-российской границы развернуты десантно-штурмовые подразделения. Страна также усиливает “ракетный щит” на азовском побережье.
2. Реакция украинцев: без паники, но с юмором
Население восприняло введение режима военного положения на удивление спокойно. Практически не было паники – мол, “все пропало”, военные будут ходить по квартирам, домам, предприятиям и забирать все ценное имущество на нужды армии. На самом деле разве что проводили разъяснительную работу в госучреждениях – сотрудникам поступали ведомственные письма о необходимости быть бдительными во время действия военного положения, обращать внимание на неизвестных людей, заходящих в помещения и тому подобное. Силовики получили указание иметь под рукой “тревожный чемодан” и по возможности не выезжать за пределы страны, чтобы быть готовыми к возможному развертыванию полномасштабной агрессии в любой момент.
Не было и продуктового ажиотажа, как в 2014-м, когда с прилавков магазинов сметали все без остатка – крупы, муку, соль. В этот раз все свелось к шуткам вокруг «маст хэв» триады: соль-гречка-спички. Особенно это удалось “Артемсоли”, маркетологи которой порадовали тонким юмором. Там четко сориентировались в настроениях и призвали Facebook-аудиторию не поддаваться панике: “Пока у нас здесь в Соледаре военное положение и в целом не очень спокойно (до позиций сепаров, в принципе, доплюнуть можно), хотели бы напомнить вам: не тревожьтесь, пожалуйста, соли в наших шахтах хватит на всех! За спички ответить не можем, но есть ощущение, что там тоже все ОК. Быстренько успокаиваемся и работаем в нормальном режиме”.
Вдобавок, чтобы развеять любые вероятные задатки панических настроений, в Минагрополитики официально заверили – гречка, свинина, сахар, яйца, подсолнечное масло в профиците, и даже в двойном.
Немного заставил поволноваться разве что доллар на черном рынке, подскочив до 29 с хвостиком, но затем ситуация стабилизировалась, а уже сейчас после предоставления Украине кредитного транша от МВФ “зеленый” даже существенно упал (на межбанке – до 27,37-27,40)... А вспомните, как паникеры предрекали длительную заморозку отношений с Фондом. То же касается и получения Киевом €500 миллионов в рамках программы макрофинансовой помощи от Евросоюза и решения Всемирного банка о предоставлении Украине кредитных гарантий на $750 миллионов. Кстати, как заверили в НБУ, объемы золотовалютных резервов страны вернулся к показателям довоенного 2013 года.
Правда, режим военного положения несколько задел культурную жизнь городов, ведь некоторые массовые мероприятия пришлось отменить. К примеру, запланированные на декабрь концерты российской группы «Аквариум» перенесли на неопределенный срок, о чем сообщил ее лидер Борис Гребенщиков в Facebook. Также отменил свою лекцию и чтение стихов в Киеве российский поэт, публицист и критик Дмитрий Быков. Это связано с ограничением въезда на территорию Украины граждан РФ мужского пола в возрасте 16-60 лет. Кроме того, были перенесены места проведения некоторых футбольных матчей – в города, где военное положение не объявлялось. К примеру, в Киев перенесли матч 17-го тура чемпионата Украины «Десна» – «Заря» из Чернигова, а также “Ворсклы” и “Арсенала” в Лиге Европы – из Полтавы.
3. Политическая жизнь в условиях ВС: “полет”нормальный
«Запрет политических партий и отмену выборов»... И в этом наши недоброжелатели «из-за поребрика» вкупе с местными паникерами, как оказалось, ошиблись. Проблему возможной отмены президентских выборов решили сразу же, сократив срок действия военного положения с двух до одного месяца. Более того, в разгар действия ВС Центральная избирательная комиссия без проблем утвердила Календарный план основных организационных мероприятий по подготовке проведения выборов Президента Украины 31 марта 2019 года”. Единственное, что назначенные на 23 декабря местные выборы в приграничных областях все-таки отменили. Хотя Президент и предлагал Верховной Раде разрешить этот вопрос, постановив, что действие соответствующего положения закона о ВП на эти выборы не распространяется. Поэтому вместо 125 ОТГ, как ранее планировалось, местную власть выбирали только жители 73 громад. Непроведение выборов в остальных 52 и стало, вероятно, одним из самых больших “неудобств”, вызванных введением военного положения. И конечно же, никто не запрещал деятельности политических партий, общественных организаций и политрекламу. Количество рекламных щитов с предвыборными лозунгами наоборот стремительно растет – еще до начала (31 декабря) официальной избирательной кампании.
4. ВП глазами мира: нас поняли
Введение военного положения также способствовало консолидации международных партнеров Украины, которые решительно осудили прямую российскую агрессию в Черном море. Как свидетельствуют официальные заявления глав государств и правительств десятков стран, они с пониманием отнеслись к вынужденному шагу украинской власти. При этом международная дипломатия должным образом оценила то, что ВП не привело к переносу президентских выборов.
Также за последний месяц мы стали свидетелями принятия ряда важных проукраинских документов на уровне ООН, ПАСЕ и других международных организаций. О введении специальных санкций за действия российских агрессоров на море заявила Литва. Возможности подобных мер обсуждают и главы некоторых других стран и межгосударственных объединений.
Резюме: военное положение, введение которого так живо обсуждали и которым нас так активно пугали, на деле оказался не таким уж и “страшным”. А главное – нужным для дальнейшего противостояния агрессору.
Юлия Горбань, Владислав Обух, Киев