Освободить отечественную оборонную сферу от коррупции – задача не из легких, но крайне необходимых. Аудит – это только первый необходимый шаг
Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) поручил провести международный аудит и ревизию деятельности Укроборонпрома (УОП). Кроме того, Генеральной прокуратуре, СБУ, НАБУ и ГБР рекомендовано осуществить проверку и дать правовую оценку изложенным в СМИ фактам нарушений в сфере оборонных закупок и проинформировать общественность о результатах. В свете последних событий – в частности, расследование журналистов Bihus.info, последующее увольнение Олега Гладковского с должности первого заместителя секретаря СНБО и задержание нескольких других чиновников из оборонной сферы, а также жесткая реакция иностранных партнеров и заявление посла США в Украине Мари Йованович с требованием “провести полный аудит Укроборонпрома и рассекретить приказы для преодоления коррупции в оборонной сфере” – Укринформ спросил экспертов: насколько принятые на СНБО решения адекватные ситуации, отвечают ли они тем вызовам, которые поставило общество и партнеры?
Прозрачные закупки для военных – реальность?
Генеральный секретарь Независимого антикоррупционного комитета по вопросам обороны и антикоррупционного комитета Transparency International Елена Трегуб считает, что приведенные в расследовании “Бигус-инфо” факты свидетельствуют о системных проблемах в закупках предприятий, входящих в состав Концерна. “Предприятия Укроборонпрома – государственные заказчики в понимании Закона Украины “О публичных закупках”, поэтому они не обязаны использовать систему Prozorro. Но сегодня УОП использует другую электронную торговую площадку – “СмартТендер.biz”. То есть сам факт закупки не является тайным (номенклатура и объемы поставок находятся в открытом доступе во время сбора предложений), УОП специально засекречивает только результаты закупки (выбранного поставщика и стоимость)”, – отметила эксперт.
При этом, по ее словам, Transparency International уже предлагала применение для всех открытых военных закупок систему Прозорро. Однако руководство страны не прислушивалось. Как и не поддержало в 2017 году идею антикоррупционщиков о проведении международного финансового аудита Укроборонпрома. Тендер на закупку услуг аудиторов и консультантов был объявлен Укроборонпромом еще в ноябре 2017 года, но до сих пор не было проведено. “Поэтому важно, чтобы теперь все прозвучавшие заявления были реализованы в полном объеме. Включая построение эффективной системы корпоративного управления концерном с независимым наблюдательным советом, возможно во главе с иностранцами из структур НАТО”, – сказала Елена Трегуб.
Марина Багрова, правления международного союза Институт национальной политики, считает, что привлечение иностранных экспертов как минимум позволит обеспечить объективность проведения аудита и ревизии. А это в свою очередь придаст большей прозрачности закупочной и финансово-хозяйственной деятельности концерна Укроборонпром и всех входящих в него предприятий.
Ликвидация антикоррупционной “пожара” – только начало
Политолог, эксперт ОО Ассоциация политических наук Дмитрий Синченко поддерживает принятые решения. Однако сожалеет, что выглядят они как тушение пожара в здании, построенном с нарушениями противопожарных норм. “Нет никаких гарантий, что после ликвидации пожара, кто-то все же обратит внимание на недостатки самого здания. Аудит не гарантирует дальнейшего эффективного использования его результатов, но расследование не гарантирует последующего осуждения виновных. Мы это уже не раз проходили и не раз в этом убеждались”, – сомневается эксперт.
Кардинально исправить ситуацию с коррупцией как в оборонке, так и в других отраслях, могли бы шаги, направленные на реализацию антикоррупционной повестки дня. “Мы уже сейчас видим, что Антикоррупционная прокуратура не работает, НАПК не работает, суды не работают, правоохранительные органы не работают так, как нужно. И с этим необходимо что-то делать!” – возмущается Дмитрий Синченко.
“И судебная реформа, и антикоррупционная, и реформа правоохранительных органов требуют немедленного перезапуска, и украинцам хотелось бы услышать, каким образом это будет сделано. Проблему надо решать не точечно, а системно”, – убежден политолог.
Наказание виновных и частичная приватизация – “инградиенты” спасительного рецепта
Политолог, эксперт Фонда “Общественная дипломатия” Владислав Сердюк отмечает, что решение СНБО о проведении аудита в Укроборонпроме вполне адекватном. Но. “Это никак не повлияет на уровень коррупционных процессов в оборонке, – сомневается Сердюк. – Потому что коррупция в сфере обороны является результатом крайне неэффективного государственного контроля над предприятием”. Его антикоррупционный рецепт для оборонной сферы такой: максимально возможная приватизация, кадровые изменения, более детальная проработка бюджета, а также снижение, по возможности, уровня секретности. “Что касается правильных реакций власти, то первым должна быть неотложное наказание виновных в хищении бюджетных средств”, – заявляет Владислав Сердюк.
Если последние, конечно, на самом деле имели место – добавим от себя. Итак, слово за следствием и судом.
Мирослав Лискович, Киев