Скандала вокруг злоупотреблений в оборонной сфере могло бы и не быть... ГК “Укроборонпром” выполнял собственную Стратегию и вовремя заказал аудит
До конца года должен завершиться аудит госконцерна “Укроборонпром”. Чтобы повысить уровень доверия к результатам комплексной проверки, к ней должны привлечь одну из четырех ведущих иностранных аудиторских компаний, которые сотрудничают с нашей страной. Как известно, о таком поручении по результатам специального заседания СНБО сообщил Президент Петр Порошенко.
Тем временем журналисты обнародовали последнюю часть расследования предполагаемых сделок в оборонной сфере. По версии Bihus.info, сотрудники большинства правоохранительных органов страны знали о злоупотреблениях в “оборонке”, но по тем или иным причинам “закрывали на них глаза”. Правоохранители, как и положено, принялись наперебой опровергать утверждение расследователей. Но, учитывая уровень общественного доверия к силовым органам, убедить в своей “белизне” и “пушистости” им, очевидно, удалось не всех. То есть, круг потенциально заинтересованных в том, чтобы “замять” скандал, объяснив его всего лишь приближением выборов, растет в геометрической прогрессии. Профессиональный аудит деятельности “Укроборонпрома” – безусловно, то, что может успокоить ситуацию и дать четкий ответ на вопрос: действительно ли были финансовые нарушения? Если так – то кто к ним причастен и кто был “молчаливым свидетелем” использование “черных” и “серых” схем? Но для проведения масштабной проверки требуется время. Поэтому, очевидно, еще несколько месяцев нам придется жить в неопределенности. К тому же, эта турбулентность будет наслаиваться на другую, связанную с выборами, как президентскими, так и парламентскими. А всего этого – и наслоения неопределенностей, и предвыборного вброса в общественный дискурс нескольких связанных с ОПК скандалов, и оправданий перед международными партнерами, – можно было бы избежать, своевременно проведя аудит такой важной для воюющей страны отрасли... И такая возможность была... но, как говорится – “сплыла”. По халатности, или все же по злому умыслу?
Тендер длиной в “вечность”
Тендер на международный аудит ГК Укроборонпром объявили еще в ноябре 2017 года. Об этом говорят данные системы закупок Prozorro, – сообщило издание “Наші гроші”. Причем, за проведение проверки госконцерн готов был выложить “кругленькую сумму” – 130 миллионов гривень. Правда, эти деньги планировали потратить не только на аудит заключенных контрактов, но и на другие консультационные услуги. Выбрать аудитора предстояло в два этапа – по процедуре конкурентного диалога. Но уже через месяц тендер отменили и объявили заново – уже с разделением на три лота, одним из которых был независимый аудит в соответствии с международными стандартами (максимальная стоимость услуг – 32,5 миллионов гривень). Впрочем, до конкретных тендерных процедур так и не дошло. В 2018 году условия конкурса несколько раз меняли, часть изменений потом отменяли, часть вновь возвращали... и так по кругу. При этом перечень объектов ревизии и аудита странным образом сокращался. Так, в итоге, вместо комплексной проверки “Укроборонпрома”, всех его структурных подразделений и заключенных ими контрактов, в окончательной версии тендерной документации речь уже шла о проверке 5 предприятий по каждому из 6 кластеров концерна с наибольшей стоимостью активов за 2017 год или 5 предприятий по каждому из 6 кластеров, которые имели наибольшие прибыли и/или убытки за 2017 и 2018 годы.
То есть, аудиторы должны были побывать только на 30 предприятий (из более 130). Но и до этого не дошло. Несмотря на интерес, который проявили к проведению конкурса известные международные компании и их представительства в нашей стране (словенский Grant Thornton Advisory d.o.o. и украинские ООО Эрнст энд Янг Аудиторские услуги, ООО Грант Торнтон Легис и ООО Бейкер Тилли Украина), тендерные процедуры по непонятным причинам остановились. Организаторы ограничились лишь оглашением перечня участников будущих торгов. Причем сделали это в декабре 2018-го – аж через год после объявления “обновленного” тендера. Хотя, по закону, к этому времени ревизию концерна должны были полностью завершить. Ведь еще в 2016 году “Укроборонпром” презентовал в Верховной Раде Стратегию реформирования оборонно-промышленного комплекса, первым этапом реализации которой как раз и должен был стать независимый аудит деятельности ГК. Причем, вокруг его проведени время от времени разворачивались масштабные пиар-компании. К примеру, в июне 2018-го о необходимости скорейшего аудита рассказывали на пресс-конференции сопредседатель Независимого антикоррупционного комитета по вопросам обороны (НАКО) Владимир Огрызко и председатель Наблюдательного совета Укроборонпрома Михаил Згуровский. Как отмечалось, “проведение международного аудита ГК Укроборонпром поможет поднять Концерн до мировых стандартов управления”, а также “вернет доверие общества, инвесторов и международных партнеров Концерна, станет важным шагом в его реформировании”. Впрочем, на практике “возвращать доверие общества” руководство госконцерна не спешило...
“Но обвинять в затягивании только чиновников “Укроборонпрома” не стоит, – считает военный эксперт Института Евро-Атлантического сотрудничества Игорь Козий, – главная причина перманентных проблем и связанных с ними скандалов – чрезмерная заполитизированность этой сферы и отсутствие действенных механизмов гражданского контроля. Соответствующие риски заложены еще в утвержденном 2016 года Стратегическом оборонном бюллетене. Тогда, проанализировав положения документа и приложения к нему, касающиеся ОПК, эксперты предупреждали об опасности формирования определенного круга лиц, желающих участвовать в распределении “оборонного пирога”. К примеру, в получении выгоды от размещения оборонных заказов на своих предприятиях. И несмотря на то, что круг этих лиц весьма влиятелен, нечего было и надеяться, что эта сфера будет открытой и прозрачной”.
К тому же, не нужно забывать и об объективных причинах, связанных со спецификой этой отрасли – с ее многочисленными “допусками” и гостайнами. Тем более, когда речь идет об участии в проверках иностранцев. Поэтому Игорь Козий сомневается, что и инициированный после громких журналистских расследований аудит даст ответ на все вопросы и позволит выявить все возможные нарушения.
Возможные последствия аудита: прогнозы пессимистичны, или Кому он нужен, этот “Укроборонпром”?
“Чтобы ответить на вопрос о вероятных последствиях проверки, нужно быть очень смелым и хорошо осведомленным и уверенным человеком, четко знающим “расклады” на том уровне, где ведутся коррупционные сделки и на котором они заказываются”, – считает военный эксперт Игорь Козий. – Месседжи о решении проблемы, которые сейчас звучат на самом высоком уровне, конечно же, правильные. Но есть основания сомневаться, что их удастся должным образом воплотить в жизнь. Ведь в украинских условиях, к сожалению, даже конституционные нормы не всегда соблюдаются”.
В то же время предотвратить подобные нынешнему скандалы в будущем, по мнению эксперта, поможет налаживание системы демократического гражданского контроля, в частности, путем предоставления дополнительных полномочий профильным комитетам Верховной Рады. Причем, частично необходимый для осуществления такого контроля инструментарий уже есть. Но он не работает – в частности, из-за определенной подчиненности и зависимости соответствующих структур от чиновников. Это касается и гражданского контроля в Вооруженных Силах и – в большей степени – в оборонно-промышленном комплексе.
При этом в Украине достаточно институтов, которые (при желании со стороны руководства “Укроборнпрому”) могли бы взять на себя проведение комплексных проверок. “Это и правительственная аудиторская служба, и Счетная палата, и ряд других контрольных органов”, – напомнил на днях Президент Петр Порошенко.
Эксперты же надеются, что, в отличие от предварительно объявленного тендера, который длится вот уже почти полтора года, на этот раз ошибки (или умышленные деструктивные действия) не повторятся. И проверки подтвердят или опровергнут факты, которые обнародовали журналисты. Конечно же, важно, чтобы не стояли в стороне и правоохранительные органы, которые обязаны в пределах своих компетенций завершить уже начатые расследования и при необходимости проведут новые.
В то же время некоторые специалисты считают, что независимо от результатов аудита, систему отношений в отечественном ОПК нужно реформировать. К примеру, генерал-майор запаса, военный дипломат Александр Полищук предлагает после проведения международного аудита вообще расформировать “Укроборонпром”. И напоминает, что эту “надстройку” в свое время создал ставленник Януковича, россиянин Дмитрий Саламатин. Скрытая, но “очевидная” для многих экспертов цель – установление полного контроля над украинскими предприятиями – производителями оборонной продукции, а также ограничение потенциала отечественного ОПК и усиление его зависимости от российских предприятий. Но и после устранения “папередников” “Укроборонпром” так и не стал прозрачной структурой, работающей исключительно на “украинский интерес”. Что, по мнению Александра Полищука, ярко подтвердило журналистское расследование, которое в последние недели так лихорадит наше общество. Ликвидация же надстройки в виде госконцерна, как считает генерал-майор запаса, будет способствовать формированию эффективной конкурентной среды в этой сфере – как благодаря росту (за счет частных компаний) числа национальных поставщиков товаров, услуг и работ, так и допуска на рынок иностранных подрядчиков.
“Для этого необходимо адаптировать в национальное законодательство Директиву Євросоюза 2009/81/ЕС Об оборонительных и чувствительных закупках в области безопасности (с изменениями), которым установлены понятные для всех европейцев правила закупок оружия, боеприпасов и военных материалов, а также работ и услуг. Директива предусматривает правила, которые повышают прозрачность и открытость на оборонных рынках между странами ЕС, а также обеспечивают защиту интересов безопасности отдельных стран. С введением этих правил украинский рынок вооружения станет понятным и предсказуемым для национальных производителей и для иностранных партнеров. Таким образом, путь к злоупотреблениям будет закрыт”, – отмечает Александр Полищук.
Такого же мнения и военный эксперт Олег Жданов. По его словам, “только формирование открытого рынка вооружения позволит уравнять в правах частного предпринимателя и государственное предприятие, преодолеть монополизм, а следовательно минимизировать возможные нарушения. «Я с первого дня формирования организации «Укроборонпром» говорил о необходимости ее ликвидации. Вместо нее нужно создать рынок вооружения – сначала внутренний, а затем – открытый для “внешних” игроков”, – считает эксперт. И подчеркивает: монополия “Укроборонпрома” мешает внедрению рыночных отношений в этой жизненно важной для Украины сфере. От чего мы все сейчас и страдаем.
Владислав Обух, Киев