Укринформ ищет мотивы, стоящие за последними резонансными «военно-политическими» назначениями и нововведениями Петра Порошенко
Целая «пачка» перестановок и нововведений по инициативе Президента Порошенко буквально в канун его отставки и прихода к власти президента Зеленского, не может не вызывать вопросов. Ведь совершенно логично было бы ожидать, что кадровые перестановки и нововведения в оборонных структурах будет проводить уже новый президент. Конечно, для каждого из шагов Петра Порошенко были озвучены официальные причины, но истинная мотивация все же и вызывает ряд вышеупомянутых вопросов.
Кого назначил, кого освободил и что создал ударными темпами Петр Порошенко
Последние несколько дней отмечены особо высокой активностью действующего Президента Украины Петра Порошенко на ниве кадровых изменений среди военного командования. В частности, произошла смена командующего Операцией Объединенных Сил Сергея Наева на Александра Сирского, о подводных камнях которой недавно писал Укринформ. Уже на следующий день президент отправил в отставку командующего Национальной гвардии Украины Юрия Аллерова, назначив исполняющим обязанности главы Нацгвардии его заместителя Николая Балана. Кроме того, Петр Порошенко подписал распоряжение о формировании межведомственной структуры при СНБО, в сфере ответственности которой будет лежать содействия развитию обороноспособности Украины, и назначил главой этой структуры заместителя секретаря СНБО полковника Максима Кривоноса.
Украинское общество, которому в сжатые сроки свалились на голову военно-политические инициативы президента, который вот-вот освободит кресло для нового главы государства, не могло не задаться вопросами о мотивах такой активности Петра Порошенко. В поисках ответа на эти вопросы Укринформ обратился к известным украинским экспертам.
Дмитрий Тимчук, народный депутат, военный эксперт и координатор группы “Информационное Сопротивление”, отмечает: Изменение командующего ООС - это одно, а отставка командующего Национальной гвардии - совсем другое. В первом случае речь идет о плановой ротации. Новое военно-политическое руководство (будущий президент Зеленский. - Ред.) имеет полное право сменить командования ООС, но запланированная ротация должна состояться в независимости от результата выборов. Что касается отставки командующего Нацгвардии, причины я назвать не могу. Но назначение исполняющим обязанности его заместителя - это обычная практика, и это не значит, что президент в конце каденции назначил на высокую должность силовика другого человека. Здесь следует пояснить, что после прихода к власти Владимир Зеленский не сможет быстро сменить командующего ООС, ведь этому должны предшествовать назначения и министра обороны, и секретаря СНБО, главы Генштаба и стабилизация ситуации на высших ступенях командования. Поэтому Сергею Наеву пришлось бы оставаться на линии фронта на целые месяцы сверх срока своей ротации, что никак не соответствует интересам качества и эффективности командования ООС.
Юрий Бутусов, военный журналист и главный редактор издания Цензор.нет, видит несколько иную мотивацию кадровых перестановок Петра Порошенко: Я не считаю назначение Александра Сирского командующим ООС политическим шагом. Это плановая ротация, вопросов к его кандидатуры нет. А вот отставка генерала Аллерова выглядит частью избирательной кампании Петра Порошенко, подготовки уже к парламентским выборам. Там была длинная история конфликта с руководством МВД, Аллеров уже долгое время фактически подчинялся только президенту Порошенко. У МВД были вопросы по обоснованности государственных закупок, которые проводило руководство Нацгвардии, озвучивались многочисленные претензии, и в конце Аллеров оставался в должности исключительно за счет поддержки президента. И сейчас, чтобы опередить возможные негативные события, Аллеров решил проявить инициативу и уйти самостоятельно.
Новая структура в СНБО: для кого и для чего сформирована
Параллельно с отставкою командующего Национальной гвардии, Президент Украины также ввел в действие решение СНБО о создании межведомственной рабочей группы по подготовке предложений об укреплении обороноспособности государства, возглавит которую полковник Максим Кривонос, заместитель секретаря СНБО. Учитывая историю прихода Кривоноса в СНБО после снятия своей кандидатуры на выборах в пользу Петра Порошенко, расширение и без того многочисленных полномочий Максима Кривоноса выглядит политическим шагом действующего президента. Стоит напомнить, что Кривонос не просто снялся в пользу Петра Порошенко, но и де-факто кинул команду Зеленского, которая заявляла, что договорилась с полковником о сотрудничестве и даже обещала ему пост главы Генерального штаба.
Юрий Бутусов отмечает: Кривоноса назначили в СНБО на место Гладковского (фигуранта коррупционного скандала вокруг деятельности Укроборонпрома. - Ред.), и это было политическое решение, продиктованное логикой избирательной кампании. Но никакой самостоятельной структуры создано не было (последним решением Президента. - Ред.), Только межведомственная координационная комиссия в рамках СНБО.
Дмитрий Тимчук, однако, не видит каких-либо политических подтекстов в постановлении президента о создании межведомственной группы при СНБО: Продолжается процесс, который идет последние пять лет, то есть создание органов, которые должны заниматься усилением обороноспособности государства. И здесь я не вижу причин для негативного резонанса. Ведь задача новосозданного органа полностью соответствуют функциям СНБО, и работе, которую он выполнял в последнее время. А уже новый Главнокомандующий имеет полное право переформатировать работу СНБО, это его сфера ответственности как президента. То есть, если ему не понравится новый орган, нет никаких проблем в его ликвидации.
В чем истинные мотивы военно-командных перестановок Петра Порошенко
Действительно, главный аргумент против поиска каких-то скрытых политических мотивов в недавних инициативах действующего президента в сфере высшего военного командования, на первый взгляд, как раз в том, что любые планы Петр Порошенко от новых назначений новый президент Владимир Зеленский может очень легко перечеркнуть простыми увольнениями и отменой постановления. Но Юрий Бутусов отмечает, что все не так просто: Петр Алексеевич в принципе действует правильно с политической точки зрения. Он пытается обставить нового президента как можно большим количеством лояльных к себе людей на разных должностях. Потому снимать их и ликвидировать структуры - это большой объем работы, который тоже нуждается в обосновании. Поэтому некоторое время Владимир Зеленский будет работать с людьми, назначенными Петром Порошенко. И такие назначения он делает именно с целью сохранять определенное влияние, контроль и получать информацию.
Таким образом, в решениях Петра Порошенко, за исключением смены командующего ООС, которая выглядит наиболее обоснованной реальными военными потребностями, действительно можно отыскать следы неких политических мотивов. Впрочем, не обязательно видеть в нипх исключительно желание ставить палки в колеса новой власти. Ведь обеспечить мягкую и стабильную передачу власти и командования на высшей ступени в условиях войны - первейший приоритет для государства.
Вячеслав Масный, Киев