Агрессия в Азовском море не прошла бесследно: все чаще и все больше кораблей НАТО посещают украинские берега
Сегодня Президент Украины Петр Порошенко со специальным представителем США по Украине Куртом Волкером в Одессе посетил ракетный эсминец ВМС США Donald Cook, который на прошлой неделе вошел в Черное море для проведения совместных учений с Украиной и другими союзниками. За последние 5 лет этот корабль фактически стал американским символом поддержки восточноевропейских государств и “дразнилкой” для России. Первый его визит в Черное море состоялся в апреле 2014 года, в разгар аннексии Крыма и развертывания украинско-российской войны, с очевидной целью напомнить России, что она далеко не властелин морей. За последние годы “Дональд Кук” успел не раз посетить Грузию, Болгарию, Румынию и страны Балтии, постоянно обозначая военное присутствие США у российских берегов. Но сегодня контекст посещения американскими военными кораблями северной акватории Черного моря сильно отличается от 2014-го и демонстрирует значительные изменения в балансе сил в черноморском регионе.
Фактический захват Азова активизировал морское противостояние России и Запада
До 2018 года российская угроза преимущественно ограничивалась сушей, а потому морское противостояние в формате НАТО - РФ не просматривалось. Кардинально ситуация изменилась в декабре, после агрессии России в Азовском море, перекрытия Керченского пролива и атаки на украинские военные корабли. Которая, по сути, показала, что России, как бы неприятно это не было бы слышать украинцам, удалось аннексировать, кроме Крыма, еще и Азовское море. Западные государства очень нетерпимы к нарушению принципов свободы судоходства, поэтому действия россиян встретили не просто шквалом возмущения и осуждения, а вполне продуманным и активным военным ответом – постоянным присутствием кораблей ВМС США в Черном море. “Это важный ответ на неспровоцированное нападение и акт агрессии против украинских кораблей, который произошел 25 ноября прошлого года. Агрессия Кремля, хочу подчеркнуть, затрагивает не только жизненные интересы Украины. Она затрагивает и вопросы безопасности ЕС, НАТО в Черном море”, – подчеркнул Президент Украины Петр Порошенко, во время посещения “Дональда Кука” 26 февраля 2019 года.
Конечно, украинцам хотелось бы увидеть военно-морскую поддержку со стороны наших западных партнеров не в виде одиночных кораблей, а в виде ударной эскадры НАТО в Черном море, которая не позволила бы российским кораблям носа высунуть из своих портов. Но основной проблемой на пути масштабного военного присутствия НАТО в Черном море, напомним, являются условия Конвенции Монтрё, принятой на Международной конференции о режиме черноморских проливов еще в 1936 году. Дело в том, что по ее условиям в Черном море имеют право на постоянной основе находиться исключительно военные корабли черноморских государств. А другие страны имеют право заводить в море лишь относительно малые суда и только на ограниченный срок. Западные государства не могут по примеру Москвы пренебрегать нормами международного права, а потому ждать армады американских авианосцев у берегов Одессы нам не стоит. Что, впрочем, отнюдь не означает, что у россиян остаются развязанными руки и радужные перспективы.
Почему турецкого “натовского” флота в Черном море не достаточно
В первую очередь стоит отметить, что и без американских кораблей блок НАТО в Черном море имеет вполне достаточно средств, чтобы угрожать России. Военно-морской флот члена НАТО Турции даже без поддержки сил Болгарии и Румынии серьезно превосходит черноморский флот РФ. К сожалению, полностью полагаться на Турцию в свете современных российско-турецких отношений нельзя, а потому НАТО, формально соблюдая условия Конвенции Монтре, размещает свои корабли в Черном море на основе принципов ротации. Конечно, в случае серьезных проблем со стороны России, просто “под боком”, в Средиземном море находится 6-й флот США и многочисленные средиземноморские эскадры европейских держав, и перебросить значительные силы в Черное море – дело нескольких дней или часов. А Турция, по условиям конвенции, имеет право пропускать через черноморские проливы военные суда на свое усмотрение в случае военной угрозы. Если эта угроза реально пойдет от России, скорее всего, Турция станет на сторону своего военного блока. Очевидно, что постоянное присутствие военных кораблей НАТО в северной акватории Черного моря необходимо, чтобы не допустить повторения Керченского сценария. Осознавая эту потребность, НАТО постоянно отправляет корабли и патрульные группы в Черное море. Если в 2017 году патрульные группы НАТО находились в Черном море суммарно всего 80 дней, то в 2018-м - уже 120. И в 2019 году, очевидно, следует ожидать еще большей продолжительности военных миссий флотов НАТО в Черном море.
А на море “ополченцы” и гумконвои уже не “прокатят”
Военно-политическое противостояние на море сильно отличается от сухопутных реалий. Во-первых, здесь совсем иную роль играют факторы географии, расстояний и объектов. Морские волны не разделишь линией окопов и не протянешь линии обороны. Именно поэтому боевые действия на море носят точечный характер, и в основном происходят в ограниченных зонах вблизи важных объектов: проливов, портов, баз и тому подобное. И в такой точке достаточно присутствия хотя бы одного натовского корабля, чтобы существенно повлиять на результат. Во-вторых, на море невозможно прикрыться “народным ополчением”, “бурятоубийственной войной” и другими кремлевскими баснями, которые Москва рассказывает о войне на Донбассе.
Как в случае с Керченским проливом в 2018-м, любая агрессия России на море будет открытой и очевидной. А с учетом того, что каждый военный корабль – это не только оружие, но еще и суверенная территория государства, которому он принадлежит, то любая атака против американского корабля – это атака на территорию США. И что бы ни распевали про “радиоактивный пепел” российские пропагандисты, на примере Сирии мы уже знаем, чем заканчивается для россиян даже малейшее военное столкновение с американцами – очередной партией “груза 200”.
Однако, как бы сильно не были настроены в деле отпора РФ на море США и НАТО, основной защитой наших берегов и морских просторов должен быть все же украинский военный флот. К сожалению, в открытом противостоянии с российскими морскими силами наши перспективы довольно грустные. Поэтому очень важно вовлечь наших западных союзников в борьбе с РФ в пользу развития военно-морских сил Украины, в частности, развития инфраструктуры и боевого состава флота. Впрочем, даже если такие инициативы будут суперуспешными, до момента становления сильного украинского флота пройдут годы. Именно поэтому сейчас сотрудничество, координация, а в перспективе полное вступление Украины в НАТО – наш лучший способ защитить украинское Черное море и вернуть Азовское.
Вячеслав Масный. Киев