Разговор об уполномоченном, индексах доверия и уголовной ответственности за фейки
В том, что информационный фронт гибридной войны не будет сворачиваться и отступать никто не будет, новое гуманитарное министерство (в которое вошли Мининформ, Минмолодьспорта и Минкультуры) дало понять всем заинтересованным сторонам по обе стороны границы еще несколько месяцев назад.
Законопроект, призванный бороться с фейками и российской пропагандой, готовился долгое время, к обсуждению приглашали представителей всех медиа, в ноябре в Укринформе была представлена его концепция, а сегодня министр Владимир Бородянский и его первый заместитель Анатолий Максимчук представили, назовем так, первый драфт.
На момент написания материала сам текст еще не появился на сайте министерства, его обещают напечатать в ближайшее время, и до конца февраля продолжится его обсуждение.
Как выглядела сегодняшняя презентация? Это доклад инициаторов и соавторов проекта и слайды, которые формулируют «информационно-дезинформационные» вызовы и ответы, стоящие перед Украиной.
Желающих попасть на презентацию было очень много, что подтверждает: закон ждут. Тональность проведения мероприятия подтвердила, что журналисты, чьи издания контролируются пророссийскими силами, довольно раздражены и «по полной» используют проект закона, чтобы доказать старую истину: в Украине власть недемократическая и журналистов здесь преследуют. «Сколько вы хотите посадить журналистов?» – пафосно спросил один из присутствующих (стоит помониторить эфир, попадет ли этот фрагмент в российские медиа). Впрочем, обсуждение показало, что не только пророссийские медиа имеют определенную настороженность. Пройдемся по пяти основным новациям законопроекта.
НОВАЦИИ ЗАКОНА
1. Проект предусматривает создание института Уполномоченного по вопросам информации, который имеет право обратиться с опровержением к медиа, а затем соответственно – обратиться в суд.
Это ответ на то, что действующее законодательство не предусматривает возможности обращения в суд по поводу распространения дезинформации при отсутствии лица, чьи права нарушены. Собственно, теперь в случае принятия закона таким лицом будет информационный «омбудсмен».
2. Введение индекса доверия к медиа.
Это ответ на вызов тотальной медиа-безграмотности общества, которое просто не знает, как ориентироваться в океане информации. Индекс доверия может быть присвоен любому медиа после проверки, которая проводится на основании его добровольного обращения в одну из независимых организаций, которые имеют соответствующую компетенцию и опыт и отвечают критериям, установленным Уполномоченным по вопросам информации.
3. Обязательства распространителей массовой информации размещать собственные идентификационные данные в доступном для получателей месте информации (на главной странице собственного веб-сайта или в начале собственной веб-страницы, в разделе с информацией о владельце аккаунта на платформе совместного доступа к информации или в сервисах обмена мгновенными сообщениями, в иных доступных для получателя информации местах). Ответ на вызов о невозможности идентифицировать лицо, которое распространяет массовую информацию. Это касается и поставщиков услуг хостинга. Провайдеры платформ совместного доступа к информации и провайдеры сервисов обмена мгновенными сообщениями обязаны иметь представительство или дочернюю компанию в Украине.
4. Журналистское самоуправление.
Предлагается создать организацию журналистского самоуправления, которая будет следить за соблюдением профессиональной этики и стандартов.
Спутником этой нормы является разделение журналистов на тех, кто имеет профессиональный статус, а следовательно – особое внимание от государства, и тех, кто не имеет такого статуса. Косвенно звучат предложения о введении пресс-карты.
5. Административная и уголовная ответственность за распространение дезинформации.
Виды наказаний очень варьируются. От 20 прожиточных минимумов административной ответственности за несвоевременное размещение ответа о дезинформации, и до двух лет исправительных работ – уголовной ответственности за систематическое умышленное массовое распространение заведомо недостоверных сообщений о фактах, событиях или явлениях, что представляет угрозу национальной безопасности, общественной безопасности, территориальной целостности, суверенитету, обороноспособности Украины.
Вызовы и ответы всегда влекут за собой другую пару понятий: позитивов и рисков.
Можно говорить, что законопроект вырабатывает категориальный аппарат, вводя понятие «дезинформация», «распространители информации», «массовая информация». И это первая попытка говорить о борьбе с фейками на языке законодательных дефиниций.
Но уже сегодня по ходу обсуждения возникли вопросы как раз относительно этих дефиниций. Что такое «распространитель массовой информации», является ли блогер с подпиской в 100 человек распространителем массовой информации, или нет?
До сих пор дискуссионной считается норма о введении пресс-карты, которая маркировала бы журналиста. Ведь известно, что статусом оператора часто пользуются люди, которые не имеют ни малейшего отношения к профессии. Хотя автору непонятно, почему профессиональный журналист боится пресс-карты? (Пока главные оппоненты – люди из малоизвестных организаций или совсем неизвестные журналисты).
Но если человек зарабатывает на жизнь журналистикой, то он априори должен иметь документ с места работы. В конце концов, любой национально ориентированный журналист вряд ли хотел бы, чтобы его приравнивали к Шарию.
Есть опасения, не собьют ли законопроект еще на этапе обсуждения? Например, тотальными обвинениями в цензуре и желании чрезмерного регулирования. Уже сейчас даже известные журналисты усомнились в том, хотели бы они быть членами предложенной самоуправляющейся журналистской организации. Да и возможно ли создать какое-то журналистское самоуправление, в котором бы одновременно присутствовали и проукраинские журналисты, и пророссийские? Как метко заметил один опытный журналист: украинские журналисты разбежались по политическим дискурсам, смотрят друг на друга исподлобья и обзывают коллег из другого лагеря если не лохами и дебилами, то предателями, прихвостнями олигархов или прислужниками власти.
Ну, однако на все указанные вопросы еще есть время. Обсуждение закона продлится до 28 февраля.
Лана Самохвалова, Киев