Cоединенное королевство - последний день в составе ЕС. Что западные аналитики пишут о Джонсоне, фунте стерлингов, шотландцах и Евросоюзе без Британии
В ночь с 31 января на 1 февраля, в полночь по брюссельскому времени, Великобритания официально перестанет быть частью Европейского Союза. Что от этого изменится? Каких перемен ждать в политике, экономике, транспорте, торговле? Будут ли они немедленными?
Немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung опубликовала в связи с этим совместный комментарий глав трех важнейших органов ЕС. Глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, председатель Европейского совета Шарль Мишель и председатель Европарламента Давид Сассоли пишут о том, что завершение более чем 45-летнего членства Соединенного Королевства в ЕС «неизбежно вызывает смешанные чувства и стремление задуматься».
При этом они пообещали найти новые пути для сотрудничества с Лондоном как с союзником и партнером.
У «брекзитеров» огромный праздник…
Премьер-министр Британии Борис Джонсон настроен оптимистично. Журналисты Би-би-си еще накануне раздобыли его речь, которую премьер готовится произнести в парламенте в пятницу вечером: Самое главное, что следует сказать сегодня: это не конец, а начало. Это момент, когда начнется рассвет, когда поднимется занавес, и начнется новое действие, это момент истинного национального обновления и изменения.
Брекзитеры празднуют победу в грандиозном стиле по всей стране, в том числе напротив самого здания парламента - органа, который так много раз откладывал Брекзит в 2019 году. Настроение в Брюсселе более мрачное. Британский флаг будет снят со всех институтов ЕС, один из них будет размещен в музее в Брюсселе, передает CNN.
Найджел Фарадж – британский политик, вложивший, кажется, все свои усилия к выходу Великобритании из ЕС, лидер партии «Брекзит» и депутат Европарламента объявил свою новую цель, сформулировав ее так: чтобы Европа ушла из Евросоюза. Агрессивный Фарадж обещает продолжить уничтожение ЕС: Я полностью против него в его нынешнем виде, я хочу, чтобы он был разрушен. Он убежден, что Дания, Польша и Италия могут стать следующими странами, которые покинут ЕС. …Добавим от себя: это Фарадж бесплатно говорит, или, как обычно, за такое «Газпром платит»?
…но радоваться рано
С 1 февраля Британия начнется переходный период, рассчитанный на 11 месяцев. Официальные переговоры начнутся 3 марта, обе стороны наметят свои приоритеты и проведут красные линии. До 31 декабря 2020 года Великобритания и ЕС должны подписать торговое соглашение, чтобы предотвратить жесткий выход Лондона из таможенного союза и Единого европейского рынка. До сих пор остается много вопросов о том, сколько именно Великобритания заплатит ЕС в обмен на доступ к своему рынку, и будет ли достигнуто какое-либо соглашение о безопасности обмена разведданными, об авиации, о зонах рыболовства. И вопрос о том, что произойдет на ирландской границе, вероятно, будет иметь большое значение в любом окончательном соглашении.
А тем временем меняется настроение и в Шотландии: большинство шотландцев поддерживает независимость страны от Британии после Brexit, сообщает Daily Record.
В 2014 году шотландцы на референдуме проголосовали за пребывание в составе Великобритании - за были 55 процентов против 45. Теперь опрос показал, что каждый пятый из тех, кто проголосовал против независимости в 2014 году, но не поддержал выход из ЕС, теперь поддерживает независимость Шотландии – то есть, теперь 51% шотландцев поддерживают независимость. Парламент Шотландии ранее проголосовал за проведение второго референдума о независимости страны, но премьер-министр Британии Борис Джонсон отказал в разрешении на его организацию, а по закону такое голосование не может состояться без согласия Лондона.
Пока не ясно, где «красные линии» Джонсона в дальнейших переговорах, отмечает CNN. Если Великобритания намерена расходиться с ЕС в таких областях, как налогообложение, пищевые стандарты и финансовое регулирование, она рискует подорвать единый рынок ЕС - самый ценный его актив… И если Брюссель сочтет, что у Джонсона есть планы продолжать подрыв ЕС, он без колебаний ограничит ему доступ на свой рынок.
«Для ЕС компромисс прост: если Великобритания больше не соответствует стандартам ЕС или британский бизнес получает несправедливое конкурентное преимущество над бизнесом ЕС, тогда у него будет меньше доступа», - говорит Джорджина Райт, эксперт по вопросам ЕС в британском аналитическом центре, работающем на правительство.
Британская Telegraph пишет, что Джонсон будет настаивать, что суверенитет важнее, чем торговля без трений. Брюссель, напротив, предположил, что Великобритания должна принять стандарты ЕС на товары и продукты, чтобы поддерживать торговлю без трений. «Риск для экономики Великобритании заключается в том, что может быть плохой результат или даже результат «без сделки». Такой результат явно ухудшил бы перспективы экономики Великобритании», - приведены слова старшего аналитика по валютным операциям Rabobank Джейна Фоли.
Для ЕС важно не дать дрейфовать Британии в сторону экономического конкурента, например, США. Брекзитеры мечтают о масштабных торговых сделках как о воплощении победной идеи ухода из Евросоюза, и в особенности – о двухсторонних соглашениях с «гипердержавой». Но менее горячим головам ясно, что Соединенное Королевство в такой сделке будет меньшим партнером.
…а жизнь простых британцев пока не изменится
В повседневной жизни британцев больших перемен прямо начиная с февраля не случится, почти год все главное в этих отношениях с точки зрения простых граждан - торговля, пересечение границы и прочее - останется в прежнем режиме. Британия продолжит соблюдать все законы ЕС и решения европейских судов. В ближайшие месяцы она продолжит платить в бюджет ЕС и будет соблюдать любые изменения в законодательстве ЕС.
Но после совсем уже «окончательного» выхода в конце 2020 года правительство Бориса Джонсона обещает жесткие перемены. Скажем, в правилах иммиграции Джонсон намерен ввести т.н. австралийскую систему начисления баллов желающим переехать на его остров, который перестал быть частью единой Европы: в зависимости от возраста, образования, профессии и т.д. - набрал проходной балл и проходишь.
Тогда же, по прогнозу американского телеканала CNBC, возможны и основные проблемы для британского фунта. Глава отдела макроэкономической стратегии State Street Ли Ферридж сказал CNBC, что рынок недооценивает сценарий, при котором любое торговое соглашение между Великобританией и ЕС окажется «не намного лучше правил ВТО». Пока рынок «самоуспокоился», получив вместе соглашением о выходе некую определенность и отсрочку возможных проблем до конца 2020 года. Но «переходный период» пройдет – и никто пока не может гарантировать, что пройдет успешно, тем более, помня как сложно шли переговоры Британии и Евросоюза при подготовке Брекзита.
Подготовил Александр Волынский, Киев