Как к этому отнеслись в Москве и что полезно знать в Киеве
Четырехдневный визит госсекретаря США Майка Помпео в четыре столицы по периметру российских границ, конечно, вызвал в России особое внимание. Но с другой стороны, в число главных новостей не вошел. С чем можно было бы сравнить стилистику и напряженность российской реакции. Ну, вот представьте себе, что жена пошла на давно договоренную встречу с одноклассником, весьма успешным и привлекательным. Слишком истерить по этому поводу – как-то зазорно для самооценки, но и совсем без ревностей не обойтись. Впрочем, первый пункт в программе Помпео – Киев – вообще стоял особняком. После Евромайдана визиты к нам американских чиновников, дипломатов высшего уровня для Москвы не новость и не редкость.
РЕВНИВЫЙ КРЕМЛЬ НЕ ВЕРИТ В «СВЕРХБЫСТРОЕ СБЛИЖЕНИЕ»
Поэтому визит Помпео в Киев привлек в России внимание не большее, чем пережевывание горькой пилюли недельной давности. Как же тяжело и долго переваривается кремлевскими речь Зеленского в Аушвице, а гарниром к этому стала неожиданная версия первого президента Украины Кравчука о «встрече Гитлера и Сталина во Львове» в 1939 году. Ну, еще Антон Дробович добавился, он в России тоже перешел в разряд «ужас-ужас». Новый директор Института национальной памяти накануне вновь рассказал о планах демонтирования герба СССР с монумента «Родины-матери» (пророчески развернутой – с мечом и щитом в руках – в сторону Москвы).
Но если с Киевом все понятно, то вот Минск, «батька» Лукашенко – совсем другое дело. Москва и Минск продолжают соревноваться в перетягивании каната между отметками «суверенитет» и «дешевые энергоносители». В какую сторону качнется маятник – пока непонятно. Поэтому минский визит имел для Москвы большее значение, тем более, что это был вообще первый в истории визит госсекретаря США в Беларусь. Главное внимание российской стороны привлекли два заявления Помпео. Первое: «Мы не просим Минск выбирать между нами или Москвой. Вашингтон с пониманием относится к российско-белорусскому сотрудничеству. Мы ведем речь о восстановлении дипломатических отношений». Второе: «США хотят помочь Беларуси построить собственную суверенную страну. Наши энергопроизводители готовы предоставить по конкурентной цене 100% нефти».
Конечно, для Москвы такие слова были неприятны, однако особо резкой реакции они не вызвали. К многовекторной политике Александра Григорьевича там привыкли, слова Помпео и Лукашенко законспектировали, чтобы понимать, каких очередных лавирований стоит ждать от «батьки» в следующем туре удушающих переговоров. Дешевая цена на сырье (при том, что белорусская экономика изначально на этом строилась) – сильное оружие. И российский удав, слегка ослабив кольца, все равно со временем начнет их сжимать, постепенно, но неотвратимо. В подтверждение этого Кремль ус(т)ами Пескова спокойно, не без насмешки заявил, что не верит в «сверхбыстрое сближение» США и Беларуси.
Российские «эксперты» и пропагандисты отнеслись к минской части тура Помпео несколько небрежно, упустив хорошую возможность позлобствовать над Украиной по поводу того, что Помпео пообещал, что в Минске скоро вновь будет посол. А в Украине посла или временного поверенного столь же авторитетного, как Уильям Тейлор, все нет и нет.
Но зато роспроп потоптался на соседней грядке, переврав предложение Зеленского. Напомню, президент Украины заявил, что надеется на более активное включение США в «процесс мирного урегулирования на востоке Украины и деоккупации Крыма». По словам главы Украинского государства, если бы США выделили отдельного представителя Госдепа, который будет заниматься этим направлением, это помогло бы делу. В кривозеркальной российской версии это отразилось бы как приглашение американских варягов на княжение.
НУР-СУЛТАН СВОИХ НЕ БРОСАЕТ, ВАШИНГТОН ПОМОЖЕТ
Киев в прошедшем дипломатическом туре Помпео был Западом, Беларусь – западом Востока, а остальная часть поездки – востоком Востока.
Если в Беларуси госсекретари США ранее не бывали никогда, то в Казахстане и Узбекистане последний раз были пять лет назад. А там за это время появились новые президенты. Так что это, кроме всего прочего, были и ознакомительные встречи. Во-вторых, Центральная Азия – зона влияния Китая, с которым у Трампа и его администрации идут перманентные споры.
В Казахстане Помпео встретился с этническими казахами из Китая, сумевшими выбраться оттуда и утверждающими, что их родственники и сейчас находятся в печально известных «лагерях политического перевоспитания» в Синьцзян-Уйгурском регионе Китая (казахи – вторая по величине тюркоязычная группа в Синьцзяне после уйгуров: согласно переписи 2000 года, их там 1,25 млн). На совместной пресс-конференции с главой казахстанского МИДа Мухтаром Тлеуберди Помпео призвал всех не оставаться равнодушными к судьбам тех, кто преследуется в Синьцзяне: «Мы просто просим предоставить безопасное убежище тем, кто хочет бежать из Китая». Показательно, что Россия предпочла не заметить этой истории. Таким образом, Казахстан в вопросе защиты своих соплеменников, граждан Китая, может рассчитывать лишь на поддержку США, Запада. Ну и, само по себе, вызывает уважение то, что эта страна, гибкая в иных случаях, не побоялась вступать в конфронтацию с мощным соседом, отказавшись высылать бежавших из Китая людей, которых Пекин требовал вернуть.
В Казахстане Помпео встретился и с нынешним президентом страны Касым-Жомартом Токаевым, и с главой Совбеза, «лидером нации» Нурсултаном Назарбаевым (напомним, что по мудрому предложению Токаева – столица страны, бывшая Астана, теперь называется Нур-Султан). С первым говорил о расширении бизнес-контактов казахстанцев с американцами, со вторым – о вопросах безопасности и внешней политики. (Ну и со всеми при первой удобной возможности – о необходимости свободы слова, соблюдения прав человека, впрочем, это было одной из сквозных тем визита). Таким образом, обновленная конструкция власти этой центральноазиатской страны была как бы легитимизирована высшим лицом американской дипломатии.
ПРОТИВ КОГО ДРУЖАТ В ФОРМАТЕ С5+1
И последняя столица визита – не переименованный Ташкент. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев находится у власти с 2016 года. С тех пор в стране проходят контролируемые «реформы сверху». На встрече с Мирзиёевым Помпео поддержал их и выступил за расширение связей с США, в том числе экономических.
Тут же – важная деталь. Помните, когда-то Узбекистан был второй буквой «У» в объединении ГУУАМ. А сейчас Москва склоняет Ташкент к вступлению, точнее, для начала – к статусу наблюдателя в «тайоженном союзе» – Евразийском экономическом сообществе (напомню, что недавно, с 2018 года, при президенте Додоне, наблюдателем ЕАЭС стала Молдова). Но Помпео мягко посоветовал Узбекистану прежде подумать о членстве в ВТО… Приятным бонусом по завершении визита в Ташкент стало заявление госсекретаря о «выделении до 100 миллионов долларов через программу помощи США на поддержку реформ президента Мирзиёева».
Очень важным, показательным был последний пункт программы. Встреча главы Госдепартамента США и пяти министров иностранных дел стран Центральной Азии в формате С5+1. Создан он был как раз пять лет назад во время последнего посещения региона американским госсекретарем, тогда это был Джон Керри. Смена администраций в Белом доме привела к тому, что повестка дня сменилась – и об этом формате надолго забыли. Однако во второй половине прошлого года Трамп заявил о намерении урегулировать конфликт в Афганистане, для чего возобновлены переговоры с талибами. Так что в Вашингтоне подняли все старые наработки по этому региону. Ну и в местных столицах этому, конечно, были рады: общение с США – полезный противовес влиянию России и Китая. Не говоря уж о том, что если в географически и этнически близком Афганистане «что-то пойдет не так», это будет иметь плохие последствия для данных стран.
После встречи шести министров-дипломатов в Ташкенте было принято совместное заявление с ожидаемой формулировкой, что «США подтверждают неизменную поддержку суверенитета, независимости и территориальной целостности стран Центральной Азии».
А теперь – самое интересное: 5 февраля Шавкат Мирзиёев приедет с визитом в Москву, причем с не уточненной пока программой. Но какой бы она не была, понятно, что говорить будут и о персональной встрече с Помпео, и о переговорах С5+1. Со стороны выглядит, как отчет о проделанном. Который, конечно же, будет содержать и элементы торга.
В итоге первый визит госсекретаря США в Беларусь и первый за пять лет в Центральную Азию – пока что еще не повод для большого беспокойства Кремля. Но все же – настораживающий факт. И пропагандистские войска держат наготове. Цитирую нечто кремлевско-среднестатистическое: «Эксперты не сомневаются, что план США направлен на то, чтобы ни при каких условиях не допустить интеграции постсоветского пространства, в рамках этой задачи и совершался визит Помпео в страны Центральной Азии».
На самом же деле, Штаты в ходе этого визита просто сделали очевидно необходимое: напомнили о своем присутствии в регионах, подзабытых при правлении такой увлекающейся натуры, как Трамп. Причем в центральноазиатской части визита – США дружили не столько против России, сколько против Китая. Потому что больше опасаются не завиральной РФ, а деловитой КНР. Непривычная для Украины картина мира, но она все более такова.
P.S. Важная, красноречивая деталь появилась. Президент Лукашенко почувствовал, что «недокрутил» эпатажа при встрече с Помпео. И в Москве реагируют вяловато. Что ж делает Александр Григорьевич? Через свое информагентство БелТА пытается повысить градус скандала: «Мы хотим просто честных, чистых, прозрачных отношений. Не хотите – пусть скажут нам об этом. И не кричат: Ах, Помпео приехал. Завтра Трамп приедет... Что они будут делать?» И еще слово ЦРУ упомянул, что для российской прессы – как красная тряпка, и про давнее общение с Помпео, когда тот был главой ЦРУ, рассказал. В общем, выдал шоу первого класса.
И зачем же это? Смотрим на заголовок новости: «Наступил момент истины – Лукашенко 7 февраля планирует встретиться с Путиным». Ах вот оно что! Понятно, повышение ставок перед переговорами: «Вы думаете, у нас там несерьезно? У нас там серьезно! Но это не против вас, с вами мы не враги, мы – братья. Но и там у нас серьезно».
P.P.S. Информацию о встрече Путина и Лукашенко 7 февраля – в Кремле подтвердили (но только в ответ на заявление Лукашенко). Скучно не будет.
Олег Кудрин, Рига