Только ли украинским военным было адресовано приветствие Эрдогана “Слава Украине”?
Черный автомобиль с красными флажками с белым полумесяцем и звездой и гербом вместо номеров подъезжает к крыльцу Мариинского дворца – начинается официальная часть визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Украину. Главы двух государств уже знакомы, впервые они встретились в Анкаре полгода назад. Нынешний визит, как и предыдущий, прошел в рамках заседания Стратегического совета высокого уровня. На повестке дня широкий спектр вопросов – от политики и экономики до гуманитарных вопросов.
ЧТО ПОДПИСАЛИ И КУДА ДВИЖЕМСЯ
Если визит полугодовой давности в Анкару и Стамбул был скорее ознакомительным, то нынешний уже принес конкретные результаты – подписаны договоренности по ряду вопросов в различных сферах.
Одна из важнейших – соглашение о военно-финансовом сотрудничестве, а также протокол между правительствами о воплощении финансовой помощи. Турция окажет помощь украинской армии в размере 200 млн турецких лир (примерно 33,4 млн долларов США) для приобретения турецких товаров военного и двойного назначения. По аналогичной программе уже были реализованы предыдущие совместные проекты в ВТС.
Еще один масштабный вопрос, работа над которым ведется с 2011 года – Соглашение о зоне свободной торговли. Его положения согласованы на 95%, но стороны никак не могут прийти к компромиссу по ключевым 5%. Подписанный вчера меморандум о взаимопонимании относительно переговоров по этому соглашению определил ключевые моменты, над которыми в Киеве и Анкаре обещают упорно работать, чтобы в ближайшее время, как выразился на пресс-конференции турецкий лидер, сообщить хорошую новость.
Стороны подписали соглашение между правительствами о взаимном признании и обмене национальных удостоверений водителя. Это, в частности, порадовало представителей нашей диаспоры в Турции. Чуть больше года назад, во время визита министра внутренних дел Украины Арсена Авакова в Анкару и его встречи с украинской общиной, наши соотечественники поделились, что водительские удостоверения в случае замены забирают и меняют на турецкие, но при необходимости использования удостоверений в обеих странах – возникает коллизия. Министр пообещал разобраться. Сейчас этот вопрос удалось согласовать.
Договорились также о сотрудничестве в предупреждении катастроф и ликвидации последствий аварий на уровне ГСЧС двух стран.
Еще один подписанный документ – это протокол о сотрудничестве между государственными архивами, которое в перспективе может принести интересные открытия и находки как в вопросе общей истории, так и пролить свет на «белые страницы» нашей истории.
КРЫМ – ЭТО УКРАИНА, БУДЕМ ВМЕСТЕ ПОМОГАТЬ КРЫМСКИМ ТАТАРАМ
Одно из традиционных, но очень важных для Украины заявлений, которое в Анкаре повторяют на разных уровнях, – это непризнание аннексии Крыма Россией. Такая публичность и постоянное акцентирование не раз вызывали упреки российских чиновников и СМИ в адрес официальной Анкары: якобы совместно реализуем важные проекты, выстраиваем двусторонние связи, а вы постоянно давите на «больное». В Турции на это не обращают внимания – один из первых месседжей турецкого президента был о непризнании аннексии и готовности в дальнейшем вместе с Украиной поддерживать крымских татар, а также турок-месхетинцев и гагаузов.
Отвечая на вопросы журналистов, Эрдоган отметил готовность турецкой стороны принять практическое участие в строительстве домов для крымских татар, на данный момент речь шла об обеспечении жильем полтысячи семей. Напомнил он и о вопросе, актуальном для Турции, – борьбе с организацией FETO и выдаче ее членов, которые могут находиться в Украине. Участников FETO, которая признана Турцией и рядом других стран террористической группировкой, и ее лидера Фетуллаха Гюлена, который сейчас находится в США, в Анкаре обвиняют в организации и осуществлении государственного переворота в июле 2016 года. Со своей стороны, в Киеве задекларировали, что рассчитывают на поддержку Анкары в вопросе освобождения политзаключенных, в частности крымских татар, которые незаконно удерживаются в аннексированном Крыму.
Президент Зеленский рассказал и о подготовке большого списка пленных на обмен с ОРДЛО, выразив надежду, что уже в ближайшее время станут известны даты первого этапа обмена по этому списку. Для нас это болезненный вопрос: в России за решеткой остаются около 100 украинских политзаключенных, на оккупированном Донбассе – 245 человек, в Крыму – более 80. Есть над чем работать.
Результаты общения с прессой, так же, как и визит в целом, вызывают оптимизм и уверенность в том, что между двумя президентами налажен контакт на основе взаимопонимания, а также определены точки дальнейшего сотрудничества.
БИЗНЕС ЖДЕТ СОГЛАШЕНИЯ О ЗСТ
Участие обоих лидеров в бизнес-форуме, который стал завершающим событием визита, имело основной месседж – готовы работать вместе и достигать поставленных целей. Из основных – товарооборот на уровне 10 млрд долларов США, инвестиционные проекты, развитие сотрудничества в отдельных отраслях. Украина и Турция имеют положительный опыт бизнес-взаимодействия, бизнесмены обеих стран готовы это сотрудничество развивать, но тормозной фактор достижения амбициозных целей лежит в плоскости переговоров о подписании Соглашения о зоне свободной торговли. Работа над документом продолжается по календарю – 8 лет, на практике – 5, учитывая паузу, которая произошла в течение 2013-2016 годов, когда после временной потери Украиной контроля над своими территориями некоторые положения соглашения пришлось пересматривать заново. О решимости сторон соглашение все-таки подписать заявляли и раньше, так же, как и декларировали, что переговоры – на финишной прямой.
Президент Турции, обращаясь к бизнесменам, отметил, что главная цель руководства государства – создать условия для совместного развития бизнеса, который, в свою очередь, также должен прилагать усилия и работать как «локомотив» экономики. Что касается Соглашения о ЗСТ – пообещал хорошие новости в ближайшее время. Рассказал и свою историю успеха: в 2002 году, когда пришел к власти, уровень экспорта составлял 36 млрд долларов США, сегодня – 181 млрд, за 17 лет в экономику поступило 220 млрд долларов международного капитала. Эрдоган поделился одним из секретов успеха Турции – не относиться к международным инвесторам как к иностранцам, а предоставлять им такие же возможности, как местному бизнесу. Он приветствовал реформы и изменения в этом направлении, которые реализуются сегодня в Украине.
Владимир Зеленский призвал турецкий бизнес не медлить и инвестировать в украинскую экономику сейчас, принимать участие в приватизации. Отметил, что в планах – предоставление пятилетних налоговых каникул тем инвесторам, которые в ближайшие два года приватизирует государственные предприятия на сумму от 10 млн долларов США; предоставление «инвестиционных нянь» и быстрый возврат инвестиций в модернизацию – от 2 до 5 лет вместо 10 лет и 12 лет соответственно.
Нынешний инвестиционный форум, по оценке Торгово-промышленной палаты Украины, стал крупнейшим за историю отношений Украины и Турции. В нем, кроме представителей высшего руководства государств и регионов, приняли участие руководители торгово-промышленных палат, бизнес-ассоциаций и более полутысячи бизнесменов.
«ДВУХСТОРОНКА» ЛЮБИТ ТИШИНУ
О визите турецкого президента в начале этого года было договорено еще в ноябре прошлого, но ни приблизительной даты, ни программы не объявляли. Молчали до последнего. Следовательно, первыми об этом сообщили... российские СМИ со ссылкой на свои источники – не удержались «порадоваться» за соседей. Официально же было сообщено в субботу, за день до визита. И такое затягивание было обоснованным. Уже привычной тактикой для Москвы стало обострение ситуации в тех или иных регионах, где у России есть влияние согласно геополитической повестке дня. Уже «традиционными» стали обострения на востоке Украины перед встречами Нормандской четверки или переговорами в Минске.
Прошлогодний визит президента Украины Владимира Зеленского в Турцию был тоже «подогрет» очередным обострением. Тогда оккупанты, грубо нарушив «летнее перемирие», ударили по нашим военным под Павлополем, в результате чего погибли четверо украинских морпехов. Президент в Турцию вылетел, объявив о готовности в случае дальнейшего обострения ситуации прервать двухдневный визит и вернуться в Украину. Тогда из-за участия в заседании СНБО в Анкару он прилетел с задержкой.
Из-за похожей причины вчера был немного изменен и тайминг визита турецкого лидера в Киев. В ночь перед визитом в Сирии подразделения Асада совершили артнападение на турецкие военные подразделения в сирийской провинции Идлиб. В результате погибли 4 военнослужащих, 9 ранены (позже количество смертей возросло до 8 человек из числа военных и гражданского персонала). В Минобороны Турции заявили, что координаты размещения турецких войск были известны сторонам конфликта, но несмотря на это – именно по этому району был нанесен артиллерийский удар. Странное «совпадение» в ночь перед визитом.
ЧЕТКИЕ ОТВЕТЫ НА КОВАРНЫЕ ПРОВОКАЦИИ
Анкара не смолчала и дала оперативный ответ на нападение, предупредив, что так будет действовать и в будущем. На пресс-конференции в аэропорту, перед тем, как сесть в самолет на Киев, президент Эрдоган сообщил о 122 артиллерийских и 100 минометных ударах по 46 объектам режима Асада. Как повлияла очередная провокация на результат переговоров в Киеве? Скорее всего, никак. Тексты подписанных на встрече документов были согласованы заранее, ключевые темы переговоров также были определены. Единственное изменение, которое было внесено из-за нападения в Сирии, – министр обороны Турции Хулуси Акар, который также собирался в Киев и должен был поставить свою подпись под соглашением о военно-финансовом сотрудничестве и предоставлении 33-миллиардной помощи украинским военным, остался в Анкаре. Вместо Киева генерал Акар позже вылетел на восток страны, а документ вместо него подписал министр финансов и казначейства Берат Албайрак.
В целом, сотрудничество Украины и Турции в военно-технической сфере – одна из самых успешных сфер, так же как и давняя обеспокоенность РФ. Если учесть, что Турция – единственная страна, которая предоставила Украине БПЛА без каких-либо условий по их использованию, и то, что мы сейчас имеем свыше 50 совместных проектов в оборонке, один из которых – поставки ГП «Ивченко-Прогресс» украинских двигателей для производства турецкого БПЛА «Акинджи», то в этом контексте – «сирийский сигнал» из Кремля не допускает двойного толкования. Ответ Анкары, как на местах, так и в Киеве, – не заставил себя ждать.
«Слава Украине», – приветствовал турецкий президент украинских военных перед Мариинским дворцом перед началом встречи. Очевидно, эти слова были адресованы не только почетному караулу и присутствующим на церемонии, а должны были долететь до самой Москвы и подчеркнуть, что никакие ее вмешательства не будут иметь эффекта и влияния. «Героям слава», – ответили украинские военные.
Ольга Будник, Анкара