Как хобби может перерасти в 20-тысячную коллекцию, расскажем в проекте «Точка на карте», который в этот раз приглашает на экскурсию в народный музей истории ремесел «Ремесленный двор» в Житомире
Виртуальное путешествие будет познавательным, а порой и неожиданным. Экспозиция собрала разные экспонаты – от первых кремниевых топоров наших далеких предков до 5-тонной пилорамы, изготовленной в Вене в XIX веке.
Музей «Ремесленный двор» расположен на окраине Житомира в микрорайоне Крошня. Посетителям, которые туда выбираются, советуют ехать до конечной троллейбусной остановки, а потом пройтись по тихой улице частного сектора.
Наша экскурсия продолжалась от ворот музея через все залы, но самое интересное ждало почти в самом ее конце, на втором этаже.
ОТ ХОББИ – ДО МУЗЕЙНОЙ КОЛЛЕКЦИИ
Основатель и директор народного музея истории ремесел «Ремесленный двор» Федор Евтушенко по специальности юрист, а сейчас – частный предприниматель. Его хобби – коллекционирование, которое и дало толчок к созданию большой экспозиции.
В студенческие годы Федор Владимирович заинтересовался часами, которых насобирал почти 70. Впоследствии пришлось продать коллекцию, потому что нужны были деньги на собственное дело.
«В Украине часовых коллекций много, а таких, как вот эта с ремесленными инструментами, ни у кого нет, - говорит директор музея. - Первый экспонат появился у нас 21 год назад, и это был стеклорез, который я купил на рынке. Тогда и возникла идея о коллекции инструментов. В 2010 году решили создавать музей и 4,5 года назад он получил звание народного. За это время мы собрали более 20 тысяч экспонатов, которые представляют более 120 различных ремесел. Экспонаты мы покупаем, обмениваемся ими, а иногда нам их дарят. Хотя сейчас они уже сами нас находят».
Интересуюсь у своего гида, откуда у юриста такой интерес к ремесленному инструменту: «Так Бог дает... Надо было, чтобы я это начал и так сложилось, что появился наш музей. Сейчас работаем над созданием музейного пространства для интересного отдыха всей семьи. Современные дети не знают, как работать с пишущей машинкой, а с аналоговым фотоаппаратом уже и взрослые не разберутся».
Теперь уже «Ремесленный двор» стал семейным хобби, ведь экскурсии гостям там проводят Федор Евтушенко, его сын и невестка.
Поэтому мы начинаем музейное путешествие по двору, где экспонаты спокойно стоят в окружении декоративных деревьев и оплетенных плющом стен. Многие из них до сих пор в рабочем состоянии и в любой момент готовы показать, на что способны.
Над всей этой огромной коллекцией возвышается купол часовни святого Иосифа, который издавна известен как покровитель ремесленников. К тому же в «Ремесленном дворе» есть уютный уголок для отдыха, много фотозон и территория для детских развлечений с песочницей в старом автобусе. Будьте готовы, что не раз вам встретится рыжая белочка, которая постоянно носит из своей кормушки орешки.
Федор Евтушенко показывает самый большой и самый тяжелый инструмент музея – 5-тонную пилораму. Она построена в Вене в 1890-х годах. Пилорама работала в селе Варваровка Емильчинского района Житомирщины, где располагалась большая немецкая колония. Громада купила для своих нужд оборудование, которое на то время отвечало передовым технологиям.
Далее осматриваем круглопалочный станок, без которого мир не знал бы хорошего вина. Станок обтачивал деревянные квадратные колья, округляя их до диаметра 70-80 миллиметров. Именно их использовали на виноградниках, где выращивали плоды для сортового вина. По словам Евтушенко, такая технология достаточно распространена в Италии и Франции, что неоднократно подтверждали иностранные виноделы, которые приезжали в музей.
В «Ремесленном дворе» воссоздали и кузницу XVIII-XIX веков. Самый старый ее экспонат – наковальня XVI века. Там все инструменты работают, поэтому в перспективе рассматривают возможность проведения мастер-классов.
Вблизи кузницы идет реконструкция помещения, где вскоре откроют чайхону и будут угощать гостей оригинальными полесскими чаями.
Минуя забор с названиями улиц, которые несколько лет назад декоммунизировали, направляемся к гордости музейной коллекции.
«Перед вами двигатель внутреннего сгорания, построенный в 1910 году в Чехии. Без преувеличения, это гордость нашей коллекции и до сих пор действующий экспонат. Он использовался как универсальный силовой агрегат. Двигатель транспортировали с помощью лошадей, а работал он на бензине, керосине, дизеле, спирте и даже самогоне», - рассказывает директор музея.
КАК НЕ НАДО ДЕЛАТЬ ГИТАРЫ
После прогулки по двору заходим в высоченное помещение, где сейчас обустраивают музей истории ремесел Житомира и области. Там собрали много экспонатов, которые изготавливались на Житомирщине. Некоторые считались статусными и дорогими вещами, за которыми нужно было выстоять в длинной очереди, как, например, сервиз «Бутон» бывшего Барановского фарфорового завода. Но есть в коллекции и довольно странные вещи.
«У нас экспонируется уникальная гитара с алюминиевым корпусом, которая выпускалась Житомирской музыкальной фабрикой с 1972 по 1976 год. Она абсолютно не популярна, потому что не звучала. Тогда такие музыкальные инструменты изготавливали, ведь был дефицит гитар, а все хотели стать музыкантами. В США есть музей «Как не надо делать гитары» и наша житомирская там тоже представлена», - рассказал Федор Владимирович.
Посреди выставочного зала стоит самый большой в музее студийный фотоаппарат. Он до сих пор работает, надо только вставить пленку, и можно хоть сейчас делать фотографии. Такой трофей попал в «Ремесленный двор» с Барановского фарфорового завода.
Поражает первый портативный телевизор, который работал от автомобильного аккумулятора. Его совсем маленький экран не сравнить с современными плазмами.
На полках музейной комнаты даже можно почувствовать резкий аромат духов начала ХХ века, увидеть какими большими и неудобными были первые фены для волос и оценить аксессуары бывших модниц.
ТОПОР, КОТОРЫЙ ДОРОЖЕ КОРОВЫ
Дальше лестница ведет на второй этаж, где в комнате с часами останавливается время, чтобы перенести гостей музея в прошлое, потому что за следующей дверью легко попасть далеко в историю.
Федор Евтушенко говорит, что здание позволяет оборудовать под музей третий этаж, ведь экспонатам уже становится тесно на полках и стендах, поэтому их периодически меняют, убирая одни и выставляя другие.
«Когда такое удастся реализовать, пока неизвестно. Возможно, это будет грант, а, может, найдется меценат. Хотя в меценатов трудно верится, потому что нынешние Терещенко и Симиренко еще не родились. Вот, например, Терещенко отдавали 80% своих доходов на благотворительность, а 20% оставляли себе», - говорит коллекционер.
Знакомство с последующим залом открывает стеклорез в раме, с которого и началась история «Ремесленного двора». Он изготовлен в XIX веке в Москве на фирме «Шефтель». Сам инструмент алмазный, с ручкой из слоновой кости и посеребренными элементами. Стеклорез до сих пор в хорошем состоянии и может использоваться для работы.
Внимание привлекает странный экспонат, внешне немного похожий на сковороду. Федор Евтушенко объяснил, что редкий экспонат приехал из Ужгорода и использовался для обжаривания кофе. Зерна засыпались в сетчатый цилиндр, который закрывался сверху крышкой, а затем прибор ставили на огонь, прокручивая ручку. Таким образом кофейные зерна равномерно обжаривались.
Среди коллекции измерительных инструментов есть карманный микроскоп главного технолога сахарного производства Терещенко, который позволял детально рассмотреть размер и структуру каждой сахаринки.
Музейная коллекция топоров не оставит равнодушными даже тех, кто ни разу не держал в руках такой инструмент.
Самые старые экспонаты «Ремесленного двора» – это кремниевые топоры, которым больше 9 тысяч лет, а есть еще каменные, которые датируются III тыс. до н.е. и найдены на Житомирщине металлические II тыс. до н.е.
В музее есть бортный топор времен Киевской Руси, который использовали для изготовления бортей (улья для диких пчел – авт.). Здесь увидите и топор, которую использовали, чтобы колоть гонт, которым до сих пор покрывают крыши церквей и домов.
Глаза разбегаются от топоров, адаптированных для правши и левши, боевых топоров запорожских козаков, гуцульских барток, а еще в экспозиции представлены корабельный топор из Германии, закарпатский из соляной шахты, шведский боевой топор начала XIX века, немецкий саперный времен Второй мировой войны.
Несколько веков назад топор был недешевым удовольствием, и позволить его себе мог не каждый хозяин или мастер. Федор Евтушенко объясняет: «Есть информация, что в начале XIX века корова стоила от 3 до 6 рублей, а топор – от 6 до 12. Это было средство для зарабатывания денег, что и сказывалось на его цене».
Среди всего многообразия ремесленного инструмента во время экскурсии знакомят с паяльными лампами, стеклорезами, разными сверлами, парикмахерским принадлежностями и инструментами для пошива обуви.
Обзор коллекции завершают самые маленькие экспонаты: маленький рубанок для заточки карандашей, миниатюрный молоток часового мастера и топор XVIII века, который был детской игрушкой и одновременно учил работать.
КУКЛЫ, ЗВЕРЮШКИ И ДЕТСКИЕ ВЕЛОСИПЕДЫ
За дверью между витринами с инструментами ждет приятная неожиданность – музей «Мир детства», где собрана огромная коллекция игрушек.
Выделить в «Ремесленном дворе» несколько комнат под игрушки Федора Евтушенко вдохновил маленький топорик, на который он как-то наткнулся. Когда принялись его исследовать, то оказалось, что это детская игрушка, которая датируется XVIII веком.
«Все наши игрушки прошли через детские руки и многие из них развлекали не одно поколение. Поэтому здесь такая особая энергетика. Кроме того, мебель в комнате изготовлена из натуральных материалов», - отметил директор музея.
Всех этих резиновых зверюшек, которые пищали одинаковыми голосами, гномов, танцующих медведей, пластмассовых кукол, солдатиков, велосипеды еще хорошо помнят те, чье детство проходило на рубеже 1980-1990-х годов. Среди игрушек становится как-то по-особенному ностальгически, потому что они возвращают в беззаботное детство, когда соседей развлекало громкое маленькое пианино, а грациозных кукол Барби еще не было на витринах магазинов.
Федор Владимирович показывает под стеклом шелковую куклу Петрушки со второй половины XIX века. Ее надевали на пальцы руки и забавляли детей в семье барона фон Штейна.
Для кукол сейчас реконструируют зал, куда их вскоре переселят. Среди всех этих красавиц внимание привлекает чернокожая игрушечная девочка. По словам коллекционера, таких изготавливали на фабрике в Киеве и экспортировали в Африку.
Из детского музея вновь по лестнице спускаемся вниз, минуя уголок Второй мировой войны. Оба деда Федора Евтушенко воевали тогда, поэтому в знак уважения и признательности он собрал военные трофеи. Коллекционер поделился, что в планах – создать музей Второй мировой войны Житомира и области. В уголке экспонируются двое часов: советские, на которых остановлено время начала войны, а вторые - немецкие, где стрелки показывают время, когда вступил в силу пакт о капитуляции Германии.
Рядом в отдельном зале есть магазинчик с антикварными вещами и сувенирами. Уже сейчас туда приходят люди в поисках оригинальных подарков и интересных дизайнерских вещичек для интерьера. Там много фарфоровых, керамических и стеклянных изделий.
Экспозицию завершает Музей чешских ремесел и технологий. Именно на Крошне в Житомире, где сейчас работает «Ремесленный двор», во второй половине XIX века начали массово селиться чехи.
«Чехи занимались хмелеводством и привезли его на Волынь, а еще каменной кладкой, столярным делом и практически всеми привычными для нас ремеслами. Ничего нового они не принесли, но технологии подняли на новый уровень. В Житомире чехи построили два пивоваренных завода. Первый датируется 1879 годом и до сих пор сохранился в хорошем состоянии», - подчеркнул Евтушенко.
Зал музея разделен на две части. Одна - для временных выставок, а другая посвящена чешским ремеслам и технологиям. В последней хранятся интересные документы, принадлежности, а еще истории о выдающихся житомирянах чешского происхождения.
Всех гостей «Ремесленного двора» провожает надпись над воротами «Ваше життя творить історію». После времени, проведенного в музее, он будто призывает не просто обустраивать домашний быт и комфорт, а вообще жить так, чтобы на страницах учебников по истории не рассказывалось о войнах, трагедиях и катастрофах.
Ирина Чирица, Житомир
Фото автора и из сети интернет