Каким будет мемориальный комплекс Героев Небесной Сотни, что делать с его окружением и что останется неизменным
С одной стороны, он уже существует. Музей Революции Достоинства - с научной концепцией, двумя тысячами уникальных экспонатов, просветительской деятельностью.
У них в активе – уже около двухсот мультимедийных странствующих уличных иностранных проектов и более полутысячи экскурсий. За плечами работников музея – конкурс проектов и уже заключены договоры на строительство мемориала.
С другой стороны: когда уже начнется само строительство?
Когда мы увидим то, что нам обещали руководители музея? Аллею, на которой сто семь лип будут цвести белым, арку со ста семью плитками, на каждой из которых – имена героев Небесной Сотни. Сад, который с весны до осени будет засажен разными цветами белого цвета и который создаст место отдыха между будущим Музеем Революции Достоинства и Международным центром культуры и искусств (Октябрьским дворцом).
На все эти и сопутствующие вопросы ответили на встречи для журналистов работники музея.
КАКИМ БУДЕТ МЕМОРИАЛ?
Музей Революции Достоинства – это только один объект мемориала. Но то, что задумали авторы, вряд ли можно считать мемориалом в советском смысле этого слова.
«Я лично видела мемориалы в Берлине и Вашингтоне. Мне очень хотелось выйти из постсоветского восприятия таких событий, – рассказывает архитектор Ирина Волынец, – перейти от видения мемориала как чего-то скорбного и монументального. Мы привыкли иметь лишь скульптуру, смотреть на нее снизу, обожать то, что мемориализируем. И для нас было важно отойти от давно устоявшейся формы чествования сложных событий. Для нас как для авторов было важно держать в памяти имена героев Небесной Сотни. Мы создаем стелу (своеобразную арку) памяти, место взаимодействия, где вы можете прикоснуться к именам героев Небесной Сотни. Но мемориальная стела не гигантская, она соотносима с масштабом человека, не создает эффект поклонения. И это важно было - создать пространство будущего. Была жертва. Были люди, которые хотели создать страну лучшей. Для нас было важно, чтобы дети воспринимали это как что-то положительное».
«Наша основная цель – не создать холодный молчаливый памятник, а иметь мемориальное пространство, которое должно быть живым. Джеймс Янг, один из членов жюри конкурса на проект «9/11», сказал слова, которые я считаю для себя путеводной звездой, – делится мыслями директор музея Революции Достоинства Игорь Пошивайло. – Мы не можем парализовать это место памяти, мы должны знать, как жили те, кто погиб, а не только то, как они умерли. Мы не можем создать монумент смерти и разрушения, потому что в таком случае мы создаем монумент победы террористов. Многие люди хотели оставить здесь пустоту, которая осталась в наших сердцах после трагедии. Мне симпатизирует подход помнить потерю через оставление потери, но это будет поражение перед террористами. В свою очередь мы создадим такое место, которое не только заинтересует грядущие поколения для посещений, но и создаст возможность для будущих поколений оживлять его. Проект Марии Процик и Ирины Волынец – созвучный желанию Небесной Сотни. Нам не нужно кладбище в центре Киева. Нам нужно пространство, куда будут приходить дети и внуки. Место, которое продлит жизнь тех, кто погиб».
ПОЧЕМУ ВОЗНИК ИНЦИДЕНТ МЕЖДУ ГЕНПРОКУРАТУРОЙ И МУЗЕЕМ?
График предусматривал, что работы по сооружению Мемориала начнутся 1 января и завершатся 23 августа. Однако работы не начались, поскольку еще не завершены следственные эксперименты Генпрокуратуры. Это в какой-то момент даже стало темой «инцидента». Генпрокуратура наложила арест на участок, потому что не успела провести следственные действия. А руководители музея и генподрядчики вышли на переговоры и создали комиссию и начали помогать в проведении следственных действий.
«Мы идем навстречу Генпрокуратуре: нужно демонтировать какую-то секцию забора — демонтируем, нужно перенести бытовой городок — переносим. Нужно сделать макеты баррикады или машины, – делаем, – говорит заместитель генерального директора по строительству Оксана Моргун. – Мы очень заинтересованы начать работы. Восемь человек помогают Генпрокуратуре.
Однако последним письмом Генпрокуратура сообщила, что 20 марта завершаются следственные действия. Очень ждем этой даты, потому что есть нюанс: проектом предусмотрена высадка 100 деревьев. Если мы не высадим их весной, значит тогда – аж ноябрь-декабрь».
К слову, липы будут закупать в Нидерландах. Мелколистная липа, которую еще называют сердцелистой, будет расти не выше 10-14 метров и иметь диаметр кроны шесть метров. При этом сами деревья будут возрастом 25 лет и высотой в 8 метров.
«В том, чтобы строительство было завершено, заинтересованы все. И члены семей Небесной Сотни в первую очередь. Потому что родители умирают, а они должны успеть увидеть результаты расследований. Мы сотрудничаем с Генпрокуратурой и видим, что они проводят следственные действия каждый день. На начало марта уже было проведено 15-17 следственных экспериментов», – сказала член Общественной организации «Семья Героев Небесной Сотни» Наталья Бойкив.
«Мы тоже ждем завершения расследований. Потому что это станет частью экспозиции. В будущем посетители у нас будут спрашивать не только о свободе, ценностях, но и о том, кто виноват, чем все закончилось», – говорит Игорь Пошивайло.
ЧТО ДЕЛАТЬ С ОКРУЖЕНИЕМ МЕМОРИАЛА: МУЗЕЕМ МЕДУЗ И ПИЦЦЕРИЕЙ (ТЕРРАСА НАПРОТИВ СТЕЛЛЫ)?
Часто возникает вопрос – что будет с окружением Мемориала: там расположены пиццерия и музей медуз.
«Мы ищем возможности выкупить и передать объект именно нам, – говорит Игорь Пошивайло. – Но пока что просим владельца пиццерии просто во время торжеств придерживаться определенных правил. Трансформация части Киева и мемориализация не предусматривает таких объектов, но право частной собственности – незыблемое».
ЧТО В МЕМОРИАЛЕ БУДЕТ НЕИЗМЕННЫМ?
Часто возникают вопрос – сохранятся ли аутентичные объекты? Будет ли выложена та самая брусчатка, останутся ли те самые сити-лайты и стволы?
По инициативе музея была создана учетная документация, на основе которой составлен реестр Памятников истории местного значения.
Туда вошли такие экспонаты: сити-лайты, пять столбов освещения, простреленная ступенька, некоторые деревья, клумбы возле банка «Аркада», фасады, места гибели.
«Одно из пожеланий семьи Героев Небесной Сотни – маркировать места гибели и места расположения баррикад. Это помаркировали, – рассказала Ирина Волынец. – В мемориале остаются часовня и крест. Так же остается часть существующих деревьев. Для некоторых будет проведена санитарно-техническая обрезка и демонтаж тех, что в плохом состоянии. О брусчатке. Брусчатка будет демонтирована, очищена и положена на то же место. Профиль улицы выглядит сейчас таким образом: дорога – тротуар – дорога. В будущем это будет пешеходная зона. Мемориал предусматривает два уровня. Один уровень: от Крещатика до начала пешеходной аллеи (именно там будет выложена «историческая» брусчатка) и зона верхнего выхода со станции метро «Крещатик».
БУДЕТ ЛИ ВХОД БЕСПЛАТНЫМ?
О том, как будет финансироваться музей, команда думает уже сейчас.
«Согласно социологическим исследованиям, большинство людей считает, что вход в Мемориал должен быть бесплатный. И это тоже своеобразный вызов – как обеспечить его жизнеспособность, – рассказывает Игорь Пошивайло. – Мы сейчас думаем о том, каким будет музей, чтобы посетитель «голосовал» и поддерживал его ногами. А затем уже сможем искать друзей музея и развивать формы корпоративной поддержки».
Лана Самохвалова, Киев