Укринформ узнавал, какие наказания ввели за школьный буллинг и как оценивают эффективность законодательных нововведений педагоги
Вероятно, каждый из нас имел отношение к буллингу (травле). Или как жертва, или как агрессор, или как равнодушный наблюдатель. То есть буллинг – явление не новое. Впрочем, в эпоху стремительного развития информационных технологий оно приобрело дополнительные черты – комментарии в соцсетях, сообщения в мессенджерах и т. п – и стало жестче. В частности, и в нашей стране. По последним данным ЮНИСЕФ, 67% детей в Украине сталкивались со случаями буллинга. Их травили в основном за то, что выглядят, говорят, думают не так, как большинство. И почти половина из них никому об этом не рассказывали, потому что знали, что обидчики выйдут сухими из воды, а их, наоборот, в лучшем случае заклеймят “ябедами”, а в худшем – хорошенько поколотят за “длинный язык”, и буллинг снова повторится...
Пока рано прогнозировать, сможет ли принятый Верховной Радой закон №8584 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о противодействи буллингу” вывести эту проблему из тупика. Однако дети и подростки теперь будут знать, что это не “шутки”, что травля одноклассников может обернуться против них – их родителей, которые будут отвечать за это рублем или общественными работами.
О главном в законе о противодействии буллингу в школах и о том, станет ли он эффективным в борьбе с упомянутым явлением, узнавал Укринформ.
Травили впервые – 850-1700 грн штрафа, за повторное издевательство – 1700-3400 грн
Кодекс Украины об административных правонарушениях дополнен статьей 173-4, которой предусмотрено, что буллинг (травля) – это моральное, физическое насилие, агрессия в любой форме, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, с целью вызвать страх, тревогу и подчинить человека своим интересам.
За издевательство предусмотрена ответственность, а именно: наложение штрафа от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан (850-1700 грн) или общественные работы на срок от двадцати до сорока часов.
Если же к буллингу будет причастна группа лиц или же он повторится в течение года, то штраф составит от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан (1700-3400 грн), а общественные работы – от сорока до шестидесяти часов. При этом если травлю совершат малолетние или несовершеннолетние лица в возрасте до 16 – штраф уплачивают родители или лица, их заменяющие.
Важно, что замалчивание буллинга со стороны администрации учреждений образования также будет караться. К примеру, если они не известят о буллинге полицию, то должны будут заплатить такой же штраф, как и виновник буллинга (850-1700 грн) или отбыть исправительные работы сроком до одного месяца с отчислением 20% заработка.
Также в документе говорится, что учебные заведения обязаны выкладывать в открытый доступ правила поведения и инструкции по противодействию издевательствам и подаче жалоб на случаи буллинга. При этом образовательный омбудсмен будет иметь право получать и проверять информацию, статистику по заявлениям о случаях буллинга и соответствующую реакцию со стороны учебных заведений.
А как оценивают эффективность законодательных нововведений педагоги?
Оксана К.: Вспоминаю прошлогодний случай с пятиклассницей Маричкой, вежливой, спокойной девочкой, у которой всегда хорошие отметки в дневнике. Как-то группа одноклассников надумали сбежать с уроков, но Маша отказалась, не пошла с ними. С того момента над ребенком в классе стали издеваться – насмехались, пакостили при каждой возможности... И вне школы не давали покоя. Телефон раскалялся от сообщений с угрозами, например, писали, что закопают в землю. Но учителя об этом не знали, а дети – не рассказывали, – говорит учитель-психолог. – Только позже мама девочки тихонько, без ее ведома, наведалась к классному руководителю и все рассказала. Сразу же провели беседу со всем классом, не называя ни имен обидчиков, ни имени жертвы. А потом пригласили еще полисмена, который также провел воспитательную работу с детьми, провели родительское собрание. Сейчас вроде все спокойно. Тем не менее, думаю, что административная ответственность за травлю – это правильно! Одними воспитательными методами этому не поможешь. Думаю, когда родители будут платить штрафы или выполнять общественные работы – ребенок задумается над своим поведением. Впрочем, все будет зависеть от того, как будет выполняться этот закон”.
Анна К., учительница украинского языка одной из киевских школ говорит, что прогресс в предотвращении буллинга по новому закону будет в том случае, если это будет происходить прозрачно и не замалчиваться на местах. “Если администрация школы обнародует какие-то комментарии к закону, родительский комитет должен быть информирован об этом. До этого должна быть проведена централизованная работа областных и районных департаментов образования. Ведь мы знаем крупные городские школы, где буллинг приобретает огласку. Но нам неизвестно, что происходит в отдаленных сельских школах и как буллинг проявляется там, – говорит она. – Думаю, министерство должно дать комментарий или объяснительную записку – как правильно донести эту информацию родителям, и как потом родители должны это объяснить детям. Бывают и такие дети, на которые никто не может повлиять. И если им объяснять, что за их поведение они не получат новый планшет или телефон, потому что семья должна платить штраф, то, думаю, ребенок задумается”.
Закон о противодействии буллингу - это не панацея, но победа
Заместитель директора Украинского института исследования экстремизма Богдан Петренко в комментарии Укринформу отметил, что само по себе привлечение к ответственности будет сложным процессом, и вряд ли стоит ожидать коренных изменений для тех, кто ожидает наказаний для буллеров. Есть несколько видов травли, за которые привлечь к ответственности практически невозможно – например, бойкот или целенаправленная задержка ответа на сообщения, игнорирование сообщений в общих чатах. Зато сам факт принятия закона – уже успех, поскольку он в очередной раз заявляет о проблеме травли, а потому все в большей степени требует задуматься и применять другие действия для ее профилактики.
Б. Петренко: “Во-первых, само понятие буллинга с универсального сузилось до травли среди участников учебного процесса. Я не исключаю, что это вызвано доминированием в Министерстве юстиции мнения о том, что после школы буллинг становится моббингом (это когда толпа нападает на одного человека, взрослого). Проблема не в дискуссии вокруг понятия. А в том, что буллинг вне учебного заведения фактически выпадает из сферы действия закона. Поэтому есть угроза того, что безнаказанными останутся травля детей за пределами школьного двора. И вне закона останется буллинг во взрослых коллективах.
Во-вторых, сегодня наибольшее внимание уделяется именно наказанию, которое вводит этот закон. Сложно говорить насколько эффективно будет доказана вина ребенка во время таких форм психологической травли как бойкот, демонстрация негатива языком тела (косые взгляды, намеренное отворачивание от жертвы), распространения сплетен или целенаправленное затягивание ответа на вопрос. Также сложно доказать, что вред психическому здоровью был нанесен именно насилием со стороны обидчика. Но если рассматривать цель Закона не как наказание виновных, а как профилактику, то, скорее всего, сам факт его наличия может остановить тех, кто рассматривает травлю как шутку. А таких около 20% среди буллеров.
В-третьих, устанавливается обязанность для детей и учителей сообщать директору школы о фактах травли. Для того, чтобы эти нормы начали работать, нам необходимо преодолеть целый комплекс, который сегодня заложен в психологию украинца – «не заложи ближнего». Сообщение о правонарушении у многих украинцев воспринимается как «ябедничество», «донос». И эту полукриминальную норму «кодекса чести» необходимо преодолевать.
В-четвертых, закон налагает много обязанностей на учебные заведения (руководство и учителей), и практически не фиксирует новых обязательств родителей (разве что штрафы для родителей обидчиков). А это формирует представление, что больше ответственности лежит на школе, а не на родителях.
В-пятых, закон – это не только введение наказаний и обязанностей. А – схема противодействия травле в школе. Правда, элементов этой схемы он не дает, но говорит, что потенциально она должна быть в открытом доступе в каждой школе. Плюс должно устанавливаться лицо, ответственное за противодействие буллингу, чтобы дети понимали к кому можно обратиться. Конечно, все будет зависеть от того, какие рекомендации даст школам Минобразования и насколько они будут действенными. Закон сырой и нуждается в значительной доработке. Но главное, что он принят. И теперь уже, исходя из практики его реализации, можно будет его корректировать”.
Мирослав Лискович, Юлия Горбань. Киев