В Киеве состоялась интронизация нового предстоятеля Православной Церкви Украины блаженнейшего Епифания
Мы долго к этому шли. Кто-то 15 лет, кто-то 20, кто-то долгие десятилетия, а кто-то мечтал об этом на чужбине и писал-писал книги об истории многострадальной украинской церкви. Я прочла в одной из церковно-исторических книг, изданной в Канаде, такое посвящение: «Умираю не дождавшись церковного единства, но с верой в него и в надежде, что кто-то из моих потомков прочтет мой труд и вспомнит обо мне с благодарностью».
В эти дни мы вспоминали с благодарностью всех, но и сама интронизация - это счастье пополам с хлопотами. Нет, Украина не ждала, что на интронизацию приедет весь сонм предстоятелей поместных церквей. Мы были бы рады, но, понимая беснования Москвы, не настаивали, нам достаточно было знать, что ни одна из церквей не ушла в схизму и сохранила свое единство с Матерью-Церковью. Мы искренне ждали греческих монахов. И они приехали, игумены двух монастырей (один из них, славящийся связями с РФ) и три монаха.
Но как стало известно, накануне один из них, Ефрем, через два часа после прилета оказался на больничной койке, в частной клинике в Козине Обуховского района под частной охраной, рядом с которой стояли батюшки Московского патриархата. Мы не исключаем, что отцу Ефрему стало плохо и что они предпочли свои «контакты» для того, чтоб лечь в больницу и спишем злопыхания Москвы на зависть.
В любом случае, пусть выздоравливает и при случае обдумает, заслуживают ли московские пожертвования такой свободы, свободы принимать или не принимать приглашения на интронизацию. Мы не в обиде. Ведь к нам приехала целая греческая делегация (от Вселенского патриарха), чтобы разделить с нами радость. И в святой Софии я увидела, как греки умеют радоваться.
Они стояли рядом со мной, радостно фотографировали фрески и тут же по месенджеру отправляли кому-то из родных. Другие вели трансляцию. Третьи (мама дорогая) фотографировались рядом с нашим Томосом. Для них это оказывается тоже раритет, не всем странам удалось его получить, хотя некоторые церкви 140 лет ждали, патриархов в застенках томили, а полноценный Томос так и не выдавили.
- Достоин! (Греческое слово «Аксиос»)
Когда под сводами великолепной Софии трижды прозвучал возглас, символизирующий восшествие на престол нового предстоятеля Православной Церкви Украины (она же согласно регистрации в Минюсте Киевской митрополии Украинской Православной Церкви), мне показалось, что это было вспышкой света, что заиграла и вспыхнула каждая крупица смальты (микроединица мозаики собора — их там сотни тысяч), что заулыбались все: святые, отцы церкви и князья на древних фресках собора, княжеские семьи, которые как бы незримо присутствовали на хорах Святой Софии (именно тут интронизировали на светский трон князей, и там наверху (на хорах) было место для княжеских семей), что справа на втором этаже примостились гетьманы и митрополиты, а за ними - вся активная молодежь из начала 20 века, которая так отчаянно верила в автокефалию, там молилась и жертвовала ради нее жизнью.
Невольно подумалось, что и присутствующий тут Президент Порошенко с Мариной Порошенко, и члены правительства, спикер парламента Андрей Парубий, и нынешний политикум должны чувствовать свою глубокую преемственность со всеми ими. Они исполняли украинскую мечту даже не столетней давности.
Троекратное «Аксиос» и было кульминацией чина, когда предстоятеля трижды усаживают на трон, находящийся в алтаре.
Сегодня завершился круг торжеств, связанный с обретением Украиной автокефалии. Интронизация - это как духовное, молитвенное и литургическое завершение процесса, утверждение нового предстоятеля, вручение ему жезла. Это праздник, говоря на церковном языке — молитвенное единение, литургическая точка автокефального процесса. А, проводя светские и политические аналогии, что-то вроде иннаугурации. Но это было позже. Начиналось все так.
Утром возле Софии Киевской было немноголюдно. Руководство церкви решило не звать паству на площадь Софии, ограничившись трансляциями по телевизору. Места в соборе святой Софии много, но зона просматриваемости (там, где можно увидеть всю службу) там действительно небольшая. Верхние же этажи (хоры) были недоступны для зрителей из соображений безопасности.
Поэтому все званые - это президент, правительство, лидеры политических сил (спикер, парламентарии, включая Юлию Тимошенко), митрополиты, духовенство, послы, члены делегаций Константинополя. Оказавшись среди счастливчиков, которым удалось попасть на событие, прохожу на Софиевскую площадь вместе с послами и представителями Римо-Католической церкви (при мне рамку прошли два ее епископа). И первое, что бросается в глаза — богослужение на могиле первого патрираха УПЦ КП Владимира Романюка, крестного отца Вячеслава Чорновола, которая находится рядом со входом в Софию. Духовного и церковного авторитета нации. Один из отцов УПЦ КП был особенным пастырем, а его смерть и невозможность похоронить его во дворе святой Софии (этого в свое время не дали инспирированные Москвой силы) было очень тяжелой травмой для всех людей, мечтающих об автокефалии. Скажу больше, я знаю известных людей, которые просто закрывали глаза, проходя в Софию мимо его могилы.
- Почему вы так делаете? - спросила я одного из них.
- Когда я прохожу мимо его могилы, у меня и чувство вины перед ним, и страх, что она останется символом нашей автокефалии, - признался мне как-то один из них (на долгое время, поселив, во мне такой же страх).
А сегодня, за полчаса до интронизации, я увидела возле этой могилы нового предстоятеля, блаженнейшего Епифания, и духовенство. Свой молитвенный день они решили начать с короткой заупокойной службы на могиле одного из отцов автокефалии. Воистину день контрастов, я подошла, увидела на могиле красные розы. Казалось бы, стоило взгрустнуть, но, помолившись с ними, захожу во двор святой Софии в каком-то счастливом предчувствии.
Вижу в красивом вышитом облачении митрополита Украинской Православной Церкви Канады (Вселенского патриархата) владыку Юрия. Великий друг Украинской церкви, он много лет содействовал малейшим процессам ее объединения, жертвовал деньги на литературу и издание богослужебных украиноязычных книг и снова прилетел на интронизацию.
- Как я рада, что вы с нами, владыка, - говорю епископу, - снова прилетели, несмотря на тяжесть дороги.
- Я молился о сегодняшнем дне 28 лет, - улыбнулся он, - я мечтал, что епископы диаспоры будут тут служить вместе с новым предстоятелем признанной церкви. Как же я мог не прилететь?
Потом подхожу к Виктору Еленскому, народному депутату Украины, редактору одного из первых профессиональных религиозных журналов, стороннику автокефалии. Мы поздравляем друг друга.
- Гостей из поместных церквей немного, но мы ведь и не спешим. Они нас еще полюбят, правда? - спрашиваю его.
- Да. Процесс пойдет. Блаженнеший Епифаний будет по очереди служить с разными митрополитами из разных поместных церквей в разных местах, это и будет признание с их стороны, - размышляет Виктор Еленский.
Наконец, начинается служба. Эта Литургия была как все. Многократные прошения о Богохранимой стране, о том, чтоб наши воины не получили никакой смертносной раны, чтоб был хороший урожай, не было бед и печалей. Чтение посланий апостолов и Евангелия. Но это была необычная служба, во время которой звучали древние украинские и греческие напевы. Все присутствующие будто слетали на небеса. Это служба совмещала чин интронизации, в которую входило усаживание митрополита на престол, вручение ему мантии и после чтения молитвы вручение жезла.
Интронизация немного отличается в Греции и России, но содержит общие вышеназванные элементы: троекратное Аксиос, вручение знаков митрополичьего достоинства.
В Украине в новейшее время было три интронизации: патриарха Филарета, митрополита Онуфрия, блаженнейшего Святослава Шевчука (предстоятеля УГКЦ). С первой практически не осталось свидетельств. Со второй (интронизации Онуфрия) осталось ощущение тревоги и предчувствие грядущего кризиса УПЦ МП. С той интронизации запомнилось такое. Митрополиту Галльскому Эммануилу Вселенского патриархата в 2014-м году не нашлось места для сослужения, точнее, ему было указано на место после архиерея Московского Патриархата митрополита Илариона (Алфеева) и митрополита УПЦ Агафангела (Саввина), что сделало невозможным сослужение для представителя Вселенского Патриархата. Митрополит Еммануил не стал третьим после “канонического разведчика” МП Алфеева и яркого представителя кремлевского лобби Агафангела. В соответствии с общеправославными каноническими традиция, первое место среди иерархии Православных Церквей принадлежит Константинопольскому Престолу, что предполагает, в том числе, первенство в сослужении с представителями других поместных Церквей. В результате глава делегации Вселенского Патриархата снял облачение и не сослужил.
Но вот прошло четыре года, и митрополит Еммануил стал одним из кураторов создания Единой Поместной церкви в Украине от Вселенского патриарха и справился с этой задачей прекрасно. Каждая из его публичных проповедей и выступлений были чудесными и глубокими и говорили о том, что Вселенский престол очень следит за ситуацией в Украине.
Его выступление и на интронизации было глубоким. Послушать греческие церковные обращения стало за период автокефалии особым откровением:
- Больше в этом священном поучении я не мудрствую, ни прибавляя и не удаляя к священным догматам ни йоты, ни черты, но придерживаюсь всей православной веры в неизменности. Поцелованный во Христе брат кир Епифаний, вы интронизируетесь как первый предстоятель православной церкви в Украине, сегодня радуются души тех отцов, которые отдали жизнь за исповедание и осуществление внутренней административной независимости. Сегодня единство народа стает реальностью и благословением при благодеянии отцов святой веры и Матери - Церкви. Но чтоб догматическая истина дала плоды, недостаточно следования букве закона, церковь и ее деяния ведут нас к истине, к вечной жизни.
Дальше было несколько строк о том, что такое древние церкви, и что новые автокефальные церкви получили автокефалию в лоне Церкви-матери, которая стремилась не угнетать народы, а позволяла решать свои духовные вопросы во внутренней самодостаточности, не рассматривая это как неблагодарность. Владыка Эммануил напомнил о привилегии Матери-Церкви быть апеляционной инстанцией и о том, что именно от этой мученической церкви мы получили крещение и повторное крещение в виде решения острой церковной проблемы. Отношения Матери и дочери Церкви Украины будут сильным опытом правильно избранного церковного пути. Тем более, что и клир, и миряне способны управлять церковью. После этих слов Эммануил вручил предстоятелю посох.
Митрополит Львовский Димитрий Рудюк прочитал поздравление блаженнейшему Епифанию. Запомнилось из выступления: «В Святой Софии интронизировалось множество митрополитов, которые несли послушание вселенскому престолу. Но ваша интронизация особенная. Это интронизация признанного предстоятеля Украинской автокефальной церкви. А миллионы православных украинцев хотят видеть в вас пастыря с верой до самопожертвования, чтоб ничто земное вами не руководило, чтоб и глаза и слух ваши как первосвятителя были бы открыты к откровениям Божьим, чтоб вы наставляли и епископов, и украинской народ и были добрым пастырем, чтоб не угасала в вас любовь». Владыка Димитрий передал предстоятелю пурпурную мантию. Такую имеет право носить только он.
Последним выступил президент Порошенко. Несколько завершающих слов, поздравление блаженнейшего Епифания с Днем рождения (интронизация прошла как раз в день рождения нового предстоятеля), поблагодарил всех: и бывших и нынешних отцов автокефалии, своих соработников по парламенту и государственным ведомствам, которые приложили руку к процессу.
К новому предстоятелю подходил украинский политикум поздравить. Потом все прикладывались к иконам, рассматривали Томос (какой же он красивый).
И вся София при этом пела многолетье. И это было поздравление не только в адрес нового митрополита. Многая и благая лет желали новой Украинской церкви. И древней и юной.
Лана Самохвалова, Киев