А теперь надо взять паузу на сто дней перед тем, как оценивать действия нового предстоятеля
...Я не знаю, как бы мы с вами жили, если бы не забрали Томос. И какую бездну грусти мы перепрыгнули, избежав поражения. Но последний шаг сделан.
Украинская Церковь, находящаяся в пределах политически сформированного и полностью независимого государства Украины вместе со Священными Митрополиями, Архиепископиями, Епископиями, монастырями, приходами отныне провозглашается канонически автокефальной, независимой и самоуправляющейся. Это записано в Томосе, подписанном и врученном украинском предстоятелю Епифанию, документе, о котором так мечтали несколько поколений украинцев. На момент, когда публикуется материал, идет литургия в храме святого Георгия, потом будет освящение воды в проливе Босфор, торжественный прием у патриарха Варфоломея. А уже на Рождество в святой Софии состоится Рождественская литургия нового предстоятеля.
Последняя точка поставлена. Многоточие... Сейчас более трех десятков приходов уже единодушно заявили о переходе к Единой Поместной церкви. За последние четыре года таких было еще полсотни и еще полсотни находятся в стадии перехода.
Вспомним эти семь месяцев невероятно тяжелого и невероятно счастливого процесса. Эти даты до самого конца будут помнить все люди, которым дорога идея автокефалии.
17 апреля сообщения в соцсетях и новостных агентствах. Эти сообщения, как стрелы. Фактически начат процесс предоставления Томоса.
Президент и все иерархи двух непризнанных юрисдикций УПЦ КП и УАПЦ обратились ко Вселенскому патриархату с просьбой о предоставлении автокефалии, о чем глава государства сообщил руководителям парламентских фракций.
19 апреля парламент принимает постановление о поддержке обращения Президента Украины ко Вселенскому Патриарху Варфоломею.
20 апреля Заместитель главы президентской администрации Ростислав Павленко вылетел в Стамбул для передачи обращений Вселенскому Патриарху. Священный Синод принимает обращение к рассмотрению и выступает с коммюнике.
Далее - мучительные ожидания Украиной каждого Синода Вселенского патриархата, которые происходят ежемесячно, и во время которых Украина только знакомилась с основательным стилем Вселенской Церкви, с ее пошагово продуманной процедуре предоставления автокефалии, когда каждое свое решение по Украине она сопровождает большой научной работой.
Но Украина знакомится не только со стилем Матери-Церкви, но и познает стиль церкви-мачехи Московской патриархии, с ее фейками, дипломатическим сопротивлением, запугиванием, шантажом, познавая всю полноту ее антихристианского наступления на церковное единство в Украине.
Москва, которая четыре года разрушала единство внутри страны, превращая клир в комиссаров гибридной войны, начала массированное наступление на процесс автокефалии. Был применен весь инструментарий, объезд поместных церквей председателем церковного МИД РПЦ митрополитом Иларионом Алфеевым, который рисовал страшные сценарии последствий автокефалии, мобилизация своих “спящих” агентов и легальных парламентских игроков, таких, как Вадим Новинский.
Были попытки возмущения верующих внутри Украины. В частности, в каждую епархию Моспатриархии в Украине были спущены десятки тысяч бланков писем, сделанных по шаблону, в которых верующие должны были поставить подпись под просьбой к святейшему Варфоломею не предоставлять автокефалию. Централизованно эти письма распределялись по благочиниям (благочиние - это группа приходов, среднее административное звено), около полутора-двух тысяч на каждую.
Всякий раз очередное сообщение, угроза, предупреждение, заявление из РФ по украинскому вопросу вызвали сердцебиение у украинского общества: не отступит ли Всесвятейший Варфоломей от замысла, не испугается ли, не передумает? И каждые десять дней его Святейшество находил способ передать из патриархии из храма святого Георгия подтверждающий месседж: не волнуйтесь, процесс идет, Украинская церковь получит автокефалию.
После октябрьского синода, когда было отменено синодальное письмо 1686 года, Путин собрал Совет Нацбезопасности, чтобы обсудить ситуацию в Украине. Это напомнило мне известный исторический эпизод: когда Сталину говорили о невероятном авторитете Папы Римского, тот спросил, а сколько у него дивизий. «Сколько у св. Варфоломея дивизий?» - наверное, этот вопрос звучал на СНБО.
Во всей этой истории очень ощутимо присутствие Бога. И в том, что мы преодолели яростное сопротивление Москвы. И в том, что украинские церкви не рассорились на этапе договоренностей. В том, что почетный предстоятель Филарет отказался от статуса патриарха и уточнил свой титул, и епископат согласился на то, что Украине будет предоставлен статус митрополии, а не патриархии. Было настоящим чудом, что столь непростые, со множеством возможных ходов выборы предстоятеля прошли в один день. Что Собор утвердил устав, предложенный Вселенской патриархией. Украинские иерархи показали всему миру, что они способны смиряться и объединяться. Будет неправдой говорить, что все было легко. Так, у двух иерархов УПЦ МП, прибывших на собор, были попытки отобрать храмы, но проукраинские общины не дали этого сделать.
Сейчас будет много советов на тему, что нужно новой церкви. А я бы хотела сказать, что ей точно не нужно. В процессе созидания церкви будут обиженные, те, кто недополучил должностей, внимания, финансирования. Так бывает всегда. Такие обиды порой справедливы. Но порой эти справедливые обиды влекут за собой абсолютно несправедливые обвинения. Слушая очередного эксперта, который стал для вас экспертом в апреле из-за дефицита комментаторов, отличайте аналитику «церковных распрей» от аналитики глубинных церковных процессов. Источник сообщения (оскорбленный, видящий себя проигравшим) уже сам по себе -сообщение. Церкви не избежать борьбы между группами влияния, а порой попытки влиять на не будут идти снаружи. Образ церкви важен, пути формирования, но арьергардные бои обиженных не способствуют процессам ее создания.
Не беспокойтесь, нам пока нечего анализировать кроме слухов. Но по некоторым слухам я бы хотела дать парочку разъяснений, которые уже крутятся в СМИ. Вот вам моя аналитика вбрасываемых месседжей.
Новой церковью будет руководить почетный предстоятель Филарет.
Это неправда. Новой церковью будет руководить новый предстоятель митр. Епифаний. Будут ли влиять на решения церкви постоянные члены священного Синода, представители трех православных юрисдикций, которые будут оставаться там неизменно и не будут подвергаться ротации? Будут. Все три предстоятеля и представитель МП, и владыки Симеон и Макарий, и почетный предстоятель Филарет тоже. Они старше, кое-что они видят лучше. Их взгляд, в конце концов, будет пользоваться спросом у молодых руководителей церкви. Но это не означает, что митрополит Епифаний уступит свой голос и миссию.
Выборы мог выиграть другой кандидат.
Мог. Но не выиграл. Позвольте себе увидеть в этом не только закулисные игры, а Промысел. Кампания включала разный инструментарий, но митр. Епифаний не имел финансирования, в отличие от других, и был готов отказаться от должности. Но, в конце концов, он дважды постриженик патриарха Филарета. А рукоположение, хиротония это не просто возложение рук, это духовная связь. Филарет имел право на преемника. Есть историческая логика в этом результате выборов.
Грекам нравится другой кандидат.
А вы у греков спрашивали? Или вам обиженные рассказали? Фанар это много людей. Кто-то кому-то через третьи руки сказал. А мне греки сказали, что он им нравится. Новый митрополит коммуницирует с Его Всесвятейшеством, и Вселенская церковь займет свое место в сердцах нашей паствы. У митрополита Епифания начинается отдельная история отношений с Матерью Церковью, и вряд ли этому помешают те, кто видел на его месте себя.
Церковь не будет демократической, роль мирян будет сведена на нет...
Ну давайте не будем продуцировать конфликты и тревоги. УПЦ КП (то, что ею было) не была любимицей власти, она держалась на поддержке верующих и клира. Новый устав - плод сотрудничества Вселенской церкви и нового руководства Единой Поместной. Но не только Регламент, но и традиция определяет характер отношений в церкви. И только недоброжелатели могут однозначно утверждать, что здесь не было традиции демократии.
Церковь не будет проводить реформу...
Это — неправда. Каждый приход имеет и будет иметь определенную свободу, в том числе в обновлении молитвенной жизни, в том числе и возможности Причастия без исповеди, для случаев, когда верующий исповедуется часто, в том числе и в послаблении поста. Мне это гарантировали и уверяли, что такую свободу церковь имеет и сейчас. С календарной реформой надо немного подождать.
* * *
Я предлагаю взять паузу на сто дней перед тем, как оценивать действия нового предстоятеля. Дадим три месяца блаженнейшему митрополиту Епифанию и поговорим о первых итогах на Благовещение. Прекрасный праздник и хороший день! А пока что блаженнейший Епифаний не сделал ничего, за что нам было бы обидно, не так ли?
Лана Самохвалова, Киев