Уровень благосостояния украинских семей повышается. Но европейских соседей мы пока не догоняем и не перегоняем”...
44,5% своих доходов украинцы тратят на приобретение продуктов питания и безалкогольных напитков. Это – данные выборочного обследования условий жизни домохозяйств, результаты которого обнародовала Государственная служба статистики.
В частности, семья из двух человек в среднем тратит на еду чуть больше 3300 гривень в месяц.
Доля расходов на одежду и обувь составляет 6,3% (475 гривень), медицину – 4,2% (311), транспорт – 4,6% (343), отдых и культуру – 2,6% (192), образование – 1,3% (99), рестораны и гостиницы – 3,8% (286 гривень). На оплату коммунальных услуг украинцы еще недавно в среднем тратили 8% своих семейных доходов – свыше 600 гривень в месяц. Но речь идет о данных исследования, которое проводили на основании данных за третий квартал минувшего года, до начала отопительного периода и главное – до повышения цены на газ для населения. То есть, сейчас “коммуналка” обходится нам гораздо дороже: по оценкам экспертов – в 13-15% ежемесячного дохода. Точнее рассчитать эти затраты невозможно – ведь украинцы начинают активнее погашать коммунальные долги” предыдущих лет.
Не хлебом единым...
В целом же, как свидетельствуют данные Госстата, потребительские расходы украинских домохозяйств составляют 89,5% уровня доходов. То есть, среднестатистическому украинцу удается экономить - на покупку и капитальный ремонт жилья, помощь родственникам, покупку акций, сертификатов, валюты, вклады в банках - всего чуть более 10% заработанного.
При этом средний совокупный денежный доход домохозяйства в Украине в III квартале 2018 года составил 9,4 тысячи гривень в месяц, – информирует Государственная служба статистики. Структура совокупных доходов такова: оплата труда – 5569,17 грн (55%); пенсии – 1746,91 грн (17,2%), доходы от предпринимательской деятельности и самозанятости – 620,97 грн (6,1%).
Что касается продуктов, то наибольшую долю (23%) в структуре “продовольственных” расходов украинской семьи занимают мясо и мясопродукты. 15,8% затрат приходится на хлеб и хлебобулочные изделия, 12,8% – на молоко, сыр и яйца. Относительно невелики расходы украинцев на овощи (включая картофель), фрукты – вместе примерно 14% (меньше 500 гривень). Еще чуть более 3% наших доходов “забирают” “вредные привычки” – табак и алкоголь (260 гривень в месяц). Но не забывайте, что речь идет о “средней температуре по палате” – фактические расходы курильщиков и “любителей спиртного” намного больше.
Действительно ли украинцам стало жить “лучше и веселее”?
Директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский оценивает обнародованные Госстатом данные как весьма положительный сигнал. Ведь речь идет не просто о номинальном росте доходов, который “съедается” инфляционными процессами в государстве, а об увеличении реальных доходов граждан. Соответственно, доля средств, которые домохозяйства тратят на предметы и услуги первой необходимости, снижается. То есть, с одной стороны тенденция радует. Но при этом не нужно забывать про упомянутый уже принцип “средней температуры...”. Ведь повышение общего уровня благосостояния граждан (особенно, несущественное), к сожалению, не означает, что богаче стали все наши соотечественники. Поэтому, по мнению Несходовского, очень важно, чтобы подобные опросы проводились в каждой из социальных групп, распределенных по уровню доходов граждан.
“Такой анализ позволил бы точнее оценить ситуацию. Ведь, скажем, средний уровень зарплаты в Украине действительно растет – и довольно неплохими темпами. В то же время доходы людей существенно отличаются. И не только в региональном разрезе. Ведь львиная доля граждан страны, несмотря на постоянное повышение размера минимальных зарплат и пенсий, все еще получают меньше 5 тысяч гривен. Многие – даже до 2 тысяч. При таких условиях 3332 гривны, которые в среднем тратит на еду украинское домохозяйство, для некоторых семей могут оказаться пока недостижимой мечтой. Отличается и структура расходов семей со средним уровнем доходов и тех, кто зарабатывает больше. Не говоря уже о запросах наших миллионеров и миллиардеров”, – отмечает экономист. И добавляет, что любые инфляционные скачки заметно бьют именно по нуждающимся слоям населения, доля расходов которых на продукты и коммунальные услуги на самом деле, очевидно, превышает “средние” 44,5%. Тогда как для людей с ежемесячными доходами в 15 тысяч гривень и больше так сказать “незначительный инфляционный удар” почти незаметен. За исключением таких экстремальных ситуаций как недавнее резкое повышение стоимости “коммуналки”.
“Зато, проводя исследование по оценке положения представителей каждой из социальных групп, мы могли бы сделать более обоснованные выводы о том, стали ли украинцы жить лучше, или все осталось на прежнем уровне”, – говорит Илья Несходовский.
Согласен с этим и президент Гуманитарного центра Андрей Кривонос. Он напоминает, что подобные исследования проводят в большинстве стран. Иногда – в форме выборочных исследований, как у нас. Но есть и страны, где такие наблюдения более репрезентативны. Ведь участие в подобных опросах отдельных граждан является обязательным.
“Точнее, людям, представителям разных социальных групп и слоев, которых отбирают по специальной методике, доплачивают за ведение полного учета своих расходов и регулярное информирование об этом статистических органов. Такая система действует в США, Канаде и, кажется, в Аргентине. Соответственно, там имеют достаточный инструментарий для того, чтобы оценить как общую структуру расходов населения, так и особенности потребительских расходов различных категорий граждан”, – поясняет Кривонос.
По его оценкам, не лишне было бы применить такой опыт и в Украине. Проводя сквозной анализ затрат определенных категорий людей, мы получим более точную картину жизни домохозяйств. Эта информация нужна и органам статистки, и Национальному банку (для прогнозирования уровня наличных и безналичных платежей). Также она интересна представителям торгового бизнеса, чтобы те понимали, на что, в основном, направляют средства наши соотечественники. И для органов государственного управления – для понимания того, как домохозяйства реагируют на те или иные события, происходящие в стране и ее экономической жизни.
Эксперты напоминают, что структура потребления – один из важнейших показателей уровня жизни населения. Он, в частности, зависит от размера доли расходов на удовлетворение “потребностей высокого уровня” – приобретение необязательных услуг (в частности, туристических путешествий, развлечений) и недвижимости. В бедных странах выше доля затрат на продукты, и, как правило (есть и исключения) ниже затраты на оплату жилья. Жители богатых стран больше тратят на приобретение предметов роскоши и на отдых.
До “идеальных” показателей нам еще далеко. К примеру, среднестатистическая американская семья тратит на продукты лишь немногим более 8% своих доходов, канадская, австрийская, голландская, немецкая и австралийская – от 11 до 13%. Что касается наших соседей, то в Венгрии этот показатель составляет 22,7%, в Польше – 23,4%, в Словакии – 23,9%, в Румынии – 35,9%. При этом доля расходов на оплату коммунальных услуг в соседних странах довольно высокая – 20-23%.
“Проедаем” меньше, но и откладываем все еще мало
Главный вывод, который можно сделать из анализа данных Госкомстата: доля оплаты за продукты питания в структуре общих расходов украинцев постепенно снижается. К примеру, по данным за 2016 год, украинцы тратили на еду больше половины заработанного – 51,4%. Еще 38,9% шло на приобретение непродовольственных товаров и оплату услуг (без учета расходов на образование, отдых, развлечения, сбережения). Сейчас, даже после повышения коммунальных платежей, доля этой статьи в расходах из бюджета украинской семьи не превышает 30%.
Постепенно растут и объемы сбережений граждан. Как отмечается в отчете НБУ, в 2018-м объемы депозитов населения впервые за 5 лет достигли докризисного уровня. Объем депозитного портфеля банков в национальной валюте вырос на 10% – до 539,7 миллиардов гривень. Также наши соотечественники хранят в банках 8,6 миллиардов долларов.
Частично это можно объяснить ростом уровня доходов граждан. Частично – повышением степени доверия к банковской системе страны. Ведь еще несколько лет назад большинство наших соотечественников предпочитали держать деньги – пусть и без движения – “под матрасами”, чем рассчитывать на банковские проценты в условиях перманентного банкротства финучреждений.
Именно рост объемов ассигнований на туризм, отдых и, главным образом – на сбережения, – экономист Илья Несходовский называет самым выразительным свидетельством реального повышения уровня жизни людей.
“Если украинец начинает экономить больше, это означает, что он уже удовлетворил свои основные потребности (питание, оплата за жилье, покупка одежды и обуви) и имеет средства для того, чтобы тратить их или на развлечения, или для того, чтобы зарабатывать, размещая “лишние” ресурсы на депозитах, покупая ценные бумаги – акции или ОВГЗ”, – отмечает эксперт.
Владислав Обух. Киев