Иран прекратил выполнение ядерного соглашения и грозит перекрыть поставки нефти через Ормузский пролив. США направили в регион авианосную группу
Два ракетных эсминца военно-морских сил США вчера преодолели Ормузский пролив и вошли в Персидский залив, сообщается на сайте военно-морского института США. «...без препятствий со стороны военно-морских сил Корпуса стражей исламской революции (IRGCN), ответственных за прибрежную оборону и операции Ирана в Ормузском проливе, подтвердили представители обороны, - говорится в сообщении.
Еще год назад, выходя из «Ядерного соглашения», США выдвинули Ирану 12 требований по его внешней политики и военным программам, и сейчас обещают добиться их выполнения любой ценой. Трамп грозит санкциями любой компании, которая возьмется транспортировать иранскую нефть. Со со своей стороны Иран обещает ни за что не уступить, проводит демонстративные испытания ракет и грозит перекрыть маршруты для трети нефтяных танкеров мира. Говорят ли лидеры государств вслух то, что собираются делать на самом деле? К тому же в США в следующем году - президентские выборы ...
Что случилось...
Иран официально прекратил соблюдать некоторые обязательства ядерного соглашения, подписанного в Вене 14 июля 2015 года между Ираном, Евросоюзом, пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН, а также Германией. По условиям т.н. «Совместного всеобъемлющего плана действий» (официальное название соглашения. - Ред), Тегерану разрешено производить не более 300 килограммов низкообогащенного урана и около 130 тонн тяжелой воды. А теперь, по словам представителя иранского атомного агентства, Тегеран не будет придерживаться ограничений в производстве низкообогащенного урана и тяжелой воды.
Кроме того, Тегеран предупредил, что если мировые державы в течение 60 дней не предпримут шагов для защиты иранской экономики от американских санкций, то Иран откажется еще от нескольких своих обязательств и начнет обогащать уран до более высокого уровня, чем 3,67 процента, как по соглашению (до его заключения Тегеран обогащал уран до 20 процентов. - Ред).
Евросоюз и главы МИД ФРГ, Франции и Великобритании заявили, что они по-прежнему привержены договору с Ираном, однако ультиматумы от Тегерана принимать не намерены.
Что предшествовало...
В 2015 году Иран, Евросоюз и указанные страны достигли соглашения по иранской ядерной программе в обмен на отмену санкций. Но в октябре 2017 года президент США Дональд Трамп заявил, что соглашение не отвечает интересам США. Американский президент заявил, что США располагают доказательствами того, что Иран продолжает разработку ядерного оружия. 8 мая 2018 года Трамп объявил о выходе США из соглашения, а также анонсировал восстановление санкций против Тегерана.
21 мая госсекретарь США Майк Помпео озвучил требования к Ирану. Вашингтон, с одной стороны, угрожал беспрецедентным экономическим давлением, все более болезненными санкциями, преследованием членов подконтрольной Ирана организации «Хизбалла» по всему миру, а также борьбой с иранской киберпреступностью («У Ирана больше никогда не будет доминирования на Ближнем Востоке»); но в то же время, если Иран пойдет на сотрудничество, заверял, что готов помочь иранской экономике.
В частности, требования были такими:
- пять - в сфере ракетно-ядерных вооружений: прекратить обогащение урана и отказаться от выработки плутония; дать инспекторам Международного агентства по атомной энергии полный доступ к своим военным объектам; прекратить ядерную программу; прекратить распространение баллистических ракет; прекратить программу разработки носителей ядерного оружия;
- шесть - в сфере внешней политики: прекратить угрожать Израилю и вести против него враждебные действия; вывести все иранские военные силы из Сирии; не поддерживать хуситов в Йемене; прекратить поддерживать террористические группировки на Ближнем Востоке; признать суверенитет Ирака; прекратить поддерживать талибов в Афганистане (Заметим, что все это примерно то же, что требовать от России прекратить распространение «русского мира» и поддержку «народных республик» в соседних странах - так что, с этой точки зрения, ситуации похожи);
- и еще одно - освободить американских граждан, находящихся в Иране в заключении.
6 августа Трамп подписал указ о восстановлении санкций, причем в два этапа - один наступал сразу, второй в ноябре - тем самым Ирану давалось время, чтобы согласиться на сотрудничество. Но наступил ноябрь - и Вашингтон потребовал от всех стран, кроме Китая, Индии, Японии, Южной Кореи, Тайваня, Турции, Греции и Италии, прекратить покупать иранскую нефть под угрозой штрафных мер для компаний-закупщиков. Исключение для восьми перечисленных должно было действовать 180 дней - и вот в начале мая эти полгода закончились...
...Теперь вопрос стоит: санкции или война
В мае официальный Вашингтон ввел секторальные санкции против металлургического производства Ирана, которое считается наиболее прибыльным для страны после продаж нефтепродуктов.
...подписываю указ о введении санкций против производства Ираном железа, стали, алюминия и меди - крупнейших источников экспортных доходов, не связанных с нефтью, - сообщил президент США и одновременно подчеркнул, что Тегеран может ожидать и дальнейших действий, если принципиально не изменит своего поведения, напомнив о тех 12 условиях, которые должны стать основой для новой мирной договоренности с Ираном.
Я с нетерпением жду встречи с лидерами Ирана, чтобы создать новое соглашение и, что очень важно, принять меры, чтобы дать Ирану будущее, которого он заслуживает, - подытожил Трамп.
Ни Вашингтон, ни Тегеран не хотят доводить напряженные отношения до военного конфликта, сообщает ВВС.
Об этом заявил Майк Помпео: В последние недели Исламская Республика Иран предприняла серию угрожающих действий и заявлений. Реакция Соединенных Штатов, наших партнеров и союзников была четкой: мы не стремимся к войне. Но то, что в течение 40 лет Иран убивал американских солдат, совершал нападения на американские объекты и брал в плен американских заложников, служит постоянным напоминанием, что мы должны защищать себя, - подчеркнул глава Госдепа.
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи в свою очередь заверил, что Тегеран не хочет войны с США.
Тем временем еще на прошлой неделе США разместили военные корабли и самолеты в Персидском заливе, а также анонсировали развертывание на Ближнем Востоке дополнительных ракетных систем Patriot. По данным американской разведки, Иран перемещает баллистические ракеты малого радиуса действия, а также крылатые ракеты, размещенные на борту своих кораблей в Персидском заливе. Авианосец Авраам Линкольн, развернутый недавно по приказу Трампа на Ближнем Востоке в качестве предупреждения для Ирана, прошел через Суэцкий канал и вошел в Красное море. Позже к нему присоединился USS Arlington, способен перевозить машины-амфибии и самолеты.
Со своей стороны представитель Корпуса стражей исламской революции заявил, что присутствие американских бомбардировщиков и авианосца Авраам Линкольн в Персидском заливе не представляет угрозы для Тегерана, передает DW. Авианосец, везущий не менее 40-50 самолетов и шесть тысяч военных, был для нас серьезной угрозой в прошлом, но сейчас угрозы превратились в возможности, - сказал глава подразделения воздушных сил КСИР Амирали Хаджизаде... - Если (американцы. - Ред) сделают шаг, мы поразим их прямо в голову .
Узкое место, в прямом и переносном смысле - Ормузский пролив
В случае ужесточения санкций Иран может заблокировать поставки нефти из Персидского залива и грозит выходом из ядерного соглашения, сообщает Middle East Monitor.
«Мы не намерены закрывать Ормузский пролив, если военные действия не достигнут такого уровня, на котором этого нельзя избежать... Если наша нефть не сможет проходить Ормузский пролив, нефтепродукты других государств тоже не будут проходить ней», - цитирует издание начальника генерального штаба Ирана Мохаммед Багерия.
Такие заявления были и раньше, в частности, в июле и декабре прошлого года.
Бахрейн, Катар и Кувейт могут поставлять нефть на экспорт только через этот пролив, других выходов к морю у них нет. Через него также идут танкеры Саудовской Аравии, ОАЭ и Ирака. Всего через Ормузский пролив проходит около 30 процентов всей экспортируемой в мире сырой нефти, ее часть поступает в Китай, Японию, Индию, Южную Корею и Сингапур.
Пролив узкий - перекрыть его легко. Но такой сценарий развития событий все же маловероятен, ведь в этом случае Иран рискует настроить против себя не только США, но и другие нефтедобывающие страны региона.
Саудовская Аравия нанесет удар по Ирану, если тот заблокирует Ормузский пролив, заявил министр энергетики Саудовской Аравии Ибрагим аль Муханна после одного из предыдущих таких заявлений Ирана.
Если Иран попытается перекрыть Баб-аль-Мандебский пролив, уверен, ему придется противостоять международной коалиции, решительно настроенной помешать этому. В эту коалицию войдут и все виды ВС Израиля, - сказал премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху в прошлом году во время военного парада в Хайфе.
Чего хочет Евросоюз
Как и в случае с Россией - хочет, чтобы проблема решилась «как-то сама». Высокий Представитель ЕС Могерини и руководители МИД Франции, ФРГ и Великобритании выразили обеспокоенность решением Ирана уменьшить объем обязательств по Совместному всеобъемлющему плану действий («Ядерному соглашению» 2015 года. – Ред.), говорится на сайте Службы внешних действий ЕС.
В то же время подтвердили «наши твердые обязательства по соглашению, включая отмену санкций, в интересах народа Ирана. В этой связи, мы выражаем сожаление по поводу возобновления санкций со стороны Соединенных Штатов после их выхода из соглашения», - говорится в заявлении.
В то же время министры заявили, что не воспринимают никаких ультиматумов со стороны Ирана.
А еще - подтвердили намерение развивать законные торговые отношения с Ираном с использованием многоцелевой программы INSTEX (Instrument in Support of Trade Exchanges), введенной Евросоюзом в феврале этого года, чтобы обходить антииранские санкции США.
Чего хочет Израиль
Израиль не позволит Ирану получить ядерное оружие в свете недавнего отказа Тегерана от выполнения некоторых обязательств в рамках ядерной сделки, заявил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, сообщает Jerusalem Post.
«Сегодня утром... я узнал, что Иран намерен продолжить свою ядерную программу. Мы не позволим Ирану получить ядерное оружие», - сказал он.
Для Израиля вопрос ядерного оружия в соседних странах - отнюдь не теоретический. В 1981 году израильские самолеты уничтожили ядерный реактор в Ираке, в 2007-м - в Сирии. В стране действует неписаная, но и не тайная «доктрина Бегина», которая предусматривает в вопросах ядерной безопасности превентивные действия, чтобы исключить не только наличие такого оружия у враждебно настроенных соседей, но даже саму возможность его создания. Нетаньяху и израильские министры неоднократно называли ядерный Иран, или даже ядерно-способный Иран, неприемлемой и экзистенциальной угрозой для Израиля.
Правительство Израиля готово позволить США и Европе вводить экономические санкции и проводить дипломатические решения, одновременно выполняя тайные операции, вплоть до компьютерных вирусов и ликвидации специалистов, работающих над созданием оружия.
Какая нить в этом клубке главная для США?
Какой цели здесь важнее достичь Соединенным Штатам? Устранить угрозу ядерного и ракетного оружия (напомним: есть пять ультимативных требований к Ирану)? Или прекратить активность Ирана в регионе? Или главная цель, которая не называется вслух - добиться смены политического режима, создав экономические проблемы для власти Ирана?
Ведь Иран - не монолит. До установления теократической власти в 1979 году страна имела прочные светские традиции. «Зеленая революция» после президентских выборов 2009 года, парламентские выборы 2016 года показали, что либерально-демократический спектр в иранской политике существует, но сильно подавлен самой структурой власти и избирательного законодательства. В нынешнем парламенте реформаторское крыло даже имеет большинство, а парламентарии от столицы - все тридцать - представляют именно его. К тому же экономические проблемы в стране вызвали серьезные протесты в январе прошлого года - еще до каких-либо санкций. Начавшись как социальные протесты против повышения цен и высокой безработицы, демонстрации быстро приобрели политический характер, в том числе и против расходов на агрессивную внешнюю политику.
Смена жестко--теократического режима на хотя бы умеренно-консервативный, хотя бы по образцу нынешней Турции - повлияла бы сразу и на остальные вопросы.
К тому же у Трампа в следующем году перевыборы. Ему пригодился бы громкий международный успех - а изменения в Иране сопоставимы по геополитическому значению разве что с устранением режима Путина в России.
Александр Волынский, Киев