Конфликт вокруг херсонской автостанции “Югъ” превратился в вестерн, которого могло и не быть
18 января в Херсоне произошло громкое событие - во время пресс-конференции по вопросам пассажирских перевозок в области возникла стрельба в пресс-клубе Новый день.
Выступление одесских предпринимателей, владельцев херсонской автостанции “Югъ” (с указанной автостанции осуществляются перевозки на междугородных внутриобластных маршрутах общего пользования), в котором они озвучивали претензии к власти и конкурентам, злоумышленники пытались сорвать с помощью травматического оружия и слезоточивого газа.
Манера дискуссии, конечно, недопустимая. Обеспокоенность нападением выразил даже представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир, который призвал украинские власти расследовать инцидент и наказать виновных. Уже на следующий день полиция задержала нападавших. Однако вопрос жесткого противостояния в транспортной отрасли Херсонщины это не сняло.
Разборки с южным темпераментом
По заявлению Виталия Голодко, председателя херсонской общественной организации «Украина - это мы», сделанного в ходе пресс-конференции в Укринформе, региональный транспортный бизнес страдает от произвола местного начальника Черноморского межрегионального управления Укртрансбезопасности Игоря Пастуха, который якобы пытается “выбить” с конкурентного рынка бизнесменов, владельцев межобластной автостанции “Югъ”. Мол, с того момента, как среди владельцев ее оператора ООО «ВИВА ТИКЕТС» появился одесский предприниматель Сергей Яцук, Игорь Пастух всячески пытается препятствовать бизнесу и блокирует деятельность предприятия по надуманным основаниям.
“В ноябре 2018 года я купил часть уставного капитала предприятия, управляющего этой автостанцией. Но перевозчики, которые 5 ноября выиграли конкурс ОГА на перевозку с этой автостанции, под давлением угроз о расторжении договоров отказались заезжать на нее, осуществляя посадку и высадку пассажиров в неустановленных и не оборудованных должным образом местах.
Мы написали три письма Пастуху, но получили прозрачные намеки: вы здесь чужие, и работать сможете, только если 2/3 вашей фирмы будут принадлежать херсонским людям, - утверждает Яцук. Кроме того, по его словам, уже дважды против ООО «ВИВА ТИКЕТС» открывались уголовные производства по факту создания фиктивного предприятия.
Предприниматель рассказал, что обратился за поддержкой к одесским общественным организациям. По словам представителей ОО «Украина - это мы» и «Качественное общество», прибыв в Херсон, они убедились в том, что перевозчики действительно обслуживают пассажиров за пределами автостанции. Руководитель общественной организации «Качественное общество» Тодор Павловский считает, что это приводит не только к предоставлению некачественных услуг и риску для пассажиров, но и к тенизации бизнеса. Активисты провели собственные расследования относительно препятствий предпринимателю.
Во время озвучивания результатов на пресс-конференции в херсонском пресс-клубе Новый день на них и было совершено нападение. Причины нападения пока неизвестны, нападавшие арестованы, идет следствие.
Вместе с тем, на главного, как утверждают активисты, “виновника” скандала - Игоря Пастуха приказом председателя Государственной службы Украины по безопасности на транспорте Михаила Ноняка открыто дисциплинарное производство. На время осуществления производства чиновника отстранили от исполнения должностных обязанностей. «Да, это правда, меня отстранили. Причины, видимо, знает председатель (Михаил Ноняк – ред.)», - подтвердил Пастух.
Причины отстранения, по словам Игоря Пастуха, ему не назвали. Однако он убежден: «это явный заказ нелегальных перевозчиков» и связывает ситуацию с событиями вокруг автостанции «Югъ».
Точку в этом конфликте должен поставить внутренний “разбор полетов” в Укртрансбезопасности и правоохранительные органы, которые изучают обстоятельства нападения в пресс-клубе Новый день.
Сначала безопасность пассажиров, а потом претензии
Между тем, есть вопросы, собственно, и к предпринимателям. Транспортный департамент Херсонского горисполкома и департамент транспорта Херсонской ОГА со своей стороны тоже имеют серьезные претензии к деятельности ООО «ВИВА ТИКЕТС».
Во-первых, компания до сих пор не решила вопрос правомерности использования земельного участка, на котором размещены платформы и площадка для парковки транспортных средств по Бериславскому шоссе в Херсоне, вдоль фасада автостанции «Югь» и помещений ПАО «Укрпочта».
В подтверждение исполком Херсонского городского совета предоставил документы, которые свидетельствуют, что коммунальное предприятие «Сервис-Центр», которое занимается организацией городского транспортного сообщения, не имеет никаких договорных отношений с субъектами хозяйствования относительно парковки.
Во-вторых, автотранспортники не обустроили схему автомобильного движения на этой автостанции, которая находится в месте интенсивного дорожного движения. Управление патрульной полиции в Херсонской области Департамента патрульной полиции ОГА сообщило, что никаких заявок относительно согласования плана автостанции “Югь” от компании “Вива тикетс” к ним не поступало.
«Поэтому мы поставили вопрос перед предприятием, не давая оценку, законный руководитель или фиктивный: о приведении в соответствие схемы движения и согласовании с управлением патрульной полиции. А также о предоставлении документов о правомерности использования земельного участка, на котором размещены платформы, обеспечении безопасного функционирования автостанции», - отметил в местных СМИ руководитель транспортного управления ОГА Валерий Соценко.
Он также подтвердил информацию о том, что управление направило письма перевозчикам о воздержании от осуществления отправлений (прибытий) на автостанцию до тех пор, пока нарушения, допущенные при открытии и аттестации автостанции, не будут исправлены.
“Отсутствие указанных сведений в соответствии с информацией Херсонского городского совета, управления патрульной полиции в Херсонской области Департамента патрульной полиции дают основания полагать о возможных нарушениях действующего законодательства, которые имели место во время открытия и аттестации автостанции «Югь», в частности в части обеспечения безопасности движения”, - говорится в ответе ОГА на запрос Укринформа.
Тогда возникает вопрос, что мешает предпринимателям четко придерживаться принятых норм? Неужели эти требования настолько сложны и непосильны?
В ситуации с херсонскими транспортниками (и не только с ними) четко вырисовывается один очень некрасивый недостаток отечественного бизнеса — требовательность к государству и отсутствие требовательности к себе. Хочешь честности, прозрачности, содействия — будь честным, прозрачным и ответственным. В противном случае цивилизованный общественный договор не составляется.
Марина Нечипоренко, Киев
Фото из открытых источников