На украинский рынок заходит крупнейший в Европе лоукост-оператор автобусных перевозок
Как сообщает Центр транспортных стратегий со ссылкой на информацию компании FlixBus, 11 июня 2019 г. представители европейского перевозчика проведут в Киеве свою первую в Украине пресс-конференцию. Гендиректор компании в Польше и Украине Михал Леман расскажет о планах развития FlixBus на украинском рынке, о бизнес-модели FlixBus и сотрудничестве с местными автобусными компаниями, а также о новом стандарте междугородных автобусов для Украины.
Ключевой месседж - «заходит популярный европейский перевозчик»
Если точнее, FlixBus «зашел» в Украину почти два года назад. Еще в июле 2017 году компания объявила об открытии рейсов, которые связали ЕС и четыре украинских города. Автобусы из Киева, Львова, Ровно и Житомира начали ездить в Польшу (Краков, Катовице) и Чехию (Острава, Прага, Брно). Сейчас много рейсов ведут в Германию, а появившиеся позже рейсы из Ужгорода - в Будапешт и Вену.
Что касается обещаний насчет цен «от 5 евро», то здесь главное слово «от ...». Вот так прайс выглядит для Киева:
…а так для Львова:
Легко заметить, что в таблицах указаны одни и те же 42 города - речь идет о рейсах, которые начинаются в Киеве, через полтора часа проходят Житомир, через четыре - Ровно, а через 7 часов - Львов.
Скажем, поездка в Прагу начинается в Киеве в 8.00, львовяне садятся в этот же автобус в 15, и в 10.30 на следующий день все вместе прибывают в столицу Чехии. Стоит это больше 90 евро (2800-2900 грн), но если сегодня заказать билет, скажем, на октябрь - то будет на несколько евро дешевле. Место бронирования цены не меняет.
Для сравнения с внутренними украинскими ценами переведем деньги на километраж. Расстояние от Киева до Праги - 1400 км, получается около 2 гривень за километр. Проехать 480 км до Одессы стоит 180-650 гривень (в зависимости от перевозчика и комфорта), или от 35 копеек до 1 грн 35 коп. за километр. То есть получается, что «европейский выбор» - чуть дороже, но сопоставим. Тем более, что километраж для Flixbus - не главное. Самый дальний рейс до Кельна - почти 2000 км - стоит от 2149 до 2808 гривень, то есть вполне по-внутриукраинским 1,1-1,4 грн за километр.
Для групп от трех человек действуют специальные предложения, но нужно делать запрос. Небольшой багаж - два места бесплатно. Бронирование «почти» можно отменить: деньги не вернут, но заменят на ваучер для другой поездки.
В Европе FlixBus - это действительно «популярный», если не сказать «основной», перевозчик. По крайней мере, в Германии он контролирует 93% пассажирских автобусных перевозок. Как отмечается на сайте компании, маршруты автобусов проложены через более чем 2000 населенных пунктов в 29 странах. Ежедневно выполняется около 350 тысяч рейсов.
Вот так это выглядит на карте. И конечно, нам тоже хочется на этот зеленый ковер и видеть разветвленное украинское «позеленение» вместо узкого коридора «граница - Киев».
Ключевое ожидание - «немецкое качество»
«Flixbus» - немецкая транспортная компания, основанная в Мюнхене в 2013 году. В том же году объединилась с берлинской компанией «MeinFernbus» и стала лидером немецкого рынка автобусных перевозок. Тогда слово «немецкий» следовало понимать буквально.
В 2015 году компания вышла на международный рынок. С тех пор успела поглотить несколько других крупных перевозчиков, среди них в частности Megabus, Postbus и австрийскую HELLO, и стать крупнейшей в Европе. В декабре 2017 года было объявлено о поглощении польского «PolskiBus». В мае 2019-го «Eurolines» и «Isilines», которые принадлежали «Transdev Group», вошли в состав «FlixBus», включая все виды деятельности «Eurolines» на рынках Франции, Нидерландов, Бельгии, Испании и Чехии и принадлежность бренда к местным перевозчикам в 25 странах.
Поэтому сейчас услуги Flixbus предоставляются в сотрудничестве с более чем 280 региональными автобусными компаниями по всей Европе. Местные партнеры отвечают за ежедневное выполнение маршрутов, в то время как Flixbus отвечает за официальные разрешения, необходимые для работы междугородной сети. Flixbus занимается сетевым планированием, маркетингом, ценообразованием, управлением качеством и обслуживанием клиентов.
Эта бизнес-модель весьма гибка и адаптивна и позволяет компании быстро расти. Однако качество автобусов зависит от парка, доступного субподрядчикам, а качество услуг от местного персонала.
«В компании работает международная команда, состоящая почти из 1000 сотрудников в Мюнхене, Берлине, Париже, Милане и Загребе, а также из нескольких тысяч водителей наших партнеров», - рассказывает о себе сам FlixBus.
На самом сайте компании бизнес назван «зонтичным»: «Компания FlixBus - успешный «зонтичный» бренд с наиболее эффективной сетью междугородных автобусных перевозок в Германии - предлагает собственные технологии, мощную маркетинговую и торговую платформу, а также инновационную систему продажи билетов», - формулирует свои преимущества лоукостер.
Но логично возникает вопрос: качество услуг остается брендированным «немецким»? Или местные перевозчики привозят с собой и «местный колорит»?
Ключевое слово - «лоукост»
Ответ на предыдущий вопрос частично дают комментарии тех, кто уже воспользовался услугами «зонтичной сети»:
- Доступная цена билетов, большая сеть маршрутов. Комфортабельные автобусы. Недостатки: Бывают задержки рейсов.
- Недорого, комфортно. Недостатки: Задержки, не всегда удобное расписание
- Преимущества: может и есть, я не увидел. Недостатки: автобус не приехал, оповестить об этом компания не удосужилась
- Преимущества: стоимость билета, относительно комфортно. Недостатки: Нет wi-fi
- Низкая цена, удобный двухэтажный автобус, есть кофеварка, wi fi, мягкие кресла, чистый туалет. Недостатки: бардак с посадкой и багажом, wi fi периодически исчезал
- Преимущества: Комфорт, цены. Недостатки: Нет
- Преимущества: есть розетки и вай фай. Недостатки: задерживают и отменяют рейсы
- Не дорого, быстро, чисто. Недостатки: Опоздание без предупреждения, отсутствие интернета в дороге.
- Хорошие автобусы, цена, охватывают почти всю Европу. Недостатки: Из-за тяжелого трафик возможные опоздания.
- Дешево, много маршрутов. Недостатки: Бывают опоздания, не работает wi-fi.
А вот оптимистичное итоговое: «Разбалованные польским автобусным лоукостером, от немецкого, признаться, мы ожидали большего в вопросах интернета и питания... В целом комфорт в поездке тянет на твердую четверку, и то только потому, что мы знаем, что бывает лучше. Неизбалованный сервисом украинский пассажир, возможно, оценит Flixbus еще выше».
Поэтому от «бюджетной» услуги не стоит ждать слишком много. Но за счет разницы в обычном комфорте - «что для европейца худо-бедно - для украинского лоу-бюджетника вполне хорошо» - ожидается положительный эффект.
Ключевой день - 11 июня
Чтобы все узнать «из первых рук», осталось подождать ровно неделю. Возможно, ничего масштабного и не планируется. В конце-концов на сайте самого FlixBus сообщения о пресс-конференции нет (вероятно, пока нет?). Последняя новость датирована тем самым июлем-2017, когда начал действовать маршрут «Киев-Житомир-Ровно-Львов».
Гендиректор компании в Польше и Украине Михал Леман, который, по сообщению, должен рассказать «...о планах развития FlixBus на украинском рынке, о бизнес-модели FlixBus и сотрудничестве с местными автобусными компаниями, а также о новом стандарте междугородных автобусов для Украины», или не знает о новом назначении, или не рад ему, потому что на его Твиттере указана только должность в Польше.
А тем временем у пресс-службы есть еще неделя, чтобы добавить букву «в», которой на сайте компании не хватает в слове «відпраляйтесь» с момента появления украинской страницы, то есть почти два года (к слову, по-украински хорошо звучало бы вирушайте).
Так что до встречи 11 июня, тогда все важное и узнаем.
Александр Волынский, Киев