Чем украинские компании удивляют европейский рынок
Мед со вкусом имбиря, моркови и кураги, новый вид мороженого, которое нагревается в руках. Все это украинцы представили на международной выставке в Амстердаме.
В Нидерландах стартовала международная ежегодная выставка PLMA “World of Private Label” (“Мир собственных торговых марок” – ред.). На два дня выставочный центр RAI в Амстердаме превращается в настоящий рай для производителей, поставщиков и потребителей. Это специализированная выставка. Ее главная цель – дать возможность производителям по всему миру громко заявить о себе и своем продукте, встретиться с представителями оптовой и розничной торговли и покорить рынок ЕС. Ежегодно выставку посещают более 15 000 специалистов из более чем ста стран мира, представители торговых и специализированных сетей, дистрибьюторы и оптовики, импортеры и экспортеры. В международной выставке приняли участие более 10 украинских компаний. Итак, чем удивляли украинцы – узнавал Укринформ.
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ РАЙ
Сыры, колбасы, пасты, соусы, мясо, хлеб, пицца, сладости, синий чай... Выставочный центр RAI в Амстердаме напоминает большой супермаркет. Всюду что-то нарезается, кипит, жарится...
Производители со всего мира съехались, чтобы продемонстрировали свою продукцию, найти новых партнеров и клиентов и готовы на все, чтобы только привлечь внимание к своему лотку. Главное для них – любым способом привлечь клиентов и установить контакт с торговыми сетями.
Иду на запах. Попадаю на целую улицу с итальянской вкуснятиной, вдруг меня отвлекают ребята из Венгрии и предлагают попробовать продукцию их компании Lepenyes. Просто с гриля протягивают кусочек хрустящего лакомства с сыром.
“Вот так, при -18, выглядит замороженная продукция. А вот так уже у меня на гриле. Все очень просто: вытаскиваешь из холодильника, 6-9 минут на гриле – и готово. Если нет гриля – 3 минуты в микроволновой печи. У нас есть 14 различных вкусов. Со свининой, курятиной, и, конечно, для вегетарианцев”, – говорит Нил.
На профессиональной международной выставке ребята Дэвид и Нил из Lepenyes впервые. Говорят, компания уже начала экспорт продукции в Румынию, Словакию и скандинавские страны, и они сейчас ищут бизнес-партнеров.
“Мы сотрудничаем, продаем свою продукцию с этикеткой других марок. Мы адаптируем продукт под клиента, и затем уже его продают различные магазины”, – объясняет Дэвид.
Возле ребят из Венгрии – итальянец, напевая и пританцовывая, готовит пиццу. Испанцы нарезают на дегустацию свой национальный деликатес – сировяленое свиное бедро. Уже на другой пищевой улице готовят стейк из телятины. Но я не отвлекаюсь на все эти запахи и направляюсь к украинцам.
РЫБА И СОУСЫ
И вот наконец – стенд с яхтами на море, рыбой и украинским флагом. Это компания “Флагман Сифуд” (“Flagman Seafood”). На рынке они уже 20 лет занимаются рыбной продукцией. Морепродукты предлагают на европейские рынки, сотрудничают с США. Имеют очень широкий ассортимент: консервы, вяленая рыба, лосось, форель, копченая рыба. Всего – более 300 позиций рыбы из разных стран мира: Украины, Норвегии, Исландии, Испании, Дании, Швеции, Франции, Нидерландов.
“У нас широкий ассортимент продукции. Лосось, форель, сельдь маринованная, килька, икра лосося, также икра мойвы”, – рассказывает менеджер внешней экономической деятельности Марина Лукашова.
Сглотнув слюну возле витрины, иду искать мою самую большую слабость – томаты и соусы. У Украины на выставке нет, как у итальянцев, своей целой улицы. Поэтому, чтобы посмотреть украинскую продукцию, ее сначала надо отыскать. Вооружившись картой, бегаю по павильонам – и вот он, соус.
“Луцк фудз” (“Lutsk Foods”) на рынке уже больше 20 лет. Находится компания в Волынской области, в Луцке. Она специализируется на производстве и продаже томатных соусов, пасты, аджики, натуральных и столовых уксусов. Участие в выставке в Амстердаме берут уже в четвертый раз.
“Это специализированная выставка, люди все приходят заинтересованные, нет зевак здесь. Активно развивать экспорт мы начали 5 лет назад с европейского рынка — Германии, Нидерландов. На нидерландском рынке наша продукция уже 4 года. У нас несколько клиентов и мы надеемся, что после этой выставки их количество увеличится именно в Голландии”, – рассказывает директор по маркетингу и продажам Павел Мелехов.
“Мы нацелены на сетевых клиентов”, – дополняет Павла коллега, директор по экспорту Василий Стрельчук.
В другом павильоне – еще один украинский производитель моей слабости. Кетчупы, соусы, майонезы, томатная паста – все это “Чумак”. На прошлой неделе компания отметила 23 года. На выставке они уже второй год подряд. Среди новинок – органический кетчуп, соус со вкусом карри-ананас, также креветочный и сырный.
“Что касается контрактов, которые мы могли заключить после первого года участия в этой выставке, то я бы сказал, что это большая сеть магазинов в Скандинавии, для которых мы делаем продукты под их торговой маркой”, – делится успехами менеджер по продажам и экспорта Сергей Плодунов.
ПЕЧЕНЬЕ, МОРОЖЕНОЕ И МЕД
Украинский десерт также представлен. Начнем с печенья. Владелец компании “Ярич” Владимир Гнатюк рассказывает: когда начали выставляться, об Украине мало кто знал, но сегодня их печенье продается в супермаркетах Нидерландов. Европейский рынок начали завоевывать с Польши.
“Буквально года 4 назад у нас появились первые контракты. Мы зашли в первые европейские сети: польский Auchan, Carrefour. Год назад мы зашли в Biedronka, единственные из кондитерских производителей. О нас уже начали говорить, об Украине, о производителях. И очень важно, что мы вышли на европейский рынок с хорошей, качественной продукцией. У нас работает дистрибьютор. Вот наша продукция. Она продается в Голландии”, – гордо рассказывает Гнатюк.
Показывая крекеры с сыром, луком, сметаной и чесноком, Гнатюк говорит: главное – дать попробовать свою продукцию – и тогда клиент уже никуда не денется.
“А еще есть новый вид крекера – “Хабанеро” называется, с перцем. Такого вообще нет, мы первые. Оно очень подходит европейцам и хорошо продается в Америке”, – добавляет он.
Украинское мороженое, которое можно нагреть в руках, уже набирает популярность в Польше и Германии. Мороженое из Житомира на выставке в Амстердаме впервые.
“В бизнесе, как говорят, надо дешевле купить и дороже продать. Это законы бизнеса”, – говорит генеральный директор фабрики мороженого “Рудь” Сергей Вивсык, грея мороженое в руках. Такое мороженое придумали для детей. Оно подогревается за счет температуры тела, поэтому не будет слишком холодным. И быстро станет нужной температуры. Благодаря специальной упаковке, удобно для потребления. По словам директора, сегодня трудно удивить рынок, но он надеется, что новые виды мороженого и привлекательная цена сделают свое дело.
“Компания “Рудь” - лидер производства мороженого в Украине и сегодня стоит задача выходить на новые рынки, на европейский рынок и за пределы Европы. Мы сегодня работаем с немецкими партнерами, есть и в Чехии партнер, но мы хотим о себе рассказать большему кругу наших потенциальных клиентов и заявить о себе как о производителе качественной и вкусной продукции”, – отмечает Вивсык.
Но больше всего меня поразил украинский мед. Вы когда-нибудь пробовали мед со вкусом имбиря, ягод, фруктов или с фундуком? Ascania-Pack – тоже впервые на международной выставке в Нидерландах. Покорить европейский рынок надеются своей медовой новинкой – кремом-суфле. Срок хранения продукта – два года.
“Мы хотим зайти на рынок с интересным ассортиментом, поэтому нам пришла в голову идея добавлять в мед натуральные ингредиенты. Таким образом у нас сформировалась линейка, где, естественно, свыше 90% – это натуральный мед. На каждой баночке указан состав, с четким процентом содержания каждого из ингредиентов. Здесь вы можете увидеть натуральный имбирь, сок лимона, ягоды, фрукты. Основная идея – сохранить мед полезным, оставить его натуральным, но еще добавить дополнительный или вкус, или дополнительные полезные элементы”, – объясняет директор по экспорту Ольга Стадник.
Медом компания занимается уже больше четырех лет. На выставке стремятся найти постоянных и надежных дистрибьюторов по всей Европе, начать переговоры с сетями супермаркетов. Они также предоставляют услуги Privat label (собственная этикетка), когда производят продукцию для определенной компании под их брендом.
“Очень надеюсь, что в Нидерландах потребитель сможет попробовать украинский мед, просто купив его в супермаркете”, – говорит Стадник.
УГОЩЕНИЕ ДЛЯ ЧЕТВЕРОНОГИХ
Некоторые на выставку приходили с домашними любимцами. Чтобы они сами могли протестировать и выбрать, что им по вкусу. Ведь продукция для животных тоже была представлена. “Порой кажется, что животных стали любить больше, чем людей”, – шучу я с украинским производителем корма для собак и кошек.
На мировом рынке “Кормотех” (“Kormotech”) – уже 15 лет. В компании работает более 700 человек и 85% из них являются владельцами домашних животных. “Поэтому с тестированием у нас проблем нет”, – отшучивается директор предприятия Ростислав Вовк.
На самом деле, если не шутить, то есть профессиональные дегустационные панели – одна в Нидерландах, вторая - во Франции. “А также у нас, в Украине, есть собственная. Мы ее называем домашней дегустационной панелью, на которой пробуется каждый продукт”, – рассказывает Вовк.
Сейчас они строят новый завод в Литве, поэтому на выставке активно ищут новых клиентов.
“Мы на данный момент – лидеры на украинском рынке с нашими собственными брендами, а также мы сотрудничаем с сетями супермаркетов по Privat label, под их собственными торговыми марками, а также продаемся в более чем 20-ти странах мира, среди которых европейские страны, такие как Нидерланды, Франция, Швеция, Латвия, Эстония, Польша, Румыния и т.д.”, – говорит Вовк.
Длилась выставка два дня, 21 и 22 мая. Но, как по мне, нужна не одна неделя, чтобы обойти и рассмотреть всех. Ведь кроме еды, напитков, есть очень много павильонов с товарами для здоровья и красоты, дома, сада и огорода, магазинов, в общей сложности здесь выставляется более 4000 производителей.
По дороге к метро в толпе время от времени мне на глаза попадались посетители выставки. В руках они несли пакеты и брошюры с информацией об украинских производителях. Поэтому, хотя украинского еще мало на полках европейских супермаркетов, но о нас уже знают и смакуют.
Ирина Драбок, Гаага
Фото автора