Украинские производители имеют немалый потенциал, чтобы вкладом в европейскую экономику была не только труд наших заробитчан
На днях агрохолдинг Мироновский хлебопродукт Юрия Косюка объявил о приобретении 90% словенской компании Perutnina Ptuj. И... попал за это под критику. Дескать, мало того, что в Европу утекает украинская рабочая сила, так еще и деньги из страны уходят (впридачу попрекают тем, что холдинг лидер по получению государственных дотаций, которые таким образом “утекают” за пределы страны). Но если посмотреть на коммерческую сделку с точки зрения развития бизнеса, то можно только радоваться. Ведь наконец мы ожидали того времени, когда отечественные компании уже выросли из коротеньких штанишек и покупают активы не где-нибудь, а на взыскательном и высококонкурентном рынке Евросоюза. Даже если зарплата и налоги остаются в чужой стране – дивиденды и имидж хоть маленького, но уже международного бизнеса, возвращаются в Украину. Посмотрим, кто же, кроме Косюка, “дорос” до категории международников?
Не оффшорами едиными
Недоверие к выводу средств из страны понятно. Оно воспитано тремя десятилетиями постсоветской экономики с обилием историй о приобретении роскошной недвижимости в богатых странах, и избежании налогообложения благодаря оффшорам, откуда средства в лучшем случае возвращаются в виде иностранных инвестиций, чтобы потом снова исчезнуть в безликих «...ltd» с умышленно запутанной бенефициарной историей. Такое «инвестиционное» прошлое напоминает о себе и еще будет напоминать как попытками правоохранительных органов вернуть в бюджет выведенные коррупционерами миллиарды, так и скандалами из оффшорных компаний вроде «Paradise Papers» или «Mossack Fonseca».
Сейчас можно вспомнить не так уж много примеров, когда украинские компании становились реальными собственниками активов за рубежом, а не просто легализовали или выводили средства. По разным оценкам, прямые инвестиции из Украины в экономики других стран мира к началу 2018 года совокупно превышали 6 млрд долларов. Впрочем, большинство из них числились по кипрским юридическим адресам и не были, собственно инвестициями, то есть не предусматривали создание новых производств или освоения рынков. В то же время реальные инвестиции украинских предпринимателей, в частности и в Евросоюзе, показывают, что их продукция конкурентоспособна даже на насыщенных европейских рынках. Судите сами.
Агропроизводство
1. Еще в марте 2016 года в Киеве компания Gezondheid Dienst voor Dieren B. V. (GD) (Нидерланды) и ПАО «Мироновский хлебопродукт» подписали Меморандум о сотрудничестве. После подписания Меморандума владелец украинской компании Юрий Косюк прокомментировал: «Сегодняшнее соглашение станет дополнительной гарантией того, что производственные процессы МХП в полной мере отвечают европейским стандартам». И в том же году Мироновский хлебопродукт запустил завод по переработке мяса птицы в Нидерландах, инвестиции в проект составили 3,5 млн долларов. Сейчас предприятие в Нидерландах работает на максимальную мощность, производя 1,5 тыс. тонн куриного мяса в месяц.
В апреле 2017 года МХП открыла перерабатывающий завод в Словакии, следуя, как сообщила ее пресс-служба, «своей стратегии по экспорту, ориентируясь на конкретные рынки. Открытие перерабатывающего завода в Словакии с капиталовложением на уровне $3 млн состоялось в тесном сотрудничестве с одним из европейских дистрибьюторов.
Еще в ноябре 2018 года МХП заявил о планах инвестировать 200 млн евро в производственную базу Perutnina Ptuj в Словении течение нескольких лет. А сейчас Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) рассматривает проект, в рамках которого МХП получит 100 миллионов евро на это, сообщается на сайте ЕБРР.
2. В марте 2018 года компания «Овостар Юнион», производитель яиц (ТМ «Ясенсвит) и сухих и жидких яичных продуктов (ТМ «Овостар»), приобрела 89% в латвийской SIA «OE Product», решив сделать ее представителем группы в Евросоюзе. Сумма сделки составила всего лишь 61 тыс. долларов, однако «Овостар» декларировала гораздо более серьезные планы по завоеванию европейского рынка. В частности, собиралась строить в Валкском крае Латвии фабрику стоимостью 50 млн евро. Выход на европейский рынок вызвал критику со стороны местных производителей, которые считают, что конкуренция и так слишком высока.
Пищевая промышленность
3. Компания по производству соков T. B. Fruit украинского бизнесмена Тараса Барщовского, которая на украинском рынке известна соками прямого отжима Galicia, свой первый зарубежный актив купила еще в 2011 году. Им стало предприятие в польском городке Двикозы Сандомирского уезда (Dwikozy). После реконструкции производственные мощности завода были удвоены, а также расширенные склады. В дальнейшем T. B. Fruit предпочла не покупать, а строить новые предприятия – в 2013 году был запущен завод по переработке фруктов в Аннополе (Польша) мощностью 3 тыс. тонн яблок в сутки, а в 2014 году – в г. Единец (Молдова). Кроме того, T. B. Fruit планирует в 2019-2020 гг. начать строительство в Польше третьего завода по переработке яблок и ягод мощностью 3 тыс. тонн в сутки и ориентировочной стоимостью более 40 млн евро.
Кондитерская компания Roshen (тогдашний владелец — Петр Порошенко) вышла на рынок Европейского Союза в 2006 году, когда за 2 млн долларов была куплена одна из старейших кондитерских фабрик в Литве – Клайпедская. После модернизации мощности литовского предприятия выросли с 80 до 1290 тонн продукции в месяц.
В 2012 году корпорация заключила соглашение о покупке мощной кондитерской корпорации Венгрии Bonbonetti Group.
В свою очередь литовская дочка открыла представительства в других европейских странах. Согласно отчету литовского Центра реестров, к Roshen LT сегодня относятся дочерние предприятия: в Болгарии Roshen Bulgaria, польская Roshen Europe, румынский Roshen One и греческая Roshen Hellas. За несколько лет украинские производители смогли потеснить местных кондитеров. Так, президент Ассоциации польских производителей шоколадных и кондитерских изделий Polbisco Марек Пшеззяк утверждает, что польские производители обеспокоены растущим конкурентным давлением со стороны украинских сладостей.
Фармацевтика
В 2016 году крупные украинские фармацевтические компании начали осваивать зарубежные рынки - компания «Фармак» Фили Жебровской купила дистрибьютора в Польше Kotkowski Wierzbicki Wegrzyn за 6 миллионов долларов. А корпорация «Артериум» Константина Жеваго – фармкомпанию Marifarm в Словении с 6,8 млн евро. Эксперты объясняют движение украинских фармацевтов за границу тем, что компании уже достигли своего потолка в Украине и теперь расширяются за счет соседних платежеспособных рынков. Однако для укрепления позиций в новых странах компаниям необходимо будет потратить значительные средства на маркетинг. Напомним, ранее «Артериум» уже делал попытки приобрести актив в странах ЕС. В 2011 году корпорация безуспешно претендовала на покупку польской Polfa Warszawa, которая в 2010 году занимала 16-е место по продажам лекарств.
Металлургия
1.Зарубежные предприятия группы Метинвест (владелец – Ринат Ахметов) достаточно разветвленны в Европе.
В частности, в Италии работают два предприятия – производители и стального толстолистового конструкционного проката Metinvest Trametal (производственная база расположена в Сан-Джоржио ди Ногаро (Удине) и Ferriera Valsider (Верона). Производственные мощности по выпуску толстого листа составляют 400 тыс. тонн в год, горячекатаного рулона – 600 тыс. тонн. Сырьем для производства продукции на 80-90% служат стальные слябы, поставляемые с МК Азовсталь.
В Бургасе (Болгария) работает компания «Promet Steel» - перекатный завод, производящий сортовой и фасонный прокат.
С 2001 года на северо-востоке Англии работает компания Spartan UK – производитель толстолистового проката в Великобритании.
Компания United Coal Company (UCC), которая вошла в состав Метинвеста в 2009 году, добывает коксующийся и энергетический уголь в штатах Западная Вирджиния, Вирджиния и Кентукки (США), занимая шестое место среди американских производителей угля с общим объемом добычи 9 млн. тонн угля в год.
В Германии, Италии, Испании, Бельгии, Швейцарии, Великобритании, Румынии и Болгарии есть склады и торговые представительства Метинвеста.
2. Зарубежные активы есть и у группы «Индустриальный союз Донбасса» Сергея Таруты. Металлургический комбинат ИСД Гута Ченстохова (ISD Huta Chestochowa) – наиболее модернизированное предприятие Польши по производству толстого листа. Производственная мощность: более миллиона тонн листового проката в год и 100 тысяч тонн металлоконструкций.
ЗАО ИСД Дунаферр (ISD Dunaferr Zrt.) в венгерском г. Дунауйварош – крупнейшая группа металлургических предприятий Венгрии. Продукцию завода составляют как обычные конструкционные марки стали, так и специализированные.
Легкая промышленность
Благодаря качественному пошиву и демократичными ценами, одежда украинского производителя завоевывает все большую популярность не только на отечественном, но и на международном рынке. За прошлый год несколько украинских брендов открыли свои магазины одежды в Польше. Так, после запуска магазина в Вроцлаве украинский ритейлер одежды Goldi (владелица – Галина Червонюк) открыл торговую точку также в Варшаве. Украинская предпринимательница не планирует останавливаться на достигнутом.
Еще один магазин украинских производителей одежды открылся в Лодзи в крупнейшем в Центральной Европе оптовом центре PTAK. «Именно PTAK, и именно в Польше – это замечательный стратегический трамплин для освоения украинской модной индустрией западных рынков. Сначала в этом магазине можно будет приобрести одежду 15-ти производителей, и в дальнейшем ассортимент будет расширяться», – пояснила председатель бизнес-ассоциации «Национальное партнерство в легкой промышленности Украины» Голда Виноградская.
Подборку подготовил Александр Волынский