Украинские туристов стало больше в Европе примерно на треть, а лоукосты теперь заманивают десятками новых направлений
Два года назад мы праздновали долгожданный Безвизовые - круглосуточными очередями по биометрическим паспортам в отделениях миграционной службы. В представительстве Украины при ЕС на днях привели итоговую статистику: за это время два миллиона наших граждан посетили страны ЕС и Шенгенской зоны, совершив 33 миллиона поездок. По данным Госпогранслужбы, 34% из них воспользовались авиасообщением, остальные пересекали границу через автомобильные пункты пропуска, больше всего - с Польшей (35%), Венгрией (12%), Румынией (12%) и Словакией (7%). Конечно, нельзя говорить, что все два миллиона украинцев спешили открывать для себя Европу именно в качестве туристов, но то, что процесс запущен, можно увидеть по крайней мере по регулярным фото в соцсетях - друзей, родственников знакомых - из Праги, Вены, Берлина, Барселоны... Поэтому Укринформ решил узнать, как в реальности сказался безвиз на украинском туризме за это время.
Как украинцы становятся прирожденными туристами
В Госпогранслужбе отмечают, что в первый год действия безвизового режима границу с ЕС украинские граждане пересекали на 14% чаще (с 11 июня 2017 по 10 июня 2018 г.) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, когда еще действовал визовый режим. Но как же выделить из них туристов? По словам директора Центра развития туризма Владимира Царука, приблизительные выводы можно делать на основе путешествий украинцев лоукостами или чартерами.
“К примеру, в 2018 году таких туристов стало больше на 25-30% по сравнению с предыдущим годом. Думаю, в этом году тоже увидим большой рост, так как постоянно открываются новые рейсы. Люди теперь стали путешествовать несколько раз в год, причем разными способами - и пакетными турами через туроператоров, и индивидуально лоукостами. Но говорить о том, что 2 миллиона - это собственно туристы, не приходится. Если исключить из этой цифры деловой сегмент, людей, которые просто ездят к родственникам (не являются классическими туристами) и просто пересекают границу на автомобилях, то думаю, что реальные туристы составят треть от этой цифры, - говорит Владимир Царук.
Украинский турист еще не изменился полностью, это медленный процесс. Изменения будут тогда, когда Турцию или Египет будут посещать не 80% украинских туристов, а хотя бы 50-60% (для сравнения, только Турцию в 2017 году посетили более миллиона человек). А это зависит от покупательной способности населения и роста экономики, ведь несмотря на безвиз и дешевые авиабилеты, такие направления, как, например, скандинавские страны, остаются недоступны для большинства, ведь плата за гостиницы и питание остаются там достаточно высокими, - отмечает директор Центра развития туризма .
По мнению главного редактора журнала Украинский туризм Юрия Самойлова, самое главное изменение структуры туристического движения из Украины, обусловленное безвизом - это возможность last minute trip (путешествие в последнюю минуту). Этим с удовольствием пользуются как туристические операторы и агенты, так и собственно туристы. Ведь при любых условиях оформление визы требует нескольких дней, а с безвизом гражданин Украины может в любое время пересекать границу и въезжать в ЕС. При действии безвиза украинский турист стал чувствовать себя значительно свободнее. Он получил возможности выбирать между значительно большим количеством предложений отдыха и путешествий, чем при визовом режиме. Это и есть главное изменение от безвиза, - отмечает Юрий Самойлов.
Безвиз без лоукостов – деньги на ветер
Эксперты в сфере туризма сходятся на том, что Европа стала доступнее украинским туристам не только благодаря безвизу - такую же важную роль здесь сыграл и приход лоукостов в Украине. Ведь как ни крути, но пока нашего туриста в Европу не заманишь одним лишь отсутствием бюрократии, ведь многих от заветного путешествия сдерживала еще и цена билетов. Безусловно, эффект от безвиза мы получили немалый, стоит взглянуть на рост количества чартерных рейсов в ЕС на популярных направлениях на 30-40% за последние два года. К примеру, в Барселону таких авиарейсов стало больше в 2,5 раза по сравнению с периодом до безвиза, то же самое можно сказать и о Вене. Но этот эффект на сегодня уже практически исчерпан, а вот эффект от прихода лоукостов еще будет продолжаться, тем более, что в этом году ожидается много новых направлений, - отмечает Владимир Царук.
И действительно, экономным туристам, настроенным на Европу, в этом году будет где разгуляться. По информации туристического портала “У відпустку”, очень активна в этом году будет бюджетная авиакомпания Ryanair. С 1 апреля из аэропорта Борисполь она открыла новый рейс в Манчестер (Великобритания), а с 2 мая - в Дублин (Ирландия). С октября Ryanair планирует открыть четыре новых направления в Германию - в Дюссельдорф (аэропорт Веце), Франкфурт (аэропорт Хан), Карлсруэ / Баден-Баден и Нюрнберг. А с 1 февраля дочерняя авиакомпания Ryanair - Laudamotion начала полеты в Вену (Австрия), которые тоже будет выполнять из Борисполя, причем пять раз в неделю. Кроме того, с 19 апреля регулярные рейсы из Киева (тоже аэропорт Борисполь) в Париж начала французская компания Aigle Azur.
У лоукостера SkyUp Airlines (аэропорт Киев) тоже в этом году появились новые рейсы - в Грузию (Батуми), Испанию (Аликанте, Пальма-де-Майорка, Тенерифе), Италию (Неаполь, Римини, Катания), Португалию (Фару), Кипр (Ларнака), Черногорию (Подгорица), а также в Болгарию, Албанию, Грецию, Чехию. Другой же лоукостер Wizz Air уже начал летать в Латвию (Рига), Германию (Бремен), Польшу (Краков) и Данию (Биллунн).
Что ж, международные компании весьма тщательно изучают спрос перед тем, как открывать новые рейсы, поэтому похоже, и в этом году будет наблюдаться не меньший прирост числа украинских туристов в Европе, чем в прошлом. Тем более, что по данным миграционной службы, зарубежные биометрические паспорта уже получили более 11 миллионов человек, а значит еще хотя бы часть из них вскоре же отправиться гулять по Европе, попивать кофе хотя бы не на таких уж географически далеких улицах Вены или Варшавы...
Юлия Горбань, Киев