Украинская газотранспортная система успешно прошла международный аудит. Но без модернизации ресурса нашей “трубы” хватит ненадолго
По итогам комплексного аудита АО Укртрансгаз представители международного сертификационного органа «TÜV SÜD» (Германия) сделали положительное заключение о соответствии мировым стандартам систем экологического управления, управления качеством, безопасностью труда и энергетического менеджмента украинской ГТС. Аудиторы подтвердили, что ее оператор Укртрансгаз является надежным партнером и осуществляет безопасную и энергосберегающую эксплуатацию украинской “трубы”. При этом международные эксперты обнаружили лишь четыре незначительных несоответствия и дали 17 рекомендаций по улучшению интегрированной системы управления.
ГТС Украины: безопасная и пока неэффективная
В надежности украинской ГТС убеждены и отечественные эксперты. А вот к эффективности ее работы “есть вопрос”. Для ее повышения, а также для увеличения эксплуатационного ресурса газотранспортных коммуникаций нужна их комплексная модернизация. Об этом говорят уже давно. Но каждый раз чиновникам, которые “танцуют” вокруг “трубы”, что-то мешает – то отсутствие средств, то надежных партнеров, то законодательных решений или политической воли. При этом теряем драгоценное время. А “переменчивый” энергорынок этого не прощает. К тому же, у нас жадный сосед, который решил сделать все для того, чтобы лишить Украину ее статуса “транзитного государства”. И упреки в ее якобы “ненадежности” (с чем не согласны международные аудиторы) и неэффективности (с чем, увы, согласны все) нашей ГТС служат едва ли не самыми главными аргументами Кремля в дискуссиях с европейскими потребителями российского “голубого топлива”, точнее, при попытках навязать им свою волю. Так каковы перспективы украинской газотранспортной системы по состоянию на начало 2019-го – за год до завершения действия прежних “газовых” контрактов с РФ и ориентировочно за год с лишним до вероятного (конечно же, все мы хотим, чтобы этого не произошло) ввода в эксплуатацию скандальной обходной транзитной магистрали – “Северного потока-2”?
“Труба” – наше все
Газотранспортная система Украины – одна из крупнейших в мире. Ее эксплуатация важна не только для обеспечения топливом внутренних потребителей, а удовлетворения газовых потребностей десятков миллионов жителей Центральной и Западной Европы. Длина газопроводов – 37 тысяч километров. В начале 2010-х годов пропускная способность украинской “трубы” составляла 288 млрд. кубометров в год (на входе) и 178,5 млрд. кубов (на выходе). Сейчас, по оценкам экспертов, эти показатели несколько снизились – из-за изношенности некоторых трубопроводов и использования части мощностей в реверсном режиме. Но качать ежегодно 140-142 миллиарда кубометров топлива мы вполне в состоянии. Уникальность же украинской ГТС – в существовании 13 подземных газохранилищ общей активной емкостью 31 млрд. кубометров. Но... Срок амортизации почти трети украинских газопроводов уже истек, замены или полной модернизации требуют большинство из более 70 наших компрессорных станций. Как следствие – балансовые потери газа при транспортировке отечественной ГТС составляют 0,5% общего объема, что по современным меркам – большое расточительство.
К тому же, примерно 7 млрд. кубометров Укртрансгаз тратит ежегодно в качестве технологического топлива. В “лучшие” годы (к примеру, в 1996, 1997, 1998, 2004 и 2005-м) через нашу ГТС транспортировалось до 140 миллиардов кубометров “голубого топлива”. В 2010-х эти объемы сократились фактически вдвое. К примеру, в прошлом году Украина транспортировала 86,8 миллиардов кубометров топлива. А в 2014 и 2015 годах соответствующий показатель не достигал и 70 миллиардов кубов. Все потому, что в последние годы Россия целенаправленно “работает” на то, чтобы полностью оставить нашу ГТС без транзита, перейдя на поставки своего газа в Европу обходными маршрутами. При этом, “педалируя” тему прокладки разного рода “потоков”, РФ, конечно же, скрывает свою истинную цель. Мол, речь идет лишь об экономической выгоде, а не о политической сути навязанных европейцам проектов. Один из аргументов российской стороны, – утверждение, что украинская ГТС “устаревшая, неэффективная и ненадежная”. Большинство таких обвинений надуманы. Ведь на самом деле уровень безопасности нашей газотранспортной системы полностью отвечает современным требованиям. Что, собственно, подтвердили и немецкие аудиторы.
“Ежегодно Украина тратит на модернизацию своей “трубы” $250-300 миллионов. Как следствие, по количеству технических инцидентов и аварий наша ГТС намного надежнее, чем российская. Если речь идет о магистральных газопроводах, то никаких нареканий со стороны потребителей топлива на них вообще нет”, – отмечает эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев. По его словам, ситуация с распределительными сетями чуть хуже. Ведь далеко не все компании, которые занимаются распределением газа для нужд внутренних потребителей, тратят необходимые суммы для поддержания системы в надлежащем состоянии. Поэтому сбоев на этом уровне больше. “Но и эту проблему можно быстро решить – в частности, наработав в рамках реформирования внутреннего газового рынка новые механизмы и инструменты государственного контроля. Потому что на сегодня государство, к сожалению, не имеет должного воздействия на этих субъектов хозяйствования. Определенное давление на них возможно только через Регулятора (НКРЭКУ) или через органы местного самоуправления. А на компании, которые в процессе приватизации принимали на себя определенные инвестиционные обязательства, частично можно повлиять через механизмы контроля их выполнения”, – убежден эксперт.
Модернизация ГТС и “транзитные” перспективы
Эксперты отмечают: лишившись транзита, Украина потеряет существенный источник бюджетных поступлений – минимум 3 миллиарда долларов в год. К тому же, нам придется оперативно решать судьбу отечественной газотранспортной системы. Часть ее, конечно же, можно использовать для обеспечения внутренних потребностей (например, в условиях ожидаемого наращивания собственной газодобычи). Впрочем, большинство мощностей задействовать так и не удастся. Поэтому придется или полностью потерять их, распилив оборудование на металл, или взять на себя дополнительные расходы на консервацию ГТС, ее дальнейшее содержание и охрану от хищений.
И, безусловно, самая главная для нас потеря связана с тем, что, полностью отказавшись от транспортировки газа по нашей территории, Кремль ликвидирует один из последних предохранителей от прямой агрессии против Украины. Ведь, по оценкам экспертов, Москва, для которой международные правила и договоры давно “неписаны”, все же боится, что из-за возможных повреждений или принудительного прекращения прокачки газа Европа останется без необходимых объемов российского топлива.
Пока Кремль пытается убедить Украину и мир, что и после ввода в эксплуатацию газопроводов Северный поток-2 (рассчитан на 55 миллиардов кубометров) и Турецкий поток (31,5 миллиардов), потребность в транспортировке топлива через нашу территорию сохранится. Но в любом случае работа отечественной ГТС будет убыточной. Ведь максимум, который после воплощения своих энергетических прожектов сможет предложить Москва, – прокачка 15-20 миллиардов кубометров топлива в год. Окупится же, по расчетам экспертов, только транзит в объеме 40 (а еще лучше – 50-60) миллиардов кубов. Это связано не только с производственной рентабельностью, но и с технологическими возможностями. “Дело в том, что кроме транзита, украинская газотранспортная система участвует в процессе обеспечения “голубым топливом” внутренних потребителей, – объясняет председатель Бюро комплексного анализа и прогнозов Сергей Дяченко. – И, несмотря на то, что основной рабочий режим нашей ”трубы” – прокачка газа с востока на запад, зимой возникают проблемы, связанные с отсутствием возможностей поставки топлива в обратном направлении – для обеспечения восточных регионов страны. При нынешних объемах транзита этот вопрос решается путем “замещения” газа – часть его, зайдя из России на украинскую территорию, распределяется для нужд восточных областей. Одновременно такое же количество топлива поднимают из наших подземных хранилищ, расположенных, в основном, вблизи западных границ, и подают европейским потребителям. При объемах поставок менее 40 миллиардов кубов эта схема работать не может. Поэтому для обеспечения газом всех регионов страны Киев будет вынужден использовать свою ГТС в реверсном режиме, что исключает любые, даже минимальные поставки топлива в Европу”.
Предотвратить такой сценарий, помимо необходимых усилий для сохранения “приемлемых” объемов транзита топлива из России, может, и как можно скорее, привлечение европейских компаний к управлению украинской ГТС, считает Сергей Дяченко. Ведь, по его словам, это, во-первых, улучшит возможности влияния на россиян (ведь непосредственно пойдет речь о “европейском экономическом интересе”). А во-вторых, поможет решить давно наболевшую проблему модернизации украинской “трубы”.
На европейцев надеемся, сами – не ленимся
А вот эксперт по вопросам энергетики считает, что достичь этого в ближайшей перспективе Украине не удастся. Причин несколько. Среди них – отсутствие “стратегического видения” будущего отечественной ГТС и газового рынка страны в целом. Частично это связано с непрогнозируемостью действий “Газпрома” и его кремлевских патронов, частично – с нежеланием наших чиновников переходить от разговоров и лозунгов о реформировании и модернизации к определению реальных практических шагов в этом направлении.
“Все будет зависеть от магистральной цели – чего мы хотим от украинской газотранспортной системы в средне- и долгосрочной перспективе. Пока политической позиции здесь нет, – констатирует Геннадий Рябцев. – Мы даже не знаем, какими будут функции этой системы в 2021-2022 годах: сохранится транзит через украинскую территорию, какими будут объемы прокачки и внутренние нужды. А это, в частности, будет зависеть от уровня “ориентации” отечественной промышленности на потребление “голубого топлива”, ее энергоэффективности, а также от того, будет ли возобновлено промышленное производство товаров химической отрасли, для которой газ не топливо, а основное сырье. Пока это – задача со многими неизвестными, с большим количеством неопределенных параметров”.
Все это будет влиять на задачи, которые будут стоять в будущем перед отечественной газотранспортной системой. И только с учетом этого можно будет выяснить “цену вопроса” – сколько средств понадобится для того, чтобы “заточить” ГТС под выполнение соответствующих функций. Однозначно речь идет о нескольких миллиардах долларов. При таких условиях, возможно, актуализируется и вопрос деятельности международного консорциума по управлению украинской ГТС. Его создание возможно только тогда, когда будет заинтересованность всех сторон. А также при наличии гарантий прокачки определенных объемов газа в течение длительного периода.
“К сожалению, такие гарантии может дать только государство-агрессор, точнее, российский монополист, который поставляет топливо в Европу. Нужно ли нам принимать во внимание желание этого ненадежного партнера получить прибыль, – большой вопрос, – говорит Геннадий Рябцев. – Если такой уверенности нет, ни один из европейских операторов не захочет ничего вкладывать в нашу ГТС, не считая это экономически выгодным для себя. Другое дело, если заработает внутренний рынок газа. Когда компании, в том числе и зарубежные, увидят, что могут получать прибыль благодаря присутствию на этом рынке, инвестиции, как говорится, “потекут рекой”. Но этот процесс должен быть взаимовыгодным. Главное же не привлечь кого-то к управлению украинской “трубой”, а чтобы ГТС работала эффективно и при этом не страдали интересы ни государства, ни граждан”, – подытожил эксперт.
Владислав Обух. Киев