Потребители сигнализируют: поставщики электроэнергии нарочно “вгоняют” людей в искусственные долги. И грозят с 10 февраля отсоединять от сети
В отличие от сферы газообеспечения украинцев, где у поставщиков-монополистов, как писал Укринформ, все еще большое поле для злоупотреблений – в частности, из-за отсутствия надлежащего учета использованного топлива, в сфере электроснабжения таких лазеек, казалось бы, должно быть гораздо меньше, или не быть вообще. Ведь схема учета потребленной электроэнергии и расчетов за нее отработана десятилетиями. Но, оказывается, и здесь далеко не все в порядке. С мелкими манипуляциями со стороны поставщиков соответствующих услуг, вероятно, сталкивался каждый наш соотечественник. Но время от времени монополисты прибегают и к более масштабным проделкам. Причем, когда и кто станет очередной жертвой чьего-то желания нажиться за чужой счет, предвидеть трудно. Для многих киевлян, к примеру, “час ”Ч” настал в середине января – как только в почтовые ящики поступили “декабрьские” счета от подконтрольного Ринату Ахметову ЧАО “ДТЭК “Киевские электросети» (ранее – ПАО “Киевэнерго”).
С людей “по нитке”, богатым – “на причуды”?
Некоторые потребители, которые до этого исправно платили за электричество, с удивлением узнали, что “задолжали” поставщику по несколько сотен гривен. А некоторые – и по несколько тысяч. Как к примеру, житель Дарницкого района Киева Валерий К. давно заметил, что при определении размера оплаты за электроэнергию работники предприятия-поставщика внимание на фактические показания индивидуального счетчика почти не обращают, автоматически начисляя сумму, которую домохозяйство в среднем платило ежемесячно. Поскольку речь шла о сравнительно незначительных переплатах, Валерий, как говорится, “закрывал глаза” и... платил. Но полученная несколько недель назад довольно “странная” квитанция – со счетом на 2023 гривны – заставила мужчину понервничать. Ведь его среднемесячный платеж – 450-550 гривен!
В квитанции указаны показания счетчика: по состоянию на 01.12.2018 г. – 75009 кВт; на 01.01.2019 г. – 76485 кВт, – рассказывает Валерий, – то есть, по версии ДТЭКовцев, за месяц я смог потребить почти полторы тысячи кВт! Тогда как реальные показания прибора учета – даже меньше, чем цифра, которая стала “отправной” для декабрьских начислений – 74841 кВт!”.
Конечно же, корреспондент Укринформа поинтересовался, а не умудрился господин Валерий открыть в собственном доме какой-то производственный бизнес? Ответ отрицательный. Да и насчет бизнеса... В Интернете находим информацию, что мини-пекарня производительностью до полутонны хлебобулочных изделий потребляет в рабочем режиме ~5 кВт/1час. То есть, 40 кВт за смену, или – лишь 1200 кВт за месяц! До полутора тысяч “не дотягивает”. Что уж говорить про обычную квартиру – даже с постоянно включенными электроприборами!
Поэтому и неудивительно, что Валерий К. пока решил с оплатой “подождать”. Впрочем, и обращаться, как посоветовали друзья, с жалобами в местные или центральные власти пока не собирается. Не верит в эффективность такого шага.
“Мошенники всегда рассчитывают на доверчивых, и у них всегда есть куча отговорок – “ошиблись”, “не досмотрели”, “компьютер так посчитал”... Здоровья на всех не хватит. Здесь нужен системный подход и действенный механизм государственного контроля...”, – говорит господин Валерий
Вот как раз эта фраза “здоровья не хватит” и является ключевой – очевидно, именно на ней и основан расчет монополистов, которые время от времени “проверяют нервы” граждан “заоблачными” цифрами в “платежках”. И тот, кому доводилось ощутить на себе “прелести” “девять кругов жилищно-коммунального ада”, прекрасно знает: дозвониться до всяческих сервисных и колл-центров очень сложно. А если и дозвонишься – конкретного ответа на вопрос оператор не даст. В лучшем случае – посоветует прийти в сервисный центр лично. Решишь прийти – считай, минимум полдня потеряешь из-за очереди.
Кандидат юридических наук Олег Лукьянчиков советует тем, кто получил «неадекватные» квитанции, с оплатой не спешить и очереди в сервисных центрах пока не занимать.
“Если у человека есть возможность самостоятельно посчитать сумму оплаты за услугу, он может уплатить ее, чтобы “не влезать” в долги, – говорит юрист. – Если же потребитель такой возможности не имеет – не платите! Следует подождать одного из двух событий: 1) поступления счета с правильной суммой задолженности или 2) поступления сообщения о прекращении электроснабжения. И только после этого погасить задолженность. О прекращении электроснабжения потребителя должны известить за 5 дней – так что времени на уплату долга хватит».
«Рыбка» в мутной воде?
Почему аппетиты работников ЧАО “ДТЭК “Киевские электросети” существенно возросли именно в конце года, эксперты объясняют так: в компании, вероятно, решили “подтянуть хвосты” или “свести дебет с кредитом”, списав за счет клиентов недостачу, которую обнаружили в процессе реформирования. Ведь с нового года, согласно требованиям Закона Украины “О рынке электрической энергии”, за обеспечение потребителей электричеством отвечают уже две компании: упомянутая “ДТЭК “Киевские электросети” (как оператор системы распределения) и ООО “Киевские энергетические услуги” (компания-поставщик).
Поэтому логика простая. Начиная с 2019-го, ДТЭКовцам придется делиться прибылями с партнерами. А если взять эти средства заранее, воспользовавшись последними “монопольными” “платежками” (с февраля в квитанции будут две строки) – распоряжаться ими можно самостоятельно. То есть, есть шанс и потребителей искусственными долгами напугать, и партнера.... “нажучить”.
Понятно, что рано или поздно все выяснится и уплаченные людьми ранее суммы будут зачислены и согласованы с реальными показателями счетчиков. И это займет определенное время – возможно, несколько месяцев. А за этот период поставщик, аккумулировав на своих счетах собранные заранее деньги, может их как-то говорят успешно “прокрутить”, хорошо на этом заработав.
Ведь случаи появления в “платежках” информации о “долгах с потолка” нередки. К примеру, не раз с этим сталкивался и автор материала. Но в его случае речь шла о более скромных переплатах – несколько десятков гривен. Кажется, мелочь. Однако, если учесть, что в Киеве более миллиона домохозяйств и, ввиду монопольного положения все они – клиенты “ДТЭК “Киевские электросети”, – то, даже полученных наперед в среднем 100 гривен “с носа” в итоге позволят накопить больше 100 миллионов, благодаря которым можно ежемесячно “наварить” от 5 до 10 миллионов, оседающих на счетах или владельцев компании или ее менеджеров.
Мелочи... но чьему-то карману “приятно”
Еще один пример – дисбаланс расчетных показателей. К примеру, корреспондент не раз сталкивался с ситуацией, когда, по данным квитанции, сумма оплаты за январь рассчитана, исходя из последних показаний счетчика – к примеру 3500 кВт. А в февральской квитанции от реальных показателей (скажем, 3600 кВт) почему отнимают 3490. Таким образом, за 10 кВт. приходится платить повторно. Умножьте 9 переплаченных гривен на более миллиона домохозяйств (см. – выше)... К тому же, электричество, потребляемое в расчете более 100 кВт/час в месяц, оплачивается по повышенному тарифу (не 90 копеек, а 1 гривна 68 копеек за 1 кВт). Тоже “дополнительная” копейка монополистам. Причем наказать коммунальщиков за такие “шалости”, как выяснилось, практически невозможно.
“Взыскать в пользу клиента определенные суммы можно только, если действия поставщика нанесли потребителю ущерб, – объясняет юрист Олег Лукьянчиков. Поскольку факт отправки счета с неправильной суммой задолженности не причиняет вреда человеку, то и возмещения он не получит. Рассчитывать на определенное возмещение имущественного и морального вреда можно только, если при отсутствии задолженности домохозяйство отключат от электросети. Получить такое возмещение можно в судебном порядке. И в этом случае утверждение поставщика электроэнергии, что «у нас произошла ошибка в компьютерных системах», не будет препятствием для того, чтобы суд возложил ответственность именно на него”, – подчеркнул Лукьянчиков.
А вероятность того, что искусственно созданный энергетиками долг может стать поводом для отсоединения домохозяйства от сети действительно существует. Ведь, как сообщил в телеэфире коммерческий директор ЧАО “ДТЭК “Киевские электросети» Александр Бемм, с 10 февраля в столице могут начаться массовые отключения должников. Чиновник объяснил это тем, что “реформированная” компания уже не сможет “закрывать глаза” на долги киевлян, которые достигли 250 миллионов гривен. При этом никто не дает гарантии, что рядом с по-настоящему “злостными” неплательщиками под репрессии не попадут и честные потребители умышленно “накрученными” долгами.
Правда, любой злой умысел в своих действиях поставщики отрицают. И объясняют постоянные “просчеты” в “платежках” нехваткой контролеров. Мол, люди не хотят идти на эту “неблагодарную” работу. Но это, по мнению экспертов, – следствие все того же стремления сэкономить и ни с кем не делиться даже мизерной долей прибыли. Ведь закон HR-рынка прост: хочешь заинтересовать человека работать на тебя, создай для него надлежащие условия – в частности, предложи конкурентную заработную плату. В структурах ДТЭК, видимо, считают это лишним – главное, чтобы топ-менеджмент зарплатой не обидеть...
Но, справедливости ради, следует отметить: поставщики обещают вернуть средства, которые потребители по тем или иным причинам переплатили ранее. Правда, “на руки” деньги не выдадут. Их можно использовать для дальнейшей оплаты. Как отмечают в компании “ДТЭК “Киевские электросети”, средства клиентов, которые оплатили лишнее, перечислят поставщику универсальных услуг и зачислят на лицевой счет. А про сумму возвращенных денег клиентов сообщат в квитанциях со счетами за электроэнергию за следующий период. Подобные возможности предусмотрены и для потребителей в других регионах страны. Соответствующую информацию ищите на сайтах местной власти и операторов электросетей и поставщиков услуг.
Также Олег Лукьянчиков напоминает, что повлиять на действия поставщиков услуг по энергообеспечению (по крайней мере на уровне предписаний) помогут обращения в органы, осуществляющие регулирование в этой области. Центральным таким органом является Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. Эта комиссия имеет территориальные органы, куда каждый потребитель может обратиться с жалобой или предложением.
“Если хотите обратиться с жалобой в любой государственный орган, то лучше сделать это через Правительственный контактный центр. Почему так? Это удобно (вам не надо выходить из дому). Вашу жалобу не «потеряют» среди бумаг. И главное, как показывает мой личный опыт, жалобы, которые подаются через этот сервис, рассматривают в первую очередь», – советует юрист.
Александр Радийчук, Киев